Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:11, реферат
Для начала хотелось бы сказать пару строк о том, что арабо-мусульманская культура была интересна во все времена ее существования и до нынешних времен, своими традициями, обычаями, а также в плане духовного развития буквально изложенного в исламской философии, да именно философии арабо-мусульманского мира. Также как и любая другая страна, развивающая и сохраняющая свой духовный мир, страны Востока, объединенные исламской религией, проповедовали свою духовную мысль (т.е., другими словами исламская философия несла свое религиозное учение и свою философскую истину).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСЛАМ, ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 3
2. ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА И МОРАЛИ. 4
3. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. 5
4. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО, АРХИТЕКТУРА. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 7
ЛИТЕРАТУРА. 9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики
Кафедра культурологии
Реферат
Тема: «Арабо-мусульманская культура»
Реферат выполнил студент:
Тимошенко А.А
Факультет: ИСАКиБТ
Курс: 1
Специальность: 100100.62
Проверил преподаватель:
Буровский А.М
Оценка:
Подпись преподавателя:
Дата:
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Для начала хотелось бы сказать пару строк о том, что арабо-мусульманская культура была интересна во все времена ее существования и до нынешних времен, своими традициями, обычаями, а также в плане духовного развития буквально изложенного в исламской философии, да именно философии арабо-мусульманского мира. Также как и любая другая страна, развивающая и сохраняющая свой духовный мир, страны Востока, объединенные исламской религией, проповедовали свою духовную мысль (т.е., другими словами исламская философия несла свое религиозное учение и свою философскую истину).
Изучение арабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всей своей структурой, ядром и периферией - всегда актуальная исследовательская задача, вызывающая пристальный интерес как отечественных, так и западных историков, политологов, социологов, культурологов, философов.
1. Ислам, его эволюция и роль в развитии арабо-мусульманской культуры
Отправной точкой для развития арабо-мусульманской культуры стало возникновение ислама, третьей по времени появления мировой и последней из развитых монотеистических религий.
Ислам возник на Ближнем востоке, своими корнями уходил в ту же почву, питался теми же идеями, основывался на тех же культурных традициях, что христианство и иудаизм. Сам ислам признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой, однако, человеческое несовершенство привело к тому, что евреи и христиане неверно поняли смысл откровения одного и того же бога. Только пророк Мухаммед пришел с истинным откровением, исправляя ошибки своих предшественников. Простые идеи, рожденные в среде кочевников и купцов Аравийского полуострова, обрастали новыми пластами в условиях развивающегося феодализма на Ближнем Востоке. Поэтому сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в принципы, организующие весь ранний мир тогдашних обществ, подчиненных власти халифата. Ислам стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование которых находится в священном Коране, своде обычаев и правил поведения древней общины (сунна) являющимися дополнением к писаному закону.
После смерти Мухаммеда оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов. В связи с этим и возникли два течения в исламе, различающиеся толкованием сунны: суннизм и шиизм.
В основе суннизма лежит общее мнение улемов (суннитских ученых), тогда как шиизм основан на авторитете имама (наследника миссии пророка). В ходе эволюции ислама возник суфизм - мусульманский мистицизм, который в определенном смысле представлял собой реакцию горячо верующих пуритан на процесс начавшегося обесценивания (десакрализации) ислама. К истокам суфизма относятся концепции различных культур, а именно: догмы Корана, неоплатонизм Плотина с его тезисом о божественной эманации, которая отражается в предметах мира как в зеркале, положение индо-буддизма о примате абсолютной реальности над феноменальным миром ощущений и христианский аскетизм. Синтез этих истоков на основе ислама и привел к появлению суфизма. Несомненно влияние суфизма, как и ислама в целом, на развитие культуры и социально-политической жизни мусульманского Востока. Можно сказать, что под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, блестящую арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру.
2. Особенности мусульманского права и морали
Наряду с принципом этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному обоснованию, независимо от социальных последствий такого поведения. Это значит, что человек должен вести себя строго определенным образом, не потому, что разумно и целесообразно, а в силу того, что так предписано аллахом.
Последовательное внедрение принципов исламской морали в сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведет к утверждению среди адептов ислама слепой, некритической приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными», так как, подчеркивает известный французский востоковед А.Массэ, «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру». Такой способ обращения в истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже.
В убеждении мусульман вся организация халифата, его власть и законы - происходят от аллаха, что выражает специфическую оппозицию исламского мышления: противопоставлено божественное человеческому или «небесное» противопоставлено «земному», но вместе с тем не было оппозиции между религиозным и светским. Так как социальная жизнь людей, в том числе и их мораль, подчинена божественному закону, то нельзя говорить о существовании светских законов, противостоящих религиозным законам, светской власти, находящейся в оппозиции религиозной власти. Ведь существовала единая мусульманская власть, источником которой является бог, т.е. перед нами картина весьма специфической теократии.
Таким образом, цивилизация ислама организована вокруг весьма простых исходных концепций — религиозных догматов и законов, вытекающих из Корана и сунны- традиции, которую оставил после себя пророк Мухаммед. В целом можно сказать, что ислам — это образ жизни.
3.
Арабо-мусульманская философия
Следует подчеркнуть, что в арабо-мусульманской культуре ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры (не случайно VII—VIII вв. называют эпохой классицизма).
Важнейшим явлением и фактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской культуре стала философия, которая имела два компонента – эллинизм и ислам. Ведь все виды знания, все дисциплины, за которыми арабская классическая мысль признавала право на существование, благодаря Корану получали религиозное осмысление. Ибо Коран не только утверждал единство Аллаха, судьи и творца, как говорится в откровениях пророка Мухаммеда, не только устанавливал религиозную связь между верующим и его творцом-благодетелем, но и давал также импульс к неутомимому творческому поиску во всех областях знания.
Арабо-мусульманская философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщей зависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Все эти принципы применялись также в жизни отдельного человека, изучению его души и тела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знаний о человеке, общественных процессах и устройстве мироздания. В арабской философии распространялась вера в преобразующую силу просвещения, развивалось уважение к опытному знанию и человеческому разуму. Все это нашло воплощение в больших достижениях математики, медицины, астрономии, географии, эстетики, этики, литературы, музыки и свидетельствовало об энциклопедичности арабо-мусульманской научно-философской мысли. В области математики важнейшими достижениями, повлиявшими на западную науку, стали разработки позиционной системы счисления («арабские числа») и алгебры (Мохаммед аль-Хорезми, IXв.), формулировка основ тригонометрии. Наряду с этим в области физики большое значение имели труды по оптике, а в географии был введен метод определения долготы (аль-Бируни, 973-1048г.г.). Развитие астрономии было связано с работой обсерваторий, что, в частности, привело к реформе календаря (Омар Хайям). Большие успехи были достигнуты в медицине, которая была одним из основных занятий философов: в практической медицине применялись различные инструменты, лекарственные травы, развивался интерес к анатомии человека и животных. Вершиной развития медицины стала деятельность Ибн-Сины, известного в Европе как Авиценна и получившего там звание «Князя лекарей». Для интеллектуальной культуры арабо-мусульманского Востока характерным было увлечение шахматами, которые стали характерным знаком индийских культурных влияний.
4. Арабо-мусульманское искусство, архитектура
Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств — живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. В исламе существует запрет на изображение людей и животных в живописи и скульптуре, чтобы у правоверных не возникало соблазна поклоняться делам рук человеческих - кумирам, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами и, как следствие, изобразительное искусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкого развития. Эквивалентами пластических искусств стали: архитектура, орнаментальная живопись, книжная иллюстрация, каллиграфия, музыка, но особенно высокого уровня достигла словесность.
Каллиграфия, наиболее благородное визуальное искусство ислама, имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. Арабские слова в священных письменах соотносятся с арабесками, прежде всего с растительным орнаментом, связанным с азиатским символом древа мира, листья которого отвечают словам святой книги. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом.
Арабо-мусульманская научная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад в становление западно-европейской духовной и художественной культуры Средних веков.
Заключение
За считанные
десятилетия после
Одна из причин заключается в том, что ислам предложил арабо-мусульманскому миру идею централизации и объединения, которая сама по себе была привлекательной в глазах разобщенных народов. Ислам предложил, в сущности, не только новый образ мышления, но и новый образ жизни.
Эта культура оказала большое влияние на становление европейской культуры, а через нее - на мировую культуру в целом. Это влияние проявилось в области художественной культуры, естественно-научного знания, философии, медицины. При этом оно не ограничивается прошлым, оно заметно и сегодня. Некоторые исследователи полагают, что это влияние будет впредь только усиливаться, развивая концепции «панисламизма».
История ислама
показывает, что он легко приспосабливается к новым условиям. Важно
только, чтобы он сохранялся именно как
религия, без претензий на абсолютное
подчинение себе государственной и общественной
жизни.
Литература