Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:37, реферат
В мусульманском Азербайджане к XII в. сложились две архитектурные школы: нахичеванская и ширвано-апшеронская. Для нахичеван-ской характерны столпообразные мавзолеи: восьмигранный мавзолей Юсуфа (1162 г.), десятигранный — Моминехатуна (1186 г.). Грани покрыты узором, напоминающим ковровый. Основные линии орнамента выполнены из бирюзового кирпича. К концу XII в. композиция мавзолеев изменилась. Их центром стал портал с глубокой сталактитовой нишей (мавзолей в Иараге, 1167 г.).
Средняя Азия. В истории искусства всего мусульманского мира одну из ярчайших страниц вписало искусство Средней Азии. Став с 1370-х гг. центром огромной империи Тимура, Средняя Азия пережила в 14—15 вв. расцвет архитектуры и искусства. Жестокий и грозный завоеватель хотел, чтобы его столица Самарканд превосходила красотой и грандиозностью другие города мира. Здесь наряду с местными мастерами работали художники и строители, привезенные Тимуром из покоренных им стран— Ирана, Азербайджана, Афганистана, Ирака, Сирии, Индии. Дошедшие до нашего времени монументальные здания Самарканда, воздвигнутые при Тимуре и его преемниках, принадлежат к замечательным памятникам мировой архитектуры эпохи средневековья. Среди них комплекс усыпальниц, (мавзолеев) духовенства и знати Шах-и-Зинда (14— первая половина I5в.). Расположенные по крутому спуску холма, мавзолеи представляют собой небольшие портально-купольные сооружения, близкие по характеру, но не повторяющие целиком один другого. Ансамбль создает возвышенный поэтический образ. Архитектурный декор здесь доведен до совершенства. Бесчисленными переливами сверкают поливные изразцы голубых куполов и порталов, покрытых разнообразным узором. Сочетание простых архитектурных форм с изощренной декоративной фантазией придает ансамблю Шах-и-Зинда неповторимое очарование.
Испания. Главным архитектурным ансамблем Гранады был дворец Альгамбра, основная часть построек которого относится к 14 в.. Дворец расположен на высоком холме. Он окружен крепостной стеной красного цвета (по-арабски «красная» — «ал-хамра»). Дворец поражает богатством интерьеров, предназначенных и для пышных приемов и для интимной жизни восточного властелина. Основные помещения группируются вокруг двух больших открытых дворов — Миртового и Львиного. Но планировка Альгамбры, в которой нет строгой симметрии, отличается свободой. Расстановка заполняющих дворы тонких колонн кажется случайной. Сталактиты, словно гигантские соты, спускаются со сводов; на стенах, арках и карнизах развертываются сложные, построенные на сочетании голубого, красного и золотого, орнаментальные узоры. В убранстве интерьеров применены разноцветные мрамор и камень, раскрашенный алебастр, мозаика и люстровые керамические изделия. В архитектуру дворца органически включены вода и зелень. Бьющие из фонтанов сверкающие струн воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает впечатление легкости и хрупкости архитектурных форм. Альгамбра переносит человека в мир волшебной восточной сказки, покоряет строгим спокойствием, внутренней гармонией и чувством меры.
Мечеть Ибн-Тулуна – одна из самых красивых и самых древних в городе. Она была воздвигнута в конце IX века, еще до официального основания Каира, и первоначально соседствовала с дворцом Ибн-Тулуна, разрушенным в начале X века. За всю историю существования мечеть восстанавливалась несколько раз, но основной первоначальный облик сохранила. Названа мечеть в честь инициатора ее строительства Ибн Тулуна – правителя Египта времен Аббасидов.
Величественная, но вместе с тем легкая и воздушная, она стоит на холме, к которому, согласно местным легендам, причалил Ноев Ковчег. Арки, сводчатые приделы и красивая резная лепнина, строгий орнамент... Вымощенный булыжником внутренний двор окружен глухой массивной стеной с высокими зубцами. В XIII веке здесь, над фонтаном для омовений, появился купольный павильон, ставший одним из символов Каира. С северной стороны ограды расположен уникальный для Египта минарет со спиралевидной лестницей с наружной стороны башни.
|
Турция. Самая знаменитая мечеть Стамбула
— мечеть султана Ахмеда — построена
в 1609—1617 годы архитектором Мехмедом-ага
(учеником Синана) на месте бывшего дворца
византийского императора, напротив Святой
Софии. Строительство мечети началось
по распоряжению султана, которому было
тогда 19 лет. По преданию, он хотел из-за
некоторых грехов юности умилостивить
Аллаха. К тому же он подписал с одним из
правителей династии Габсбургов договор,
в котором признавал того равным себе.
Это, видимо, и было решающим моментом:
султан счел себя обязанным публично проявить
свою веру и особую приверженность исламу.
Архитектор Мехмед-ага завершил этот шедевр
зодчества за семь лет. Миновав трое ворот
во внутреннем дворе мечети, можно подойти
к внешней колоннаде из гранита, на крыше
которой 30 маленьких куполов. Большой
внутренний двор мечети окружен пор тиками.
В центре его располагается шестиугольный
фонтан, опоясанный шестью колоннами со
стрельчатыми арками. Такие фонтаны часто
встречаются в мечетях и имеют вполне
практическое значение: здесь верующие
совершают омовение. В мечети (со стороны
площади Атмейдан) имеется въезд, через
который султан, не слезая с коня, мог попасть
в свои покои в мечети.
Этот памятник-мавзолей повествует
о нежной любви правителя из династии
Великих Моголов к своей жене
— красавице Мумтаз Махал (в девичестве
— Арджуманад Бану Бегам), племяннице
сильного и влиятельного царедворца при
дворе индийского правителя. Имя Арджуманад
Бану Бегам окружено легендами и тайнами.
В 1612 году в девятнадцатилетнем возрасте
она вышла замуж за принца Кхуррама, ставшего
затем падишахом Шах-Джаханом. Во время
свадебной церемонии отец жениха, грозный
Джангир, нарек свою невестку и племянницу
своей жены — «Украшением дворца» (Мумтаз
Махал). Молодые супруги нежно любили друг
друга. Французский врач, философ и путешественник
Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать
лет, отмечал в своих записках, что Шах-Джахан
был настолько влюблен в свою молодую
жену, что «не обращал внимания на других
женщин, пока она была жива». А ведь у него,
как у любого восточного правителя, был
гарем — и большой. |