Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 23:50, реферат
Архангельский собор (собор Архистратига Михаила, собор Михаила Архангела) в Кремле строился в течение четырех сезонов – с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Новым на месте более древней белокаменной Архангельской церкви 1333 года. В этой церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита. С тех пор собор, посвященный покровителю ратных дел, Архангелу Михаилу, долгое время служил местом упокоения великих князей Московских и их родственников – удельных князей. По преданию, на месте собора в XIII веке была деревянная церковь Михаила Архангела, которую построил брат Александра Невского, Михаил Хоробрит.
Архангельский собор (собор Архистратига Михаила,
собор Михаила Архангела) в Кремле строился
в течение четырех сезонов – с 1505 по 1508
гг. итальянским архитектором Алевизом
Фрязиным Новым на месте более древней белокаменной
Архангельской церкви 1333 года. В этой церкви,
построенной при Иване Калите, была устроена
княжеская усыпальница, и первым туда
был положен сам храмоздатель – Иван Калита.
С тех пор собор, посвященный покровителю
ратных дел, Архангелу Михаилу, долгое
время служил местом упокоения великих
князей Московских и их родственников
– удельных князей. По преданию, на месте
собора в XIII веке была деревянная церковь
Михаила Архангела, которую построил брат
Александра Невского, Михаил
Хоробрит.
Другое предание гласит, что Михаил был
похоронен в Успенском соборе Кремля, его племянник
Даниил Московский – у стены Архангельского
собора, а в самом соборе первым был погребен
сын Даниила Московского и брат Ивана
Калиты, князь Юрий. Этот каменный собор
построили за очень короткий срок – всего
одно лето, поэтому исследователи предполагают,
что он был довольно небольшим, наподобие
храма Спаса на Бору (построен в 1330-х, разрушен
в 1930-х годах).
В начале XVI века для строительства
нового собора взамен обветшавшего великий
князь Иван III пригласил итальянского
архитектора, который, проведя год (по
другим источникам – даже несколько лет
в пути), в 1505 году приступил к строительству
нового княжеского храма. Есть предположения,
что при этом были сохранены некоторые
фрагменты старого здания, вошедшие в
стены и фундамент нового. Старый собор
еще в 1450 году сильно пострадал от удара
попавшей в него молнии и с тех пор находился
в тяжелом состоянии.
До завершения строительства Иван III не
дожил и был погребен фактически на территории
строительства. Заканчивали собор уже
при его сыне, Василии III.
Собор был построен в традициях
одновременно и русской, и итальянской
архитектуры; впрочем, и та и другая восходят
в своих истоках к византийской традиции.
Белокаменный крестовокупольный храм
высотой 21 метр (без глав), со сводами, опирающимися
на шесть столпов, увенчан пятью главами
и очень богато украшен снаружи. Фасады
храма с юга и севера разделены лопатками
на пять частей, а с запада – на три; лопатки
заканчиваются пышными капителями, а над
стенами поставлен ряд необычных закомар
с глубокими раковинами. На половине высоты
фасадов проведен сложный карниз, делящий
их пополам, на два света с высокими и узкими
окнами. Белокаменная резьба, разнообразная
и очень красивая, придает собору легкость
и устремленность вверх, несмотря на его
огромные размеры. Резьбой украшены все
порталы − как боковые, так и главный,
устроенный в заглубленной нише. В этом
декоре Алевиз Новый применил ряд приемов,
свойственных не храмовой, а светской
итальянской архитектуре эпохи Ренессанса.
Световые барабаны, поставленные
немного асимметрично, также позволяют
собору смотреться изящно и легко. Благодаря
им же, наряду с двумя рядами окон, интерьер
собора получил хорошее, правильное освещение,
которое тем более важно из-за уникальных
росписей, которые украсили стены при
Иване IV Грозном. Росписи эти
в 1652-1656 годах были сняты и заново написаны
по заранее сделанным прорисям выдающимися
мастерами своего времени: Симоном Ушаковым,
Степаном Рязанцем, Иосифом Казанцем и
Сидором Поспеевым. Конечно, колоссальную
работу выполняли они не вчетвером, им
помогали около 100 изографов из Ярославля,
Калуги, Новгорода, в том числе и такие
художники, как Гурий Никитин и Сила Саввин.
Их работа сохранилась
и по сей день. На фресках
изображены все великие и
В соборе сохранился роскошный
иконостас, написанный в 1679-1681 гг., в царствование
Федора Алексеевича Романова. В нижнем
его ряду находятся древние иконы, оставшиеся
от прежнего иконостаса, в том числе и
храмовая икона, написанная, по преданию,
по заказу монахини Евдокии, вдовы Дмитрия
Донского, около 1399г., в память о Куликовской
битве. Это икона «Архангел Михаил в деяниях».
В середине XVI века к собору были пристроены
приделы: Иоанна Предтечи у южной абсиды
и мученика Уара у северной. Каждый из
них имеет отдельный вход со стороны площади.
В числе захоронений собора есть особо почитаемые, мощи российских святых: князя Дмитрия Донского, Михаила и Федора Черниговских, царевича Димитрия.
Во время вторжения наполеоновских войск в Москву собор сильно пострадал. Не пощадил его и обстрел Кремля в 1917 году. В 1918 году собор был закрыт вместе с другими храмами Кремля. Когда в 1929-1930 годах сносили собор Вознесенского монастыря − женскую княжескую усыпальницу, в подклет Архангельского собора были перенесены в каменных гробах останки цариц и великих княжон. В 1955 году в соборе был открыт музей; с конца 1970 гг. началась масштабная реставрация древнего храма.
Сейчас в соборе продолжает
оставаться музей, но в престольный праздник
и на Радоницу в нем совершаются богослужения.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.
3 марта 1893 г. алтарь Архангельского
собора загорелся как раз за
чудотворной иконой "Благодатное
Небо" - образ Матери Божией
ничуть не пострадал, как и
сам алтарь и Святой престол.
5 августа 1977 г. Москву потряс диковинный
случай: сразу три шаровые молнии в Кремле.
Одна, опустившись на Ивановскую площадь,
тут же разорвалась, другая исчезла в Тайницком
саду, третья влетела в Архангельский
собор.
Десятилетие спустя шаровая молния ударила
прямо в Царские врата собора.