Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:18, контрольная работа
Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно – трудовой практики. Условно в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура - это развитие техники, орудий труда, также жильё, одежда, быт. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д.
1. Введение.
2. Деревянное зодчество.
3. Каменное зодчество.
4. Архитектура Новгорода.
5. Архитектура Владимиро-Суздаля.
6. Архитектура Москвы.
7. Новшества в архитектуре 14-16 веков.
8. Заключение.
Архитектура Владимиро – Суздаля.
Культура Владимиро – Суздальской земли имела свои традиции, терявшиеся в седой древности. Залесье давно было связано узами торговли с далёкими краями Руси и зарубежными странами. Волжский торговый путь не уступал по своему значению пути «из варяг в греки». Киевские князья пытались вовлечь Ростовские земли в сферу своего политического влияния и присоединить к своим владениям. Постепенно Залесье стало обстраиваться городами, со своими торговыми связями, со своим торгово – ремесленным населением. При всей своей оригинальности культура Ростова – Суздальской земли была немалым обязана культуре Киевской Руси, которая была прологом ко всей общерусской культуре, в том числе к культуре Владимиро – Суздальского княжества. В истории Владимиро – Суздальского зодчества принято выделять ряд этапов, связанных с княжениями Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и их наследников. Это установившееся в науке членение историко – художественного развития не является чисто хронологической сеткой княжения, наложенной «сверху» на историю искусства. Оно соответствует её действительным этапам, органически обусловленным последовательной исторической эволюцией русского Северо – Востока. Каменному строительству этого региона, получившему своё начало на рубеже 11 и 12 веков при Владимире Мономахе, предшествовала длинная и до сих пор неясная история местного деревянного зодчества. Первые христианские храмы были здесь деревянными. Лаврентьевская летопись упоминает в 1096 году церковь Дмитриевского монастыря в Суздале и деревянную церковь спаса в Муроме. К концу 11 и началу 12 столетия относится постройка первых каменных храмов: Успенского в Ростове и Богородице – Рождественского в Суздале. Ростов и Суздаль были старыми центрами области, являвшимися одновременно крупными очагами язычества. Здесь на площадях ещё стояли идолы, а ряд суздальских урочищ сохранил до наших дней свои культовые языческие наименования. Отрывочные данные свидетельствуют, что Мономах перенёс на Север киевскую архитектурную традицию; пришли сюда и киевские зодчие, строители первых каменных храмов на Севере – Востоке. Это был важнейший факт в истории древнерусского зодчества – достижения киевской строительной культуры были переданы в новые отдалённые края. С именем Мономаха связан и другой факт первостепенного значения – выдвижение нового центра – Владимира на Клязьме. После смерти Владимира Мономаха в строительстве наступил длительный перерыв, продолжавшийся до середины 12 столетия. Большой перечень построек Юрия Долгорукого в ряде городов Северо – Востока встречается в летописи только под 1152 годом. Храмы периода его княжения монументальны и суровы. Особое величественное впечатление производит Спасо – Преображенский собор. Его мощная глава, увенчанная в те годы шлемообразным куполом, горделиво возвышалась над земляными валами. Постройки Долгорукого отличаются от предшествующих храмов Мономаха и от современных им храмов других областей прекрасной техникой кладки из блоков «белого камня» - местного известняка. Превосходно подогнанные друг другу и тщательно вытесанные квадры камня образовали идеально ровную белокаменную гладь стены. Эта техника характерна для архитектуры Галичского княжества; в постройках Юрия имеются и некоторые декоративные детали, сходные с галичскими: аркатурный пояс с поребиком в Кидекше и Переяславле, перспективные порталы входов. Это свидетельствует о работе на строительстве пришлых мастеров. Вероятно, это были зодчие, строившие до 1152 года у галичских князей, с которыми Юрий находился в дружеских отношениях. Расцвет владимиро – суздальского зодчества совпал с годами княжения сына Юрия Долгорукого, князя Андрея (1157 – 1174). Властолюбивый князь ещё при жизни отца покинул Вышгород и переехал во Владимир. Он дерзко нарушил отцовский «ряд», принцип наследования, и начал княжить в суздальских землях, которые предназначались младшим братьям. В своих притязаниях на главенствующую роль среди князей он изменил политику и боролся не за киевский престол, а против великодержавного Киева. Князь перенёс столицу Руси во Владимир, а в 1169 году его войска, напав, захватили и разорили «мать городов русских». Уже через год после своего вокняжения Андрей начал грандиозные оборонительные работы во Владимире. Посады, окружённые боевыми стенами, встали в один ряд со старым княжеским городом, защищая его. Въезды во Владимир с запада и востока замыкали каменные башни Золотых и Серебряных ворот. Закрепляя линейный характер развития города, между величественными воротами протянулась центральная улица, которая связывала все три части города. Присвоение главным воротам города наименования Золотых, как в Киеве, свидетельствует о великодержавных замыслах князя. Главное культовое здание Владимира – Успенский собор (1158 – 1160) – было построено по характерной для городских соборов схеме шестистолпного храма с хорами и лестничными башнями. Собору предназначалась роль, аналогичная роли Софии Киевской. Художественный образ храма должен был утверждать его главенствующее значение в новом стольном городе Владимире. Стремление князя Андрея сделать Владимир новым политическим и культурным центром Руси обусловило поиски новых идейно – художественных средств. Для этого всемерно используется религия, распространяется культ Богородицы, внушается мысль о её особом покровительстве князю и земле Владимирской. Поэтому внешнему облику Успенского собора придавалось особое значение. Он должен был олицетворять честолюбивые замыслы владимирского «самовласта» и затмить своим великолепием предыдущие сооружения. Весьма наглядное представление о замыслах князя даёт церковь Покрова на Нерли (1165), сохранившая в основном свои первоначальные формы. Эта церковь была первым на Руси храмом, посвящённым новому богородичному празднику Покрова, установленному, помимо киево – византийской церковной власти, волей владимирского князя и его верного помощника епископа Фёдора. В культе Покрова нашла своё полное развитие идея небесного патроната над деятельностью владимирского князя и владимирских горожан. Этой идеей глубоко прониклись и зодчие храма в честь праздника Покрова, внеся их в архитектуру храма с тончайшей одухотворённостью и поэтичностью. Церковь Покрова на Нерли принадлежит к обычному типу небольших четырёхстолпных одноглавых храмов, получивших своё развитие ещё при Юрии Долгоруком. Этим типологическим моментом и ограничивается сходство новой постройки с прошлым. Старая схема постройки была творчески переосмыслена зодчими, они придали плану лёгкую продолговатость, лишив храм характерной кубической массивности; алтарные апсиды приобрели облегчённые пропорции и создали видимость уравновешенности и стройности. Стремление усилить воздействие архитектурных произведений, всемерно использовать возможность изобразительного искусства для выражения в религиозной форме политических идей характерно для строительства, осуществлявшегося Андреем Боголюбским. Эта тенденция, постепенно нарастая, получит дальнейшее развитие во владимиро – суздальском зодчестве и станет одной из наиболее характерных его черт. В отличие от Успенского собора во Владимире, церковь Покрова на Нерли сохранила девственную белизну и красоту камня. Отказ от живописных приёмов придал ещё большую целостность и одухотворённость этому поэтическому произведению владимирских «каменосечцев» и окончательно сформировал особенности их художественного языка. В полую силу это проявилось в годы княжения Всеволода (1176 – 1212) по прозвищу Большое гнездо. В первую очередь это отразилось на Дмитриевском соборе (1194 – 1197), построенном на княжеском дворе во Владимире. Величественные формы собора, богато украшенные резным нарядом, впечатляют своей торжественностью и царственной мощью. Наметившиеся в конце 12 века две линии в трактовке культовых зданий – светская и церковная – получили дальнейшее развитие в творчестве владимиро – суздальских мастеров. Более простые, строгие сооружения без нарядного каменного узорочья лучше отвечали богословским идеям отрешения от радостей мирской жизни.
Архитектура Москвы.
Появление Москвы на страницах летописей датируется серединой XII века – временем активизации деятельности князей в удельных землях. Представление о постройках ранней Москвы даёт Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399), возведенный князем Юрием Звенигородским, претендовавшим на великокняжеский престол. Это четырёхстолпный одноглавый трёхапсидный храм с хорами для князя. Сооружённый на высоком берегу Москва – реки, он уже издали привлекает внимание чёткостью своих геометрических форм. Москва – «собирательница земли Русской» - в своих архитектурных сооружениях объединяет творческие достижения мастеров различных художественных школ. Начавшийся в 12 веке процесс творческой переработки канонического типа крестово-купольного храма получил в 14-15 веках своё завершение. В начале 15 века великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе передовых традиций других художественных школ свой архитектурный почерк, созвучный напряжённому периоду освобождения от монгольского ига и преодоления сопротивления бояр Твери и Новгорода усилению Москвы. Москва 15 века, постепенно превращалась из столицы Московского княжества в столицу Русского государства, приобретала значение главного экономического, политического и культурного центра Руси. Во второй половине 15 века Москва росла. Каменные постройки возводили уже не только князья, митрополит, крупные монастыри, но и мелкие монастыри, бояре и купцы. Расширение строительства поставило вопрос об его удешевлении и доступности новым заказчикам, то есть замена дорогостоящего тесаного естественного камня более дешевым материалом – кирпичом. Московское зодчество второй половины 15 века обладало яркими чертами национального своеобразия. В нём развивались и видоизменялись унаследованные от более ранней русской архитектуры приёмы композиции и убранства зданий. Даже такая деталь московских построек этого времени, как узорная кирпичная кладка, в большей степени связана с родственными деталями новгородских построек 14-15 веков или смоленских и черниговских 12 века, чем с зарубежными образцами. Объединение русских земель, создание единого Русского государства обусловили сложение общерусского зодчества. В этом созидательном процессе народные мотивы искусства получили новую жизнь. В этом отношении кирпич давал большие возможности. Его применение отразилось на декоративном убранстве фасадов, которое стало и более обильным, чем в камне, и более дробным, соответственно меньшим размерам нового строительного материала. По мере своего роста и возвышения Москва широко использовала в своей архитектуре традиции владимиро – суздальского зодчества и дополнила их новыми мотивами и композиционными приёмами, явившимися результатом оживлённых культурных связей с другими русскими землями, включаемыми в состав объединяемого Москвой Русского государства. Расположенные ярусами килевидные закомары, перспективные порталы, контраст между гладью стен и рельефом кирпичной и терракотовой орнаментики, подклеты и соответствующие им крыльца и террасы-паперти на аркадах – всё это, сливаясь в одно неразрывное целое, обусловило живописный и глубоко своеобразный характер московской архитектуры середины 15 века. Московская архитектура 15 века внесла свой вклад в строительную технику. Замена камня кирпичом и терракотой была одним из важнейших шагов на этом пути. В конце 15 века монументальное строительство в Москве во многом имело государственный характер. Политический престиж Москвы требовал создания новых, современных укреплений и торжественного обрамления городского центра как резиденции «великого государя» Ивана третьего. В конце 15 века Кремль был возведён заново. Для строительства великокняжеской резиденции были привлечены итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари , Аристотель Фиораванти, Алевиз новый, Марко Фрязин. В строительстве Кремля (1485-1495) использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. Кирпичные стены общим протяжением более двух километров с восемнадцатью башнями оказались не только грозной твердыней, но и замечательным архитектурным произведением. Стены Московского Кремля венчались узкими двурогими зубцами. Внутри крепости стена открывалась вереницей высоких арок, несших боевой ход, что позволяло при значительной толщине стен разместить в них бойницы нижнего яруса и в то же время ритмично членило протяжённые кирпичные поверхности. Московский Кремль поражал современников своей красотой и величием; он оказал большое влияние на развитие русского военного строительства, послужил образцом для многих русских крепостей 16 века.
Новшества в архитектуре 14-16 веков.
К сожалению, на самом высоком уровне развития древнерусской культуры было прервано монгольским нашествием. После разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное развитие прекратилось на полстолетия, многие зодчие погибли, была подорвана техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо – западе (Новгороде и Пскове) и во владимирской земле (Москве и Твери). С конца 13 века в новгородском зодчестве происходили важные изменения. На смену плинфе пришёл местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек. Из трёх апсид осталась одна, что по-новому организовало алтарную часть. В результате возник новый тип построек, соответствовавший вкусам и потребностям горожан. Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь оборонного зодчества. В 14 – 15 веках были возведены каменные стены псковского детинца и «Довмонтова города». К началу 16 века общая пртяжённость крепостных стен Пскова составляла 9 км. Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался. Архитектурный облик церквей оживлялся ассиметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви. Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Русского государства. Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках 16 в. Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов 14 – 15 вв. с монументальностью соборов 16 в. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы, присущие камню, ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную ввысь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность. В храмах конца 15 и 16 вв. применение так называемого крестчатого свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монастырские постройки 16 в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных групп на подклетах.В 17 в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B 17 в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома 17 в. почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо наружных. Дворцы в 17 в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Административные здания 17 в. походили на жилые дома. Гостиный двор в Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце 17 в. ордерные формы выполнялись в белом камне. В церквах на протяжении 17 в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины 17 в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
Заключение.
До последнего времени древнерусское зодчество оставалось белым пятном не только в общей картине архитектуроведческих знаний по истории зодчества. Традиционно «штучное» рассмотрение архитектурных объектов вне связи их с окружающей средой обусловило ограниченный подход и недостаточный учет факторов, воздействующих на формообразование зданий, сооружений и их комплексов. Понятие «архитектурный ансамбль» не выходило, как правило, за пределы комплексного рассмотрения нескольких уникальных по своим архитектурно-художественным качествам построек.
Значительная историческая устойчивость структуры русского города менее всего была связана со стабильностью типов застройки, их долговечным существованием. Деревянные здания и сооружения, которыми за редким исключением застраивались города, относительно быстро возводились заново или восстанавливались, однако присущая им мобильность использовалась в сравнительно ограниченных масштабах ив целях, не нарушавших традиционные градостроительные принципы.
Пониманию принципов и закономерностей развития древнерусского зодчества отчасти препятствует господствующий в последние три века стереотип города «европейского типа» с его абстрагированной от конкретных требований места моделью, независимой от условий природного ландшафта. Этот метод предполагает господство геометризированной схемы города над логикой планировки, подсказываемой природными особенностями местности, и в основе своей противоречит методу древнерусских зодчих, которые именно этот фактор считали одним из основополагающих. В связи с этим и принцип целостности пространственной композиции в трактовке древнерусских зодчих приобретает особое значение.
Привычные
представления об ансамбле как некоей
целостности, соответствующей завершенным
формам, организованным единовременно
по замыслу архитектора, явно недостаточны
при оценке закономерностей композиции
и художественных достоинств древнерусского
города. При наличии сравнительно завершенных
пространственных структур, какими являются,
например, кольца оборонительных и некоторых
других сооружений, город в целом и
его наиболее существенные элементы представляли
собой динамические структуры, развивавшиеся
во времени и изменявшиеся в зависимости
от различных условий, среди которых немалую
роль играли существенные перестройки
после пожаров и вражеских опустошений.
При этом степень стабильности градостроительных
компонентов была различной. Самыми устойчивыми
во времени были природный ландшафт и
наиболее от него зависящие основополагающие
постройки города, какими, например, были
кремлевские крепостные сооружения и
т.д. Материал имел также большое значение,
но именно дерево как господствующий в
городах строительный материал допускало
мобильность строительства, позволяло
изменять облик здания и городских комплексов.
Сочетание стабильных и изменяющихся
элементов в системе древнерусского города
– одна из важных особенностей его развития,
и это во многом определяло характер образного
строя, архитектурной композиции. Ее целостность,
обусловленная относительно стабильными
элементами системы, также преемственно
развивалась и видоизменялась на основе
согласования с основной, относительно
устойчивой структурой других, более мобильных
элементов.
Органическая связь художественно-эстетических качеств с социально-функциональными требованиями в композиции древнерусского города проявлялась на всех его уровнях – от жилой усадьбы до центральных площадей и оборонительных систем. И тот свободно непринужденный рисунок плана, который отличает их от более поздних классических схем, стал естественным порождением общего принципа. Творческий метод зодчих заключал в себе это нераздельное единство как основополагающий фактор градостроительной деятельности, руководимой общим стремлением к целесообразности, понимаемой широко и не связанной какими-либо навязанными извне схемами. Свободный план и живописная структура городских комплексов основывалась на композиционных закономерностях, максимально связанных с самой жизнью города, тенденциями его развития.
Список используемой литературы.
1 Свидетельство Флетчера. « Дома их деревянные, без извести и камня, построены весьма прочно из сосновых бревен, которые кладутся одно на другое и скрепляются по углам связями. Между бревнами кладут мох ( его собирают в большом изобилии в лесах ) для предохранения от действия наружного воздуха. Каждый дом имеет лестницу, ведущую в комнаты со двора или с улицы……»
2
Свидетельство Петра Петрея. « Дома и строения у русских большей частью из соснового дерева; как и все другие северные народы, они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое, что на весь дом не потратят ни одного гвоздя; а чтобы негде было продувать ветру, они покрывают эти же дома досками, а всего лучше корой березы «берёстой», которая растет очень высокая и везде её много в стране. От того, что они прошивают строение мохом в стенах и дверях, так же и от маленьких окошек, избы у них так теплы. Что хорошо жить и в сильную стужу.
3 Белый камень для строительства Москвы в течение нескольких веков добывали в районе нынешнего города Домодедово.
4 «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, - доброго вояки, не очень отёсанного…но себе на уме…В его зодчестве такие же, как он сам, простые, но крепкие стены, лишённые назойливого узорочья, которое с его точки зрения «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила, красота его – красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще.» Игорь Грабарь.