Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:57, реферат
Эпоха Петра I ознаменована великими деяниями царя-реформатора, сумевшего не только «взбаламутить» Россию, создать новую государственность, коренным образом перестроить политику и экономику, но и изменить социально-культурный уклад. Культурные преобразования происходили одновременно с государственными, военными, хозяйственными реформами, которые понимались Петром I как естественная необходимость, историческая потребность в обновлении. Его личные культурные устремления закреплялись социальными институтами, внедренными в общество с целью обязательного усвоения. Новые культурные традиции трудно и противоречиво, сложно и неоднозначно осваивались русскими людьми. По воле царя они становились институциональными и являлись «обязательными для исполнения».
Ассамблеи
петровского времени
Источник: Комиссаренко С. С. «Культурные
традиции русского общества» — СПб —
2003 — с. 124-140.
Эпоха Петра I ознаменована
великими деяниями царя-реформатора, сумевшего
не только «взбаламутить» Россию, создать
новую государственность, коренным
образом перестроить политику и
экономику, но и изменить социально-культурный
уклад. Культурные преобразования происходили
одновременно с государственными, военными,
хозяйственными реформами, которые
понимались Петром I как естественная
необходимость, историческая потребность
в обновлении. Его личные культурные
устремления закреплялись социальными
институтами, внедренными в общество
с целью обязательного
Таково было
время Петра Великого, который
поставил на службу Отечеству не только
служебное время человека, но и
досуг с особыми формами его
проведения. «Огосударствление досуга»
было созвучно основному принципу петровской
деятельности — регламентации. Предписания
и указания наполняли и направляли
жизнь человека, включая и свободное
время, в соответствии с нуждами
государства. Служивый человек был
включен в общую
В силу жизненных обстоятельств, Петр I с самого отрочества и всю юность находился в кругу иностранцев. Общение с ними давало ему представление об ином образе жизни, который резко контрастировал с известным ему с детства. Петр помнил и ненавидел кровавый бунт стрельцов в мае 1682 года, несправедливое правление Софьи, незаслуженное унижение матери (вдовствующей царицы), затхлость московских теремов и косность боярской жизни. Иностранцы помогали ему удовлетворять врожденное стремление к наукам и знаниям. Наибольшее влияние на него оказали шотландец Патрик Гордон и швейцарец Франц Лефорт, который и познакомил молодого Петра с бытом и нравами Немецкой слободы, оказавшей на него особое влияние.
Со времен Ивана Грозного на правом берегу Яузы селились иноземцы: англичане, французы, голландцы, шотландцы. Все они были представителями разных вероисповеданий и профессий: ремесленники, золотых дел мастера, виноторговцы, негоцианты, художники, доктора, офицеры. Территория слободы была прекрасно обустроена кирхами и небольшими уютными домиками, в которых иноземцы жили своим особым укладом, представляя некий оазис посреди московской жизни.
В Немецкой слободе все было новым для молодого царя — открытость и простота жизни, свободное общение между собой, умение весело и незатейливо проводить свой досуг в постоянно организуемых вечеринках, где старики и важные особы курили трубки и пили пиво или вино. Девушки и дамы были не только активными участницами вечеринок, но и подлинным украшением, тогда как «русская боярыня или боярышня отвешивала поклоны за торжественными обедами московской знати, либо церемонно лобызалась с почетными гостьми по воле хозяина дома... От теремных красавиц трудно было добиться других ответов, кроме «да», «нет», «не знаю»».
Слободские веселые
вечера привлекали и увлекали молодого
царя, ставшего их активным посетителем.
С одной стороны, они были своеобразной
школой для Петра I, а с другой
— формой приятного времяпрепровождения.
Быт и нравы иноземной слободы
давали пищу для размышлений, демонстрируя
образцы культуры досуга, а атмосфера
свободного общения духовно подпитывала,
удовлетворяя потребность в веселье
и отдыхе, необходимом после напряженной
и упорной работы. Именно Немецкая
слобода была, по определению С. М.
Соловьева, «ступенью к Петербургу».
Также она стала для Петра
первым шагом в освоении западноевропейских
ценностей. Позже они легли в
основу «протестантской модели существования»,
которой Петр следовал в своей
деятельности. Это привело к открытости
общества, перенимавшего с Запада
то самое новое, хорошее (как, впрочем,
и всякое плохое), к тому явлению,
которое в современной
Конкретные культурные преобразования начались после первого возвращения Петра I из-за границы в 1698 году, но кульминация культурной реформации России связана с периодом строительства Петербурга. В новой столице России воплотился не только царский идеал морского, военного, административного города, но и его мечты о центре новой культуры, образования и просвещения. Петр создал европейский уклад в культурной жизни столицы. Он не перестроил, не изменил, а именно создал в новых условиях новое бытование русских людей. В его столице все должны были жить по-иному — не так, как в Москве. Созидание российской столицы направлялось не только огромным желанием деятельного монарха, но и требованием времени. Надо было учиться жить по-европейски, чтобы не только стать равноправным партнером для соседних стран, но и оставаться самодостаточной державой, «мощь и цивилизованность которой будут гарантией ее независимого и достойного государственного существования».
Для реализации
своих целей Петр I использовал
все доступные средства, включая
опыт стран Западной Европы. Он перенял
лучшие достижения Швеции и Германии,
Дании и Голландии, Англии и Франции.
Процесс заимствования
Амбивалентность и противоречивость проводимых реформ отразились на искусственном подходе к организации культурной жизни, наиболее характерно проявившемся в проведении ассамблей. Петр I стремился осуществить их согласно общему и широкому плану — «образить», облицевать русских людей внутри и снаружи по подобию просвещенных народов, дать их наружности, управлению, мышлению и самому общежитию оклад, не отчуждающий, а сближающий с европейским миром, с которым историческая судьба связала русский народ.
Создание ассамблей было связано с формированием новых культурно-досуговых традиций, нацеленных на придание «людскости» русскому обществу. Это был государственный подход к пониманию досуга в противоположность тем собраниям, которые Петр организовывал в целях «необузданного веселья», где функция релаксации играла основную роль. Таков был «сумасброднейший, всешутейский и всепьянейший собор» или «Великобританский монастырь». Царь целенаправленно устраивал ассамблеи, где веселье имело воспитательное значение. Как государственный деятель, Петр осознавал значение ассамблей в культурных преобразованиях, позволяющих приобщать подданных к новым моделям жизни. Параллельно увеселительным и шутовским формам досуга, он внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.
Существует распространенное мнение, что идею ассамблей Петр I привез из-за границы, а именно из Франции, где он был в 1717 году. Однако уже тремя годами ранее состоялись первые две ассамблеи, зафиксированные в «Походных и путевых журналах императора Петра I-го» в 1714 году. В частности, в журналах имеется запись за март: «В 17-й день тезоименитство Государя Царевича Алексея Петровича, у которого после обеда Господин Генерал, Государыня Царица и все сенаторы были на ассамблее». В походных журналах за 1715 год также сообщается о двух ассамблеях, организованных Петром I в феврале: «2-го был ассамблей в Доме Царского Величества... 19-го в Доме Царского Величества был ассамблей, и тут были все Министры, такожь и домашние были шумны».
В описаниях
Санкт-Петербурга за 1710-20 годы, опубликованных
Ю. Н. Беспятых, немец свидетельствует:
«Прежде всего, напротив крепости стоит
так называемый большой питейный
дом — деревянный, двухэтажный
и окруженный двумя галереями, так
что издалека он смотрится красиво.
Однако во время моего пребывания
в С.-Петербурге вина там меньше всего
можно было найти. Правда, его царское
величество порой устраивал в
этом доме ассамблеи или угощения.
Так, летом 1710 года он праздновал там
свои именины и устроил большое
торжественное празднество по случаю
(годовщины) Полтавской баталии» [24, с.
53]. Автор записок прямо не указывает
год проведения ассамблей, но данное
описание является одним их первых
повествований о городе, относящихся
к 10-м годам XVIII столетия. Оно подтверждает,
что ассамблеи проводились
Тем не менее, не вызывает сомнений, что Петр знал об ассамблеях еще до своей поездки во Францию. Он не только располагал информацией о заграничных развлечениях, но и часто бывал их непосредственным участником. Вторая поездка царя в Европу и посещение Франции сыграли свою роль в введении данной формы в культурную жизнь русского общества. Помимо вопросов внешнеполитического свойства, эта поездка имела для Петра еще и культурное значение. Она позволила более углубленно вникнуть в процессы культурного образования и просвещения, ознакомиться с организацией работы различного рода объектов культуры: «Петра можно было встретить повсюду, где представлялась возможность извлечь пользу из увиденного и услышанного».
Именно в Париже
царь мог утвердиться в мысли
постоянного устройства ассамблей,
поскольку парижский «осмотр» придал
необходимый импульс давно
В отечественной
историографии термин «ассамблея»
применяется в широком значении
и иногда используется вообще для
обозначения петровских празднеств.
По-видимому, это связано с тем,
что летом ассамблеи
При всей полиметричности ассамблеи как одной из новых культурных форм петровского времени, она вполне соотносится с досуговым времяпрепровождением русского общества первой половины XVIII века. Именно в ассамблеях сконцентрировалось представление о нравах и нормах того времени. Возникает вопрос: почему из всех существовавших западноевропейских досуговых форм Петр выбрал именно ассамблею? Ответом может служить характеристика ассамблеи, данная В. О. Ключевским. Это «и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению» [106, кн. 3, с. 96]. Ассамблея была комплексной формой, которая учитывала особенности русского человека, еще не обладающего глубокой потребностью проводить свой досуг в обществе. Царю представлялась необходимой универсальная природа ассамблей, где развлечения могли сочетаться с просветительскими, образовательными и коммуникативными целями, которые дополняли и взаимодействовали друг с другом.
А. Башуцкий выделял следующие цели: «Царь желал дать большое развитие общественным увеселениям жителей, и приступить к делу, важному в нравственном отношении, к учреждению тех собраний, которыя, под названием ассамблей, служили Петру Великому приятным отдохновением от трудов государственного управления, и в которыя он совершал не менее тяжкий труд, приучал подданных своих к общественности и смягчал их вкусы и привычки. Пересоздав уже многое, Петр чувствовал, что ему предстояло еще сблизить дворян, разделенных предразсудками. поселить в них любовь к удовольствиям благородным, о которых в России мало имели тогда понятия, и совершенно изменить отношение, издавна существовавшие между обеими полами».
Рассматривая
цель учреждения подобных «упражнений
в общительности», П. Н. Петров писал,
что ассамблея как «мера
В «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. К. Эфрона цель устройства ассамблей обозначена в двух аспектах. Первый содержит в себе видимую, поверхностную целевую установку царя на их проведение, «чтобы ввести в домашнюю и общественную жизнь своих подданных нравы и обычаи европейских народов». Второй аспект раскрывает внутренние, глубинные намерения Петра I — сплотить общество, поскольку только тогда «всякий благой почин в общественных делах может найти себе сочувствие и помощь, что при ней только может быть вызвана к жизни личная и общественная инициатива».