Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть особенности профессионального развития библиотекаря в информационном обществе. В соответствии с предметом и целью данной работы определены следующие задачи:
развитие информационного общества
библиотекарь в информационном обществе
профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе
Введение
Глава 1. Библиотекарь сегодня и развитие информационного общества
1.1 Что значит быть библиотекарем сегодня
1.2 Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Глава 2. Профессиональная компетентность библиотекаря
2.1 Профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе
2.2 Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование
2.3 Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Библиотекарь сегодня и развитие информационного общества
1.1 Что значит быть библиотекарем сегодня
1.2 Развитие информационного
общества и «вызовы» для
Глава 2. Профессиональная компетентность библиотекаря
2.1 Профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе
2.2 Компьютерная компетенция
библиотекарей: структура,
2.3 Организация повышения
квалификации сотрудников в
Заключение
Список литературы
Введение
Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было очертить для неё. Работа библиотекаря сложная, ответственная, разноплановая. Конечно, он не строит дома, но своим ежедневным трудом библиотекарь прокладывает дороги в мир знаний и мудрости, в мир человеческих душ и сердец . Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы — нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь. Библиотекарь совершенствуется всю жизнь. Он должен знать не только художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в науке и технике. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование.
Работа с учебно-практическими пособиями — первый шаг на пути профессионального образования. Они помогут вам не только познакомиться с особенностями библиотечного дела, но и окажут поддержку при организации деятельности вашей библиотеки.
Объектом исследования является библиотекарь, а предметом – профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе.
Целью данной работы является
рассмотреть особенности
В соответствии с предметом и целью данной работы определены следующие задачи:
развитие информационного общества
библиотекарь в информационном обществе
профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе
Проблема исследования роли профессионального развития библиотекаря в информационном обществе обусловлена стремлением выявить, какие имеются недостатки в профессиональной деятельности библиотекаря, цели их усовершенствования и самостоятельная работа над своей профессиональной деятельностью в новом информационном обществе.
Актуальность разработки научных основ управления библиотечным делом состоит в том, что уровнем организации и функционирования системы управления обеспечивается эффективность (или неэффективность) всех сфер, звеньев и процессов библиотечной деятельности.
В результате прежней идеологизированной и централизованной библиотечной политики и нынешней экономической ситуации библиотечное дело РФ переживает кризисное состояние. Оно достигло водораздела, за которым изменение библиотечной политики становится не только необходимым, но неизбежным. Основное содержание управленческой деятельности по преодолению кризиса приобретает подлинно комплексный характер. Если раньше их изменения касались отдельных сторон библиотечного дела, то теперь они охватывают все его структурные элементы, равно как и все уровни (общероссийский, региональный, ведомственно-отраслевой и внутрибиблиотечный). Только обеспечив взаимосвязанное комплексное развитие библиотечного дела страны, возможно создать реальные предпосылки для его преобразования.
Глава 1. Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе
1.1 Что значит быть библиотекарем сегодня
Согласно терминологическому словарю "Библиотечное дело" (РГБ, 1997), библиотекарь - профессия, содержанием которой является библиотечная деятельность (второе значение — должность в библиотеке). Поскольку библиотечная деятельность (её информационные ресурсы и технологии) изменяется, то это не может не отразиться на библиотекаре.
Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями [10, с.105-107]. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.
Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения. Реализация этих "факторов удовлетворенности" формирует благоприятное отношение к работе.
Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении технических устройств. Сейчас все чаще он работает с аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими средствами.
Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технологизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой.
Но внедрение в библиотеки
новых технических средств
С другой стороны, на изменение библиотечной профессии влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог, которых уже готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры, в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств и других высших учебных заведениях; библиотекарь по обслуживанию социально незащищенных групп населения, для детских библиотек - библиотекарь-педагог (подготовка ведется в МГУКИ). В этой связи большое внимание уделяется проблемам психологии восприятия текста, библиотерапии.
В последние годы библиотекарям
приходится проводить социологические,
маркетинговые исследования, что
вызвало к жизни такие
Библиотекарь сегодня должен обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора [3, с. 48]. Многие библиотекари и администраторы осознают потребность в овладениями знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации библиотечной деятельности и библиотечного работника.
Нельзя не заметить, что библиотека и библиотекари стали более открыты обществу. Большое внимание, которое сегодня библиотеки уделяют проведению социокультурных мероприятий, связям с общественностью (в том числе, с властными структурами, СМИ, правовыми, социальными и другими учреждениями, населением), требует особой специальности, которую можно было бы назвать "менеджер библиотечных социокультурных программ", в ее рамках целесообразна специализация "менеджер выставочной деятельности".
Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от библиотекаря более высокой культуры, в том числе речевой, этической культуры, знания этикета, слежения за своим имиджем. Не случайно в некоторых учебных заведениях, в том числе Московском государственном университете культуры и искусств, вводятся специальные курсы, дающие эти знания и навыки [4, с. 296].
Таким образом, для библиотечной деятельности сегодня характерны технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, возросший культурный уровень специалиста. Библиотечная деятельность усложняется, становится многогранной, оперирующей все большим числом объектов, связанной с широким кругом общественных явлений, зависимой от многочисленных факторов. Это определяет, с одной стороны, подготовку специалистов в области управления библиотекой (специализация "менеджер библиотечного дела" в МГУКИ уже существует) [15, с.96], с другой - необходимость экологического подхода к библиотеке и формирования экологической культуры библиотекаря (возможна в будущем потребность в специалистах по безопасности библиотеки, библиотечных экологах).
Очевидно, удовлетворение потребности библиотек в новых специалистах будет осуществляться, как это было всегда, и путем их подготовки в вузах культуры, и путем привлечения выпускников других учебных заведений. Но любой специалист современной библиотеки обязан владеть новыми информационными технологиями. Обратим в этой связи внимание на то, что библиотечный работник все более имеет дело не с документом, который ему в ходе работы приходится физически перемещать, а с виртуальной информацией, которая по желанию работника или пользователя появляется на экранах его компьютера и затем исчезает, когда становится не нужна.
Работая в информационных сетях, библиотекарь в своих возможностях приравнивается ко всем пользователям этих сетей [12, с.122-129]. Библиотекарь - не избранный, имеющий допуск к "святая святых" - к книге, а один из многих поставщиков и потребителей информации.
Информатизация – один из главных векторов изменений в профессии библиотекаря. Не только поиск информации, но и социокультурные программы библиотек требуют современных информационных технологий. Все более становиться ясно, что библиотекарь – информационный специалист, его профессия – одна из ряда информационных профессий: архивист, музейный работник, издатель и др. Каждая из этих профессий предполагает выполнение информационной, образовательной и социокультурной роли, хотя и в разных пропорциях, и в зависимости от исторических, территориальных, социально-экономических и культурных факторов. Каждый из представителей этих профессий несет перед обществом высокую ответственность за добросовестное выполнение этих ролей, поскольку этого от него ожидает общество, обращающиеся к их услугам люди.
1.2 Развитие информационного
общества и «вызовы» для
Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям [17, с. 640].
Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.
Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.
В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.
Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран [18, с. 44-47]. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.
Информация о работе Библиотекарь в мире современных технологий