Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 02:30, курсовая работа
Изучение процессов, происходящих в настоящее время, является очень актуальным. В связи с этим, перед исследователем поставлена следующая цель – изучить библиотеку в жизни небольшого поселка. Исходя из цели, выделены следующие задачи:
определить и дать характеристику основным направлениям деятельности библиотеки на селе;
изучить формы и методы предоставления информации;
дать характеристику основным формам деятельности библиотеки на селе.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления деятельности библиотеки на селе …….5
Помощь учащейся молодежи как одна из форм работы с населением………………………………………………………………..………………….5
1.2. Правовое информирование населения в рамках деятельности сельской библиотеки……………………………………………..……………………..….20
Глава 2. Приоритетные формы деятельности в библиотеке на селе…....33
2.1. Краеведческая работа……………………………………………………….40
2.2. Школа и библиотека – сотрудничество и союз……… …………………..43
Заключение ……………………………………………………………………..50
Список использованной литературы ……………………………………….52
Открытие центров правовой информации на базе библиотек муниципального уровня, представляется чрезвычайно важным, т.к. именно муниципальные библиотеки обслуживают основную массу читателей.
Так, в Ставропольском крае развертывается проект создания полномасштабной региональной сети центров правовой информации на базе центральных библиотек муниципальных образований края. Эти центры будут осуществлять правовое сопровождение всех аспектов жизнедеятельности муниципального образования и органов местного самоуправления.
Предполагается также создание интегрированной сети центров правовой информации регионов, входящих в ассоциацию «Центральная Россия», т.е. на базе центральных библиотек Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Ярославской областей, что даст возможность создания единого информационно-правового пространства России.
Социальная роль публичных центров правовой информации при библиотеках сегодня очень велика. Она заключается, прежде всего, в создании условий для свободного и полного удовлетворения информационно-правовых запросов граждан нашей страны.
Проблемы доступа к правовой информации существовали всегда. В советское время круг лиц, допущенных к ней, был весьма ограничен. Правовая информация, в основном, распространялась среди сотрудников органов управления и профессиональных юристов. Сегодня такая ситуация стала неприемлемой, тем более, что большинство граждан России не может оплачивать дорогостоящие консультации юристов.
Впервые государство создает действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, в том числе и к официальным текстам правовых документов. В сегодняшних условиях, когда подавляющая часть печатных изданий не доходит до регионов и, тем более, до муниципальных образований, особенно сельских, этот механизм имеет особую социальную ценность.
Чрезвычайно важна деятельность публичных центров правовой информации в качестве посредников между властными структурами и населением. Она способна оказать влияние на повышение правовой культуры населения, рост гражданского самосознания людей и способствовать вовлечению их в активную общественную жизнь. Кроме того, осуществляя свободный доступ к правовой информации местного значения, центры правовой информации способствуют «прозрачности» местной власти, что сегодня весьма актуально.
С другой стороны, изучение вопроса показывает, что на муниципальном уровне часто ни суд, ни прокуратура, ни юридическая консультация не имеют компьютерной техники и электронных баз данных. И именно библиотека, как социальный институт, должна заполнять возникшую информационную нишу.
Публичные центры правовой информации сегодня особенно ярко реализуют и одну из важнейших родовых функций библиотеки как социального института – социализирующую, т.е. помогают личности адаптироваться в обществе, решать свои жизненные проблемы, осуществляют информационно-правовую защиту личности.16По отношению к каждой конкретной группе потребителей правовой информации (а также и по отношению к каждой отдельной личности) социализирующая функция правовых центров преломляется по-своему, имеет свою окраску в связи с тем, какая конкретно помощь оказывается – информационная, социальная, образовательная, консультационная и т.п. Особенно отчетливо социализирующий характер деятельности публичных центров правовой информации проявляется при обслуживании социально незащищенных категорий пользователей: безработных, мигрантов, инвалидов, беспризорных, пенсионеров и др.
Основными направлениями работы центров правовой информации при библиотеках всех видов определены следующие:
– формирование правовой культуры и
развитие правосознания населения;
– обеспечение общедоступности правовой
и иной официальной информации всех уровней;
– оперативное, качественное обслуживание
населения, муниципальных образований,
субъектов малого предпринимательства,
управленческих структур и т.п.;
– популяризация знаний в области прав
человека;
– повышение качества и изменение форм
информационно-справочного обслуживания
в области права.
Конечно, каждый из центров правовой информации при общей схожести задач, имеет свое лицо. Однако их деятельность регламентируется единым «Положением о Публичном центре правовой информации»,17 которое провозглашает, что основной задачей центра является обеспечение свободного доступа граждан к любой правовой информации.
Таким образом, потребность в правовой информации чрезвычайно велика. В силу известных причин, на селе она еще выше, чем в городе. В правовой информации различного уровня и направленности нуждаются, практически, все категории читателей сельской библиотеки: по сути дела, правовой центр работает не на читателей библиотеки, а на все местное население. Как показывают исследования, ежегодно центры правовой информации разного уровня обслуживают тысячи пользователей, чьи информационные запросы весьма различны.
Среди пользователей могут быть выделены основные категории. Основными пользователями правовых центров являются как организации (особенно это относится в публичным центрам правовой информации при крупных библиотеках), так и обычные граждане.
Среди корпоративных абонентов центров правовой информации можно выделить органы государственной власти (на селе это – местные властные структуры и т.п.) государственные структуры (например, суды), органы местного самоуправления (Комитет солдатских матерей, Совет ветеранов Великой отечественной войны, например); высшие учебные заведения (особенно юридического профиля), музеи, школы, архивы, другие библиотеки, средства массовой информации, некоммерческие и коммерческие организации т.д. Их запросы связаны, прежде всего, с предоставлением текстов конкретных официальных правовых актов, нормативных положений общегосударственного и местного уровня, а также тематической информации.
Но все же основной функцией центров правовой информации является доведение правовой информации до простого гражданина, обеспечение ежедневных потребностей людей, сталкивающихся с проблемами в той или иной области, требующих для своего разрешения опоры на законодательные и нормативные акты.
Основными группами индивидуальных пользователей являются: учащиеся, студенты и преподаватели (особенно вузов юридического профиля) учителя, юристы, бизнесмены различного уровня, специалисты различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, фермеры, военнослужащие, представители социально незащищенных слоев населения (пенсионеры, безработные, инвалиды, мигранты и др.).
Темы их информационных запросов тесно связаны с теми жизненными проблемами, которые им приходится решать. Запросы школьников и студентов, учителей и преподавателей направлены на удовлетворение своих информационных потребностей, возникающих в процессе учебы и обучения. Их в основном интересуют подборки законодательных актов по определенной теме, материалы для написания докладов, курсовых и дипломных работ, статей и диссертаций, аннотированные справки, включающие материалы из периодических изданий, методика составления библиографических списков, краткие справочные аннотации к каждому названию документа, раскрывающие их содержание и т.д.
Запросы предпринимателей связаны с налоговым законодательством, арбитражем, организацией бухгалтерского учета и т.п.; фермеров интересует земельное законодательство, налоговое законодательство, положения о субсидиях; пенсионеров – как одну из многочисленных групп большинства правовых центров – интересует, прежде всего, законодательство в социальной сфере – всевозможные льготы, вопросы начисления, расчета и перерасчета пенсий, пенсионное законодательство о ветеранах, субсидии, законодательство в области здравоохранения наследственное право и т.п.; военнослужащих –законодательство по вопросам возмещения вреда причиненного здоровью; инвалидов интересуют льготы в сфере здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования, жилищного права и т.д. мигрантов, переселенцев, безработных интересует трудовое законодательство, механизм получения льгот и пособий, постановки на биржу занятости, регистрация и т.п.
В целом, в качестве наиболее запрашиваемых тем, можно назвать следующие: права учащихся, молодых специалистов, местное самоуправление; защита прав потребителей; пенсионное законодательство; жилищное законодательство; проблемы наследования; законодательство о земле; социальная защита; семейное законодательство; здравоохранение; регистрация транспортных средств; законы РФ об образовании; таможенные пошлины; оружие; алкогольная продукция; авторское право; уголовное право; международное право; налоговое законодательство; организация бухучета; защита прав потребителей; права человека и др.
Следует заметить, что кроме постоянно востребованных тем, существуют т.н. «сезонные» темы: военный призыв, выборы, уплата налогов и др. Строя свою работу, многие центры правовой информации ориентируются не только на уже имеющихся пользователей, но и пытаются предугадать информационные запросы потенциальных пользователей.
Одной из таких групп являются подростки, которых пока немного среди пользователей, однако многие правовые центры создают базы и банки данных по правовым проблемам детей и молодежи (например, «Права и обязанности несовершеннолетних»), видя в правовом просвещении одну из своих основных задач по информационному обслуживанию.
Наблюдения показывают, что пользователей центров правовой информации можно разделить по уровню правовой грамотности на несколько групп. Первая – наиболее многочисленная – состоит из граждан никогда не сталкивающихся с правом и правосудием, не ориентирующихся в системе российского законодательства. Попав в сложную ситуацию, они надеются на получение квалифицированного совета и помощи в разрешении возникших перед ними проблем. Им очень нужна не только информация, но и консультационная помощь.
Вторая группа – это люди, имеющие определенные навыки работы с правовой информацией, уже изучившие доступные им нормативно-правовые акты и комментирующие материалы. Им, как правило, нужна помощь в оформлении различного рода документов (жалоб, заявлений, запросов и т.п.). Практически все центры правовой информации ведут учет пользователей, учитывая его социальный статус, возраст, фиксируя запрос.
Сельские библиотеки, как правило, пользуются услугами центров правовой информации, которые открыты при областных или районных библиотеках. Однако, некоторые сельские библиотеки и сами открывают филиалы центров правовой информации, кабинеты деловой информации, сектора правовой информации, сельские информационные центры и др.
Такие структуры, как правило,
предоставляют сельским жителям, в
первую очередь, информацию по следующим
вопросам:
– структура и функции местного самоуправления;
– юридические аспекты реформирования
сельского хозяйства;
– права собственников земельных долей
и имущественных паев;
– права населения в области социальной
защиты.
В настоящее время внимание к сельской библиотеке как звену сети правовой информации заметно усилился. Становится ясно, что в ряду специализированных центров публичной информации одним из главных должен стать правовой центр для жителей села и предпринимателей, занятых в сельскохозяйственном производстве. В связи с этим важнейшей задачей становится доведение ресурсов (и прежде всего – электронных) правового центра сельской библиотеки до более высокого уровня. Эту задачу осознают и создатели правовой информации. Так, специалисты известного консорциума «Кодекс», помня о том, что лишь весьма немногие сельские библиотеки имеют доступ к правовым интернет-ресурсам и в рамках программы «От публичных центров правовой информации к электронным библиотекам», поставили своей целью создание электронных юридических библиотек на компакт дисках, которая, как утверждают, будет доступна, как технически, так и по стоимости, даже небольшим сельским библиотекам.
Формы библиотечного обслуживания в публичных центрах правовой информации при библиотеках весьма многообразны. Среди них можно выделить, как традиционные, так и инновационные.
В многообразии форм деятельности публичных центров правовой информации (или их модификаций) при библиотеках можно выделить следующие категории: формы библиотечно-информационного обслуживания, рассчитанные: на все население региона и на всех пользователей библиотеки; на конкретные группы пользователей; на конкретных пользователей.
Видя свою социальную роль, прежде всего, в создании условий для свободного и полного удовлетворения информационно-правовых запросов всех граждан большая работа ведется по правовому всеобучу населения. В этих целях организуются «Школы правового всеобуча», выпускают информационные листовки, буклеты и бюллетени, организуют книжные выставки и стенды правовой информации, проводят «Дни правовой информации», проводятся обучающие семинары и т.п.
Эти мероприятия проводятся не только в стенах библиотеки, но и выносятся в школы, учреждения и организации. Всех желающих регулярно знакомят с информационными ресурсами сектора, филиала. Им предоставляются, также образцы договоров, доверенностей, жалоб, исковых заявлений и т.п.
Некоторые сельские библиотеки постоянно организуют бесплатные проконсультации с юристом в «Общественных приемных», которые созданы при многих правовых центрах областных библиотек (например, при Тульской областной универсальной научной библиотеке и других областных библиотеках и где консультантами составляются такие типовые документы, как «Договор пожизненного содержания с иждивением», «Договор на техническое обслуживание и ремонт квартир» и т.п.