Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:45, контрольная работа
Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке.
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, искусство, систему образования - иными словами целую цивилизацию.
Скульптура в Древней Индии была культовой. Первым и основным ее назначением было создание изображений для поклонения, почитания и поминания.
В скульптуре древнеиндийские мастера стремились прежде всего воплотить принцип «быть живым», куда вкладывали особый смысл. По представлениям индийцев, главное, что отличает все живое, - это дыхание и течение жизненного сока. Стремясь сделать статую «живой», мастер воплощал не столько видимую физическую реальность тела, сколько реальность умопостигаемую, сверхчувственную.
Древнеиндийская скульптура имеет преимущественно рельефный характер, она рассчитана на рассмотрение с одной точки – спереди. Вдобавок, ей свойственна контурно-линейность, что сближает индийскую скульптуру и индийскую живопись.«Львиная капитель» (250-232 год до н.э.)7 из Сарнатха, штат Уттар Прадеш, представляет верхнюю часть одного из мемориальных каменных столбов времени правления императора Ашоки Маурья.8
Подобные столбы ставились
в местах, связанных с деятельностью
Будды на пути буддийских
Мемориальные столбы обычно завершались лотосовидными капителями со скульптурами животных, несущих буддийскую символику: лев, слон, бык и др. «Львиная капитель» изготовлена из монолита крапчатого песчаника (высота 2,14 м). Эхин капители имеет вид перевернутого лотоса с удлиненными стилизованными лепестками. Боковые стороны круглой в плане абаки украшены рельефами с изображением животных (лев, лошадь, слон, бык) и колес, имеющих по 24 спицы. Животные, представленные на рельефах абаки, служили в Индии символами стран света (лев означал Север, лошадь – Юг, бык – Запад, слон – Восток).
Скульптурное оформление ступы в Бхархуте. В 1873 г. в индийской деревне Бхархут были обнаружены руины буддийской ступы. Хорошо сохранившаяся восточная торана ступы имеет вид арки, образованной тремя балками архитрава на столбах. Балки имеют выгнутую форму и оканчиваются изображениями чудовищ Макара с раскрытой пастью, высунутым и загнутым языком и закрученным над спиной рыбьим хвостом. Макара – символ жизни во всех ее состояниях-стихиях. Рельефы Бхархута распадаются на две группы. В первую группу входят те композиции, которые имеют сложную сюжетную ткань, пронизанную общедоступной моралью. Ко второй относятся рельефы, иллюстрирующие джатаки, в сюжете которых доминирует занимательность, переводящая трактовку принципов буддизма в план житейского повествования.
В скульптурное оформление ступы в Бхархуте входят также рельефы, выполняющие чисто декоративную функцию. В основе изображения здесь – мотивы растительного и животного мира.
Мастера, создавшие рельефы Бхархута, допускали разномасштабность фигур, множественность точек зрения, применяли прием распластывания изображений на плоскости. Сюжеты джатак раскрывались либо в одной пластически решенной сцене, объединяющей в целое различные по мотиву и времени ситуации, либо в серии следующих друг за другом сцен. Нередко рельефы сопровождают пояснительные надписи.
В I–IV в. н.э. В художественной культуре Индии произошли большие перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов – священного дерева Бо, Колеса Закона и т.д. В этот период выделяется три школы буддийской скульптуры:
1) Гандхара (северо-запад),
2) Матхура (север),
3) Амаравати (юг).
Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды приобрел эллинистические черты. В школе Матхура его образ получил чисто индийскую трактовку, а изображение Будды на рельефах школы Амаравати условны, в них нет такого количества деталей, как в скульптуре других школ.
В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV–VII вв).
Искусство отражало более глубокую реальность, чем окружающий мир. Идеал красоты форм был рассчитан и измерен. В шильпа-шастрах указаны поза бога, изгиб тела, количество рук, оружие и предметы в руках, украшения и другие атрибуты. До тонкостей были продуманы жесты рук.
В Индии религия тесно связана с искусством танца. На протяжении многих веков танцы исполнялись храмовыми танцовщицами дэвидаси – «женами бога», махари – жрицами культа, искусными в танце, пении, музыке. Своей красотой и тонким обхождением они привлекали в храм паломников. Дэвадаси появились также давно, как и храмы. На юге Индии они известны с VII в. Отдавая девочку в храм, её символически выдавали замуж за бога. Она проходила свадебный обряд и получала клеймо или татуировку – знак принадлежности тому или иному божеству. Танцу, в котором гармонично переплетались музыка, поэзия, цвет и ритм, дэвадаси обучались несколько лет, прежде чем им разрешали танцевать перед зрителями. Система индийского танца – одна из старейших в мире. Главная особенность в том, что он возник как воплощение религиозных чувств, переполнявших человека.
Содержание большинства танцев связано с мифами и легендами. В танце используются все выразительные средства человеческого тела.
Техника танца состоит из трех элементов:
1) нритти – сам танец, свободные движения тела;
2) нритья
– выражение определенного
3) натья – жесты с элементами речи.
Важный элемент танца – абхиная («выразительность») достигается с помощью костюма, украшений, музыки и передает настроение. Язык жестов рук (мудра) очень выразителен, он является особенностью индийского танца. С помощью жестов передают религиозные сюжеты, поэтому символический язык важно знать не только танцовщице, но и зрителям, так как задача танцовщицы пробудить те же чувства, что испытывает она сама.
В Индии сложились несколько стилей танца: бхаратанатьям, катхакали, катхак, манипури.
(Дата обращения: 12/10/13)
(Дата обращения: 12/10/13)
(Дата обращения: 12/10/13)
/http://shedevrs.ru/istoriya-
(Дата обращения: 12/10/13)
/http://ru.wikipedia.org/wiki/
(Дата обращения: 12/10/13)
1 В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия.
2Рупалока - здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.
3 Арупалока - отрешен от формы и от телесного материального начала.
4 Хинаяна - “малая повозка”
5 Махаяна - “большая повозка”
8 Древнеиндийский царь [правил в 268—232 до н. э.] из династии Маурья. Эпоха правления Ашоки ознаменована значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности.