Быт и нравы русских женщин в XVI-XVII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:55, реферат

Краткое описание

Если обратиться к восточнославянской мифологии, то уже там можно обнаружить некоторые противоречия, касающиеся женщины и отношения к ней. Так с Мокошью – единственным женским божеством в языческом пантеоне было связано не только благополучие девичьих судеб, но и плодородность земли, и хороший урожай. «Мать – сыра земля» - постоянный эпитет высшего женского начала. C другой стороны, малочисленные женские образы связаны с мокрым, темным, плохим, то есть они соотнесены с проявлением негативных качеств (например, русалки, завлекавшие своим пением прохожих, которые могли упасть в воду и утонуть).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2
Быт замужней женщины………………………………………………………………..5
2.1. Положение в семье………………………………………………………….5
2.2. Праздники……………………………………………………………………7
2.3. Одежда……………………………………………………………………….8
Русские царицы…………………………………………………………………………10
3.1. Царские свадьбы…………………………………………………………...10
3.2. Жены Ивана Грозного……………………………………………………..11
3.3. Двор царицы………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 38.87 Кб (Скачать файл)

Вдоль одежды, на передней стороне делался разрез, который застегивался по самое горло, потому что приличие требовало, чтобы  грудь женщины была застегнута как можно плотнее.

Женский опашень  шили, как правило, из сукна красных  цветов; рукава были длины до пят, но пониже плеча были проймы, сквозь которые  легко проходили руки, а остальная часть рукава висела.

В торжественных  случаях женщины надевали на себя сверх обыкновенного наряда богатую  мантию, называемую подволокою. Она  делалась из шелковой материи и использовалась лишь боярынями.

Из верхней  одежды распространены были шубы, которые  в зависимости от покроя носили названия однорядок, охабней, ферязей.

Как правило, одежду кроили и шили дома, так как за стыд считалось для хорошего семейства  отдавать одежду на сторону. Обычно при  малейшей возможности муж не скупился приодеть свою жену.

Женщины любили украшать голову и вместе с тем прикрывать волосы (замужние). По понятиям XVI-XVII вв., для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы. Женщина боялась, чтобы кто-либо из членов семейства, исключая мужа, не увидел ее волос. Необходимо отметить, что для этого существовало достаточное количество головных уборов: волосники, подъубрусники, убрусы, кики, кокошники.

Как женщины, так  и девицы носили серьги. Как только девочка начинала ходить, мать прокалывала  ей уши и втыкала в них серьги или кольца. Самая обычная форма  серег была продолговатой. Бедные женщины  носили серьги медные, более зажиточные – серебряные и позолоченные. Что  же касается богатых, то они предпочитали серьги золотые, украшенные алмазами и  другими камнями.

На руках  женщины носили зарукавья или  браслеты, а на пальцах – перстни  и кольца. Шея женщины или девицы была украшена множеством крестиков  и образков.

    1. Русские царицы.

 

      1.  Царские свадьбы.

Практически все  русские свадьбы проходили одинаково, и коренных различий в обычаях  и порядке их проведения в разных социальных слоях не было. Единственная разница, пожалуй, заключалась в  масштабах проведения свадебных  пиршеств. Поскольку о царских  свадьбах известно гораздо больше, чем о простонародных, в предыдущей главе данный вопрос не затрагивался.

Русские девушки  выходили замуж очень рано, в 13-14 лет.

Царские свадьбы  начинались смотром девиц. Из разных мест девиц боярских фамилий собирали, и царь выбирал себе ту, которая ему нравилась.

Иван Грозный  приказывал князьям, боярам свозить  дочерей своих девок. В Новгородской области из всех поселений помещики должны были свозить дочерей своих  к наместнику и наместник обязан был их представлять к царю по требованию. Это была обязанность отцов, и  кто оказывался виновным в непослушании, тот подвергался опале и даже казни.

При втором бракосочетании царя Алексея Михайлович, девицы были собраны в доме Артамона Сергеевича Матвеева, и царь смотрел на них  в окошко из потаенной комнаты. Он выбрал трех и приказал доверенным женщинам освидетельствовать душевные и телесные достоинства. И потом  уже из этих трех выбрал Наталью  Кирилловну. Непосредственный выбор  будущей жены происходил воочию. Это  было характерно только для царских  свадеб (в народе жених и невеста  могли увидеть друг друга лишь на свадьбе. До этого девушку видели только родственники жениха). Царь подходил к своей избраннице и отдавал ей ширинку (платочек), расшитую золотом и перстень с драгоценными камнями.

Избранную царскую  невесту брали во дворец, облекали в роскошные одежды (платье Натальи  Кирилловны, когда ее взяли во двор, было так вышито жемчугом, что от его тяжести у нее разболелись  ноги), нарекали царевною.

Первая невеста  Алексея Михайловича упала в  обморок при первом появлении  перед царем, так как ей слишком  туго затянули убрус. Вся семья девушки  была обвинена в том, что желала прекратить царский род, давая ему в жены больную девицу.

Но до самого брака она жила в совершенном  отчуждении от царя. Царь до бракосочетания мог только однажды видеть невесту.

Накануне венчания объявлялся пир. Царь сидел с невестою за одним столом (лицо царицы было закрыто) и все гости приносили им дары. Если говорить о простых свадьбах, то здесь подобные пиры заменялись гуляниями у невесты и у жениха по отдельности.

Во время  свадебных приготовлений царь-жених  собирался в одной из палат, царица – в другой. Сначала царица шла  в Грановитую палату, священник крапил место, куда она садилась. Рядом, на место жениха, садили какого-нибудь знатного боярина. Когда все это  было устроено, посылали дать знать  об этом царя. Царь отправлял сначала  нареченного отца, который бил  челом будущей государыне и садился. Прибывши в палату, царь подходил к  своему месту, и боярина, сидящего рядом  с невестой поднимали за руки и  уводили (в простонародных свадьбах лицу, сидящему рядом с невестой, должны были дать откуп).

Венчание происходило  после обедни. После венчания невесту  раскрывали, и священник читал новобрачным поучение: в нем, обыкновенно, наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога.

Царица отправлялась в свои покои, а царь объезжал свои владения в округе. После возвращения  царь приглашал жену и гостей к  столу.

Царские свадебные  тожества продолжались несколько дней. На второй день устраивался княжеский  стол, на третий – стол от царицы.

 

3.2. Жены Ивана Грозного.

Везде мужи управляют  мужами, а мы, которые управляем  всеми мужами, находимся под управлением наших жен Катон Старший «Домострой» был написан во время правления Ивана IV. Его управление государством сопровождалось чудовищным террором. Соблюдались ли необходимые нормы поведения царем и его женами?

С. Горский в  своем труде «Жены Иоанна Грозного» приходит к выводу, что все перемены в настроении царя, а, следовательно, и перемены в политике зависели от семейного положения Ивана Грозного и от того, на ком он был женат в данный период времени.

Как известно, Иван IV официально был женат три раза, и два его брака церковь не признала.

Первой женой  семнадцатилетнего царя стала Анастасия  Захарьина. Род Захарьиных не был  знатным, но Анастасия пленила Ивана  своей красотой. Боярышни, собранные  со всего царства, кокетливо улыбаясь, так или иначе старались обратить на себя внимание царя, а он выбрал Захарьину, скромность которой вызывала насмешливые  улыбки. [1] В народе Анастасию Захарьину прозвала «Милостивой» за то, что во время пожара в Москве она помогала населению всем, чем могла. Она с разрешения своего мужа отдала почти все свои украшения.

Первые два  года четырнадцатилетней брачной жизни  можно было назвать счастливыми: царь прекратил свои жестокие забавы, в государственном управлении введена  Рада. Но спустя некоторое время  Ивану Грозному опостылела семейная жизнь и он продолжил свои холостяцкие нравы.

После смерти Анастасии, родившей ему двух сыновей, Иван IV горевал  недолго и уже через пару недель устроил роскошный пир. По стране вновь прокатилась волна казней.

Менее чем через  год русскому народу была представлена новая государыня Мария Темрюковна (дочь черкесского князя Темрюка). Эта царица являлась полной противоположностью доброй Анастасии. Выросшая среди кавказских гор, привыкшая к охоте и опасностям, она жаждала бурной жизни. Тихая теремная жизнь ее не удовлетворяла. Мария охотно появлялась в сольной палате, с восторгом присутствовала на медвежьих травлях и даже, к ужасу бояр, с высоты кремлевских стен наблюдала за публичными казнями. Она не только не удерживала Ивана Грозного от кровавых расправ, но сама толкала его на них. Старый советник и любимец царя, боярин Адашев осмелился заметить царю, что не пристало московской царице присутствовать на забавах и лазить на крепостные стены. На другой день Алексей Адашев был отправлен в ссылку (его обвиняли в злом умысле против царицы).

Чтобы покрепче привязать к себе царя, Мария потакала его наклонностям к разврату. Она  окружила себя красивыми девушками  и сама указывала на них царю.

Как замечает С. Горский, опричнина на Руси возникла как раз в это время.

За 9 лет и  Мария надоела царю, к тому же он ее заподозрил в заговоре, поэтому  ее смертью он не был огорчен.

Бояре, видя, в  каком запустении находится страна, решили уговорить царя заключить  новый брак. Опыт прошлого показывал, что женитьба оказывала определенное влияние на Ивана Грозного. Царь охотно согласился вступить в новый  брак. Был объявлен традиционный смотр  девиц. Марфа Сабурова – имя новой  избранницы. Через две недели после  свадьбы Марфа скончалась. Ее смерть искренне опечалила Ивана IV. Две  недели царь провел в уединении, за это время заметно постарел и осунулся.

Через год Иван Грозный объявил о своем намерении  жениться в четвертый раз.

Для того чтобы  брак одобрила церковь, он поклялся, что  Марфа Сабурова так и не стала  его настоящей женой и умерла девственницей.

Епископам пришлось признать странный брак царя с Анной  Колтовской. Она во многих отношениях была похожа на Марию Темрюковну. Анна умела занимать своего государя, и  он целые дни проводил в тереме царицы, где всегда толпились красивые девушки, готовые в любую минуту плясать и развлекать царя.

Анна вела систематическую  борьбу против опричнины. Она вышла  замуж в 18 лет. По понятиям того времени, она была уже «перестарком. Иоанн выбрал ее только потому, что вся ее фигура дышала страстью. Но в глубине души она таила глубокую ненависть к царю. Анна когда-то любила, но ее избранник, князь Воротынский, чем-то не угодил князю Вяземскому и был замучен. Анна, пользуясь своим влиянием на царя, медленно, но верно уничтожала опричнину. За один год, в течение которого Иоанн находился под влиянием жены, были казнены или сосланы все главари опричнины. [1] Но и саму Анну ждала тяжелая участь. Она была помещена в один из монастырских склепов, где прожила еще 54 года.

После Анны у  царя были еще две жены, которых  церковь не признала. Одна из них  была казнена, а второй удалось пережить своего государя.

 

3.3. Двор царицы.

Двор царицы в XVI-XVII вв. состоял только из женщин, за исключением нескольких пажей, не старше 10 лет. Первое место здесь  принадлежало боярыне, которая берегла  казну и смотрела за постелью. На втором месте стояла кравчиня, наблюдавшая  за всем персоналом двора. Она управляла  обширным штатом мастериц, отдавала приказы  постельницам и по очереди с ними спала в опочивальне царицы. Она  же сопровождала государыню во время  ее редких выездов. В таких случаях  постельницы превращались в амазонок и верхом на лошадях сопровождали коляску царицы.

Самой большой  и светлой комнатой в отведенной для государыни части дворца была рабочая комната. К ней примыкали  светлицы. В них помещалось до полусотни  женщин, шивших белье – белошвей, и вышивавших золотом – золотошвей.

Царица и  ее приближенные, как правило, не имели  права выходить из женской половины дворца. Лишь в царствование Алексея  Михайловича, известного своим мягким характером, его сестры, Татьяна  и Анна, осмеливались просить государя об этом. Необходимо отметить, что бояре  постоянно выражали свое недовольство по поводу того, что царь позволяет  много вольностей своим бойким сестрам.

Обедали царицы также на своей половине с детьми и без царя. После обеда в  покоях царицы наступала тишина, так  как она отправлялась спать. Вообще на Руси не спать после обеда считалось ересью.

Заключение.

 

На протяжении XVI-XVII вв. положение женщины практически  не изменилось, хотя во время правления  Алексея Михайловича наблюдались  некоторые послабления в отношении  женщин. Тем не менее, по большей  части женщины продолжали находиться в своих теремах, не занимаясь  общественными делами, не имея возможности  проявлять инициативу в чем бы то ни было.

Необходимо  отметить также, что «освобождение» женщин находило преграду со стороны боярства.

Но, несмотря на это царские жены, находясь в отдалении от государственного управления, при наличии желания могли повлиять на мнение мужа-государя.

Учитывая то, что в рассматриваемый период все сферы частной и общественной жизни были так или иначе были связаны с церковными учениями, женщины  не тяготились своим положением и  воспринимали все как должное.

Одной из причин того, что на Руси уже с XVIII века женщины  вышли из теремов можно считать  появление иностранцев, которое  начиналось именно с конца XV - начала XVI веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

    1. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М., 1993.
    2. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. — М., 1989.
    3. Женщина в античном мире / Сб. статей. — М., 1995.
    4. Ларингтон К. Женщины в легендах и мифах. — М., 1998.
    5. Горский С. Жены Иоанна Грозного. — Днепропетровск, 1990.
    6. Валишевский К. Иван Грозный. — М., 1989.
    7. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — Симферополь, 1992.
    8. Хрестоматия по истории России / В 4-х т., т. 1. Сост. И. В. Бабич и др. — М., 1994.

Информация о работе Быт и нравы русских женщин в XVI-XVII веках