Великий Леонардо. Творчество художника, ученого и инженера Леонардо да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который сам был внуком и правнуком нотариусов. Отец, по-видимому, позаботился о его воспитании. Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам Вазари (Вазари - живописец, архитектор и писатель, прозванный Аретино, родился в Ареццо (1512 - 1574). Самая большая заслуга его перед потомством заключается в его книге под заглавием: "Le Vite de'piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti", которая была окончена в 1550 г., а вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников вышла в 1568 г.), он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и «божественно пел импровизации». Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.

Содержание

НАЧАЛО............................................................................................................................ 3
ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.................................................................... 4
СТРЕМЛЕНИЕ К ИСТИНЕ............................................................................................ 9
ЖИВОПИСЬ.................................................................................................................... 11
СОЗЕРЦАНИЕ................................................................................................................. 12
ВЫВОДЫ......................................................................................................................... 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:....................................................... 15

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 258.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ на тему

 

«КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

 

 

«ВЕЛИКИЙ  ЛЕОНАРДО. ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА, УЧЕНОГО И ИНЖЕНЕРА  ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Выполнила: Рафикова  И.Ш

                                         Проверила: Лабутина Н.И.

 

 

Содержание

НАЧАЛО............................................................................................................................ 3

ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.................................................................... 4

СТРЕМЛЕНИЕ К ИСТИНЕ............................................................................................ 9

ЖИВОПИСЬ.................................................................................................................... 11

СОЗЕРЦАНИЕ................................................................................................................. 12

ВЫВОДЫ......................................................................................................................... 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:....................................................... 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало. 

 

Леонардо да Винчи - один из величайших представителей  итальян-ского искусства  эпохи  Возрождения, живописец,  скульптор,  музы-кант,  поэт, архитектор и ученый, родился в 1452г. в селении Анкиано, около города Винчи, у подножия Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой.

Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который сам был внуком и правнуком  нотариусов. Отец, по-видимому, позаботился  о его воспитании. Исключительная одаренность будущего великого мастера  проявилась очень рано. По словам Вазари (Вазари  -  живописец,   архитектор   и   писатель, прозванный Аретино, родился  в Ареццо  (1512  -  1574).  Самая  большая заслуга его перед потомством заключается в его книге под заглавием: "Le Vite de'piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti", которая была  окончена в 1550  г.,  а  вторым  дополненным  изданием  с приложением  портретов знаменитых художников вышла в 1568 г.), он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и «божественно пел импровизации». Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.

Отец отнес его рисунки  своему давнишнему другу Андреа Верроккио. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.

В 1466г. Леонардо поступил в  качестве ученика во флорентийскую  мастерскую Верроккио.

Уже первый флорентийский  период деятельности Леонардо, после  окончания учения у Верроккио, отмечен его попытками проявить свои дарования на многих поприщах: архитектурные чертежи, проект канала, соединяющего Пизу с Флоренцией, рисунки мельниц, сукновальных машин и снарядов, приводимых в движение силою воды. К этому же периоду относится его маленькая картина «Мадонна с цветком».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество Леонардо да Винчи. 

 

 

 Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. Высказывалось мнение, что его  увлечения естественными науками  и инженерным делом помешали его  плодовитости в искусстве. Однако анонимный  биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие  замыслы, но создал немного вещей  в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой». Это подтвер-ждает и Вазари, согласно которому препятствия лежали в самой душе Леонардо – «величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний».

Когда Леонардо писал картину «Мадонна с цветком», ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрел уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи, которое он ставил выше всех прочих. 

 

 

 

«Мадонна с  цветком» – это хронологически первая мадонна.

Молодая мать, одетая в костюм современниц Леонардо и причесанная  по моде тех лет, играя с сыном, протягивает ему цветок красного цвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой  по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны.

 

 

 

 

 

«Мадонна в  гроте» – первое вполне зрелое произведение Леонардо,  утверждает торжество нового искусства.

Совершенная согласованность  всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т.е. совокупность четырех фигур, очертания которых  чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую  перед нами. Взглядами и расположением  все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено  чарующей гармонии, ибо даже взгляд ангела, обращенный не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает  единый музыкальный аккорд композиции. Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая  лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. И тайна, леонардовская тайна, сквозит и в их лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал.

 

 

 

 

 

«Тайная вечеря» – величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен – дошла до нас в полуразрушенном виде.

Эту композицию он писал  на стене трапезной миланского монастыря  Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красоч-ной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Бонапарта.

Но, несмотря на это, даже в  полуразрушенном состоянии «Тайная  вечеря» производит неизгладимое впечатление.

На стене, как бы преодолевая  ее и унося зрителя в мир  гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия.

Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст  меня». Предатель сидит вместе с  другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты.

Христос покорен своей  судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига.

Прелестный пейзаж открывается  через окно за его фигурой. Христос  – центр всей композиции, всего  того водоворота страстей, которые  бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Увидев «Тайную вечерю»  Леонардо, французский король Людовик XII так восхитился ею, что только боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему вырезать часть стены миланского монастыря, чтобы доставить фреску во Францию.

 

 

 

 

«Джоконда». «Мне удалось создать картину действительно божественную». Так отзывался Леонардо да Винчи о женском портрете, который вместе с «Тайной вечерей» считается увенчанием его творчества.

Над этим сравнительно небольших  размеров портретом Моны Лизы, жены Франческо дель Джокондо, он проработал четыре года.

Эта картина и слава  ее – очевидно, ровесницы. Ведь уже  Вазари писал о «Моне Лизе»:

«Глаза имеют тот блеск  и ту влажность, которые постоянно  наблюдаются у живого человека... Улыбка столь приятная, что, глядя  на этот портрет, испытываешь более божественное, чем человеческое, удовольствие...».

В оценке, которую Вазари дает «Джоконде», – знаменательная, исполненная глубокого смысла градация: действительность, обретающая некое  новое качество в красоте, более  совершенной, чем та, которая обычно доходит до нашего сознания, красоте, которая есть творение художника, завершающего дело природы. И, наслаждаясь этой красотой, по-новому воспринимаешь видимый мир, так что веришь: он уже не должен, не может быть иным.

Это и есть магия великого реалистического искусства Высокого Возрождения. Недаром так долго  трудился Леонардо над «Джокондой»  в неустанном стремлении добиться «совершенства  над совершенством», и, кажется, он достиг этого.

       
 

 


 
На лице Моны Лизы  едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой, действительно неудержимой. Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленным на зрителя бесстрастным, словно испытующим взглядом. Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. Это та загадочная улыбка, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо. 

 

 

 
 


 
Дева и ребёнок  со св. Анной.                          Мадонна  Литта

Благовещение.

 

Стремление к  истине. 

 

Леонардо знал, что природа  сделала его творцом, перво-открывателем, призванным послужить мощным рычагом тому процессу, который мы ныне называем прогрессом. Но чтобы полностью проявить свои возможности, ему надлежало обеспечить для своей деятельности наиболее благоприятные условия в уделенный ему для жизни срок. Вот почему он стучался во все двери, предлагал услуги каждому, кто мог помочь ему в его великих делах, угождал и «своим», итальянским тиранам, и чужеземным государям; когда надо было – подлаживаться под их вкусы, ибо взамен рассчитывал на поддержку в своем действенном и «всепоглощающем стремлении к истине».

Так случилось уже в  ранний период деятельности Леонардо да Винчи. Флоренция того времени  не дала ему того, на что он мог  рассчитывать. Как мы знаем, сам Лоренцо  Великолепный и его двор превыше  всего ценили живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали  их своей новизной. А замыслы его  в градостроительстве и инженерном деле казались слишком смелыми, несбыточными. Похоже, что Лоренцо более всего  ценил в Леонардо музыканта, действительно  наслаждаясь его игрой на лире.

И вот Леонардо обращается к другому властителю – Людовику Моро, который правит Миланом. Милан  ведет в это время войну  с Венецией. И потому Леонардо в  первую очередь старается убедить  миланского герцога, что может быть полезен ему в военном деле.

По свидетельству современников, Леонардо был прекрасен собой, пропорционально  сложен, изящен, с привлекательным  лицом. Одевался щегольски, был обворожителен в беседе и привлекал к себе челове-ческие сердца. Даже когда он сравнительно мало зарабатывал, всегда держал лошадей, которых любил больше всех других животных.

Он постоянно рисовал  и записывал. До нас дошло около  семи тысяч страниц, покрытых записями или рисунками Леонардо.

Один из первых исследователей этих рукописных сокровищ отмечал в  изумлении: «Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика. Словом – это чудо, но написано навыворот, так дьявольски, что не один раз я тратил целое утро, чтобы понять и скопировать две  или три странички».

Дело в том, что Леонардо писал справа налево, так что читать его труды нужно в зеркале. По некоторым свидетельствам, он был  левшой, по другим – одинаково владел обеими руками. Как бы то ни было, такое  его письмо еще усугубляет тот  ореол таинственности, которым он окружал себя и которым отмечено все его творчество.

Писал не по латыни, как прославленнейшие гуманисты, а живым, сочным, образным, порой простонародным итальянским языком.

Гениальными рисунками, Леонардо да Винчи иллюстрировал великие  мысли, острейшие наблюдения, глубокие, изумляющие нас провидения.

Леонардо угадал многое, что не знали еще люди, которые  в XIX в. стали изучать его записи. Он знал, что человек полетит, и  сам, по-видимому, рассчитывал совершить  полет с Монте Чечери (горы Лебедя).

«Идеальный город» – одна из тем многих рисунков и записей  Леонардо. В таком городе, указывал он, улицы должны быть проложены  на разных уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие грузовые телеги, а от нечистот город  будет очищаться по подземным  проходам, проложенным от арки до арки.

Леонардо первым сделал попытку  определить силу света в зависимости  от расстояния. Его записки содержат первые возникшие в человеческом уме догадки о волновой теории света.

Найденные им, подчас на высоких  горах, остатки морских животных явились для него доказательством перемещения суши и моря. 

 

Леонардо вскрывал трупы  людей и животных, и его многочисленные анатоми-ческие этюды поражают своей точностью, беспримерными в те времена познаниями. Он первый определил число позвонков в крестце у человека. Он хотел знать, как начинается и как кончается жизнь, и проделывал опыты с лягушками.

Его интересовала подвижность  челове-ческого лица, отражающая подвижность человеческой души, и он стремился изучить во всех подробностях эту подвижность.  

 

 

 

В своих записках Леонардо дает исчерпывающий ответ на вопрос, как он относился к людям:

«И если найдутся среди  людей такие, которые обладают добрыми  качествами и достоинствами, не гоните их от себя, воздайте им честь, чтобы  не нужно им было бежать в пустынные  пещеры и другие уединенные места, спасаясь от ваших козней!» 

Информация о работе Великий Леонардо. Творчество художника, ученого и инженера Леонардо да Винчи