Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:01, реферат
Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов и намерений участников общения находит свое отражение в разнообразии речевых жанров – от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых совещаний и переговоров до выступления в средствах массовой информации. При этом речевое общение через образы, мотивы, установки, эмоции определяет социальные и межличностные отношения, речь конституирует их.
1.Введение.
2. Вербальная коммуникация.
3.Невербальная коммуникация.
4.Заключение.
5.Список используемой литературы.
Министерство образования
и науки Российской Федерации
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ»
Кафедра иностранных языков и интеркультурной коммуникации
Реферат
по дисциплине «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
Тема
«Вербальная и невербальная коммуникация»
Содержание:
1.Введение.
2. Вербальная коммуникация.
3.Невербальная коммуникация.
4.Заключение.
5.Список используемой литературы.
Введение
Разнообразие
видов социального
Следует выделить два основных
вида коммуникации. В человеческом обществе
коммуникация может осуществляться как
вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация
для человека является основным и универсальным
способом общения. Любой другой способ
взаимодействия может быть выражен средствами
языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами
языка может быть выражено все. Процесс межкультурного общения
подразумевает принятие во внимание культурной
обусловленности своего родного языка
и языка партнера по коммуникации. То есть
язык партнера следует постоянно воспринимать
с учетом той культуры, в которой он живет
и носителем которой является. Это требует
определенной компетенции не только в
языке, но и в связанном с ним поведении.
Например, манера приветствия, прощания,
знакомства при всей своей кажущейся универсальности
имеет разные культурные оттенки. То есть
каждый элемент приветствия, знакомства,
прощания, тесно связан с вербальными
привычками людей и привносит неповторимое
своеобразие в их поведение.
Вербальная коммуникация – общение с помощью слов или речевая коммуникация.
Рассмотрим выражение «речевая коммуникация», ведь ранее мы употребляли такое выражение, как «язык» – средство общения, поэтому необходимо выяснить соотношение, которое существует между понятиями «язык» и «речь».
Классификация вербальной коммуникации:
Семиотика, или семиология (от греч. Semeiotikon, semeion – знак, признак) – наука, исследующая свойства знаковых систем и соответственно знаков (естественных и искусственных языков). С одной стороны, семиотика близка к кибернетике, исследующей процессы связи и управления в живом организме, природе и обществе, а с другой стороны – к лингвистике, изучающей самую полную и совершенную систему связи – человеческий язык.
Семиотика выделяет 3 основных аспекта изучения знака и знаковой системы:
Вербальная коммуникация, как считают специалисты по теории коммуникации, может происходить преимущественно в форме диалога или монолога.
«Диалогом называется форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партнеров. На практике диалог представляет собой взаимные реплики собеседников, которые в свою очередь являются естественным ответом на побуждения собеседника или реакцией на происходящее вокруг. В теории коммуникации диалог считают первичной, естественной формой языкового общения, генетически восходящей к устно-разговорной сфере. Он представляет собой сложно организованную структуру, создаваемую совместной деятельностью коммуникантов» [3,62].
«Специалисты по коммуникации выделяют следующие типы диалога:
Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения, намеки, междометия и т. д. Особенности диалогической речи в значительной степени зависят от степени близости и взаимопонимания собеседников. В разговоре одну и ту же мысль можно по-разному высказать близкому другу, родителям, коллеге и т. д.
«Монолог является речевой формой общения, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие, поскольку произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания. Основными признаками монолога являются большая протяженность реплик, композиционная сложность, стремление выйти за тематические рамки общения» [5,134].
В риторике и теории коммуникации выделяются несколько типов монолога, которые различаются методами изложения материала. В зависимости от методов принято выделять следующие типы монолога:
Теория коммуникации большое внимание уделяет логическому построению речи, убедительности аргументации и ориентированности на взаимопонимание с партнером. Для этого разрабатываются специальные технологии манипулирования и убеждения слушателя или собеседника: запугивание, увещевание, введение в заблуждение, лесть, эмоциональные призывы и т.д.
Невербальная коммуникация
Всякий раз, когда мы общаемся с людьми другой культуры, кроме проблемы языка неожиданно появляются другие трудности, возникающие из-за несовпадения интерпретаций мимики лица, жестикуляции, языка тела. Причиной тому является наше предположение о некой универсальности невербальных сигналов в каждой культуре. Это является несомненной ошибкой, поскольку практически ни одно положение тела, мимика лица или жесты, наблюдаемые нами при разговоре, не несут в себе абсолютно одинаковую информацию в разных культурах.
Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей.
Основы невербальной коммуникации:
Невербальные средства сообщения могут быть закодированы посредством выразительных движений тела (мимика, жесты, позы и т. д.), звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т. д.), определенным способом организованной микросредой, окружающей индивида.
Классификация невербальной коммуникации:
Заключение
Межкультурные взаимодействия, осуществляемые в разных видах коммуникации с помощью разных средств, приводили к различным результатам в плане изменения культур, сохранения или частичной утраты их самобытности, духовного обогащения (за счет заимствований чужого опыта) и даже к появлению новых культур в результате непосредственных взаимовлияний.
Список используемой литературы:
1) Василик М.А. Основы теории коммуникации: учеб. для студ. вузов. / [М.А. Василик и др.] под ред. М.А. Василика. М.: Гайдарика, 2006. -616 с.
2) Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
3)Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание: учебное пособие. – Л.: ЛГИК им. Крупской, 1989. – 102
4)Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово: учеб. пособие / А. К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с.
5)Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. – М.: Высш. шк., 1989. – 159 с.
6) http://www.libma.ru/
7) http://gendocs.ru/v3172/?cc=13