Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 17:53, контрольная работа
Краткое описание
Понятиями "культура" и "цивилизация" обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда - стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования. Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление.
Содержание
Введение……………………………………………………………..…………….3 1. Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность……………..….4 1.1 Эволюция представлений о культуре……………………………………..…5 1.2 Взгляд на цивилизацию в их развитии…………………………….…….....10 2. Взаимосвязь понятий культура и цивилизация………………………..……17 Заключение……………………………………………………………………….25 Список использованной литературы……………………………………..…….27
В эпоху Реставрации во Франции Ф. Гизо
рассматривает цивилизацию как единство
двух элементов - уровня социального развития
и уровня интеллектуального развития.
Затем значение термина расширяется и
помимо обладания воспитанностью и навыками
"цивилизованного поведения" он стал
употребляться для характеристики стадий
развития человечества. Л. Морган, а вслед
за ним и Ф. Энгельс рассматривают цивилизацию
как стадию развития общества, наступившую
после дикости и варварства. В это время
понятие цивилизация используется также
как характеристика европейского капитализма
в целом.
В XIX-XX веках эти подходы к пониманию цивилизации
- линейно-унитарный и стадиальный - дополнены
локально-историческим. Н. Данилевский
в работе "Россия и Европа" (1869) трактует
цивилизацию в качестве обособленного
культурно-исторического типа - основной
реальной и самодостаточной единицы (субъекта)
истории. Не существует всемирной универсальной
истории, есть лишь история конкретных
цивилизаций, имеющих индивидуальный
замкнутый характер.
В концепции немецкого философа О. Шпенглера,
опирающейся на идеи Данилевского, цивилизация
рассматривается как заключительная стадия
развития любой отдельной культуры, свидетельствующая
об отмирании культурного мира как организма,
вырождении и затухании одушевлявшей
его культуры, хаосе, не порождающем более
культурной индивидуальности. Цивилизация
как противоположность культуры есть
эквивалент мертвой "протяженности",
бездушного интеллекта.
Переход от культуры к цивилизации
есть переход от творчества к бесплодию,
от развития к окостенению, от героических
"деяний" к механической "работе".
Признаки цивилизации - развитие индустрии
и техники, деградация искусства и литературы,
скопление людей в огромных городах, превращение
народов в безликие "массы".
Для английского историка и социолога
А. Тойнби цивилизация - система, отличающаяся
от других типом и значимостью связей
между ее элементами, возникающая в результате
поиска адекватных ответов на вызовы природы
или социума. В подобном ключе развивались
представления о цивилизации Н. Бердяева,
Х. Ортеги-и-Гассета, других философов
XX века.
Новый взлет интереса к анализу цивилизации
связан с появлением глобальных проблем,
обнаживших нависшие над человечеством
угрозы его существованию. В этих условиях
по-новому как весьма актуальная и теоретически
значимая зазвучала давно забытая идея
А. Фергюсона, что цивилизация есть "способ
существования" человечества. В этой
идее схвачено существо проблемы цивилизации.
Определить конкретную цивилизацию - значит
дать характеристику присущего ей способа
существования. Именно такой подход служит
основанием для включения понятия цивилизации
в число категорий общественной науки,
делает его научным.
Могут упрекнуть, что это определение
слишком абстрактно и неопределенно, ибо
различаются "способы существования"
классов, наций и даже малых групп. Все
это так. Но цивилизация - это способ существования
человечества на определенном уровне
его развития, когда появились общественное
разделение труда и частная собственность.
Переход к цивилизации означает возникновение
граничных условий, лишь сохраняя которые
оно способно обеспечить собственное
существование.
Современному
использованию понятия цивилизация соответствует
ее трактовка как социокультурной системы,
включающей в себя и материальную и духовную
стороны общественной жизни. Действительно,
"способ существования" человечества
невозможно представить себе без какой-либо
из этих сторон. Для методологии формационного
подхода характерен акцент на экономической
основе общественной жизни и построение
вертикали, выделяющей лишь объективную
зависимость надстроечных сфер от базисных.
Конечно, хотя без человека общества быть
не может, но абстрагироваться от индивидуально-личностного
аспекта истории возможно и эта возможность
реализуется, когда последняя рассматривается
под углом зрения развития и смены общественно-экономических
формаций. Не случайно, излагая свою теорию
формации в известном Предисловии к "Критике
политической экономии", К. Маркс обходился
без понятий культуры и личности. В понятии
цивилизации субъективная сторона исторического
процесса представлена как элемент способа
существования, а не как эпифеномен чего-то
другого.
Многообразие определений, концепций
и точек зрения относительно понятия "цивилизация"
- культурологических (М. Вебер, В. Каволис),
социологических (Д. Уилкинс, П. Сорокин),
этнопсихологических (Л. Гумилев), географических
(Л. Мечников) - сводится, в конечном счете,
к трем основным группам: синоним культуры;
уровень, ступень, общественного развития,
материальной и духовной культуры; стадия
общественного развития, следующая вслед
за дикостью и варварством.
Вероятно, цивилизация может быть определена
как собственно социальная организация
жизни, характеризующаяся всеобщей связью
индивидов на основе воспроизводства,
обеспечивающего ее бытие и развитие общественного
богатства.
Накопление, перераспределение и реализацию
последнего цивилизация контролирует
путем сознательного регулирования взаимного
обмена деятельностью и информацией внутри
социума и взаимодействия его с окружающей
природной и социальной средой. Само зарождение
цивилизации означало, что над естественно
возникающими связями надстраиваются
управляемые людьми институты и что, следовательно,
механизмы биологической эволюции и "выживаемости
видов" вытесняются социальными отношениями.
Современная цивилизация выступает как
общество, основанное на идеалах "разума",
"справедливости", "уважения прав
человека", использования достижений
науки и техники, обеспечивающих безопасность
и комфорт в жизни человека. В философии
второй половины XX века важнейшим системообразующим
элементом понимания сущности цивилизации
рассматриваются ее технологические характеристики,
принципиально отличающийся от культурных
характеристик жизни. Научно-технический
прогресс, экономическая эффективность
и целесообразность выступают как реализация
"формальной рациональности" в развитии
духа (М. Вебер), подчиняющей себе все стороны
общественной жизни. Подлинная сущность
цивилизации совпадает с собственно технической
цивилизацией, а развитие техники и экономики
становятся субстанциональной основой
и универсальным критерием цивилизованности.
Итак, характерной особенностью цивилизации
является соединение в органическое единство
социального и культурного начал общественной
жизни.
Цивилизация - социокультурное образование.
Здесь проходит разграничительная линия
методологии формационного и цивилизационного
подходов. Если первый ориентирует на
анализ развития формаций как процесса
естественноисторического, т.е. объективного
и закономерного, то второй обязывает
исследовать и специфику культуры данной
цивилизации,
т.е. ее субъективно-личностную
сторону. Если системообразующим началом
формации являются производственные отношения,
то формирующим началом цивилизации выступает
культура. Однако чтобы сыграть эту роль,
она сама должна быть достаточно мощной.
Формационный подход к истории не совпадает
с цивилизационным, хотя и пересекается
с ним. Для первого развитие общества есть
процесс естественноисторический, второй
выражается в том, что он вводит в методологию
анализа истории человеческое измерение,
связанное в первую очередь с культурой
и действием социальных механизмов, стягивающих
общество в единое целое, обеспечивающих
определенный способ существования человечества.
Понятие цивилизации в истории социальной
философии рассматривалось на двух уровнях
- глобальном и локальном. Концепции локальных
культур или цивилизаций начали разрабатываться
со второй половины XIX в. в противовес идее
единства исторического процесса, эволюционистскому
подходу к культуре.
Признание множественности культур и
права каждой из них на самостоятельное
существование и развитие отвечает принципам
демократии и гуманизма, способно служить
как одним из оснований плодотворного
взаимодействия и диалога культур, так
и их обособления и враждебного противостояния.
Различные концепции локальных культур
по их идейной направленности можно расположить
между этими двумя крайними точками.
Все это означает, что концепциями
локальных культур не следует приписывать
какой-то одной строгой социально-политической
ориентации. Они могут отражать различное
умонастроение.
Концепции локальных культур и цивилизаций
отнюдь не беспочвенны. К числу их заслуг
следует отнести критику европоцентризма,
идеи органической целостности каждой
культуры, неповторимой индивидуальности
культурно - исторических типов, выявление
уязвимых сторон линейно-прогрессистского
подхода к общественному развитию. Но
присущее всем этим концепциям отрицание
единства исторического процесса неприемлемо.
Имеется масса свидетельств того, что,
во-первых, в истории есть не только индивидуальное,
но и общее, повторяющееся (труд и его орудия,
производство, обмен и торговля, разные
социальные институты и многое другое)
и, во-вторых, в ней действуют интеграционные
тенденции, связанные с возникновением
мирового рынка, процессами глобализации,
развитием транспорта и связи и т.д. Поэтому соотношение единства
и многообразия, общего и особенного является
одной из важнейших проблем на уровне
цивилизационного подхода к анализу истории.
Следует ли согласиться с тем, что существует
единая планетная цивилизация, которая
проявляется в многообразии культур, или
- и это звучит менее категорично - что
целесообразнее рассматривать проблему
цивилизации прежде всего в методологическом
плане на глобальном и локальном уровнях.
И в том и в другом случае сохраняется
и единство и многообразие истории.
Концепции локальных культур и цивилизаций
возникли в тот период, когда перед человечеством
еще не встали со всей остротой глобальные
проблемы и угрозы или, говоря словами
Тойнби, - глобальные вызовы истории, ответ
на которые может быть найден не в рамках
той или иной локальной культуры, а в масштабе
всей планеты, усилиями всего человечества.
Это означает, что проблемы цивилизации
должны рассматриваться и решаться на
глобальном уровне.
2. Взаимосвязь
понятий культура и цивилизация
Отношение культуры и цивилизации неоднократно
становилось предметом дискуссий. Сама
проблема отношения культуры и цивилизации
выкристаллизовывалась постепенно в развитии
философско-исторической мысли.
В философско-исторической литературе
последних десятилетий понятие цивилизации
переживает своеобразный ренессанс, осмысливаются
его методологические возможности. В этой
связи вновь существенное значение приобретает
и вопрос о соотношении цивилизации и
культуры.
Различие культуры и цивилизации наметил
уже И. Кант, который в сочинении "О предполагаемом
начале человеческой истории" в полемике
с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация
и вправе ли человек отказаться от нее?
Кант считает, что цивилизация начинается
с установления правил человеческой жизни
и поведения. Цивилизация ограничивает
врожденный эгоизм людей. Цивилизованный
человек - тот, кто не чинит неприятностей
другому, принимает его в расчет, при этом
вежлив, обходителен, тактичен, внимателен,
уважает человека в другом. Культура же
есть деятельность, в которой человек
реализует свою сущность и субъективность,
суть условие его свободы. Культура состоит
в общественной ценности человека, а также
в обретении им способности целеполагания.
Высшая степень развития культуры связана
с развитием способностей и моральным
совершенством человека, которое проистекает
единственно из уважения к нравственному
закону, а не только из эмпирической склонности
к его выполнению.
Для
философии культуры XX века еще в большей
степени характерно "разведение"
понятий культуры и цивилизации. Культура
продолжает оставаться символом позитивного
в развитии человечества, цивилизация
в большинстве случаев получает нейтральную
оценку, а не редко и резко отрицательную.
Начало такому противопоставлению положили
русские славянофилы, утверждая тезис
о духовности культуры и бездуховности
цивилизации как чисто западного явления.
Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал
о цивилизации как "смерти духа культуры".
В рамках его концепции культура - символична,
но не реалистична, между тем динамическое
движение внутри культуры с ее кристаллизованными
формами неотвратимо влечет к выходу за
пределы культуры, "к жизни, к практике,
к силе". На этих путях "совершается
переход культуры к цивилизации", "цивилизация
пытается осуществить жизнь", реализуя
"культ жизни вне ее смысла, подменяя
цель жизни средствами жизни, орудиями
жизни". Цивилизация как достаточно
высокая ступень овладения силами природы,
несомненно, содержит в себе мощный потенциал
научно-технического прогресса и способствует
повышению качества и уровня жизни людей,
более комфортному их существованию. Едва
ли нужно доказывать очевидные факты благотворного
влияния результатов этого прогресса
на все стороны общественного и повседневного
бытия людей. Сегодняшняя жизнь немыслима
без современных электронных средств
связи и глобальных информационных систем,
средств передвижения и поиска новых источников
энергии и т.д.
В то же время эти достижения сами по себе
еще не означают культурного, духовного
расцвета, они не могут быть оценены как,
безусловно, нравственные или же, безусловно,
безнравственные: ценностно и этически
они нейтральны. Технические достижения
цивилизации приобретают культурную значимость
в зависимости от целей и ценностей, которыми
руководствуются при их использовании.
Так, лазер способен не только
лечить людей, но и разрушать. С помощью
телевидения можно сеять "доброе, вечное",
но можно также возбуждать подозрительность,
ненависть, вражду, низменные чувства.
Достижения химии - это не только эффективные
лекарства и предметы быта, но и оружие
массового поражения, наркотики. Понятие
цивилизации поэтому, чаще всего связывается
с этим и, культурно-нейтральными по своей
внутренней природе, результатами развития
техники и экономики, которые можно использовать
в самых разных целях, понятие же культуры
сближается с понятием духовного прогресса.
Цивилизация - созданный и преобразованный
человеком мир, культура - внутреннее достояние
самого человека, его духовная экзистенция,
достигнутая степень внутренней свободы.