Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:16, доклад
Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).
Различают две формы речи:
Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.
Для разговорного стиля литературного
языка устная форма является основной,
тогда как книжные стили
Недостатки устной речи:
Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.
Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.
На письме
используются знаки пунктуации,
а также различные средства
графического выделения слов, сочетаний
и частей текста: использование
иного типа шрифта, полужирный
шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление,
размещение текста на странице.
Указанные средства
Видами речи являются:
Совершенствование навыков
говорения включает в себя
повышение готовности к
Для того, чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова, т.е. приобретать новые знания, причём не только по своей специальности, но и другие знания в области науки и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность мышления, пытаясь дать полученной из книг и газет информации собственную оценку, читать художественную литературу, для того чтобы глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.
Основными элементами техники речи являются:
Правильная организация речевого дыхания имеет большое значение для устной речи. Прерывающаяся, захлёбывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже иногда раздражает слушателей. Кроме того, неправильное речевое дыхание утомляет говорящего.
Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок.
Умение владеть голосом
важно не только для оратора, но для
любого человека, профессия которого
требует постоянного общения
с людьми. В личном общении владение
голосом также оказывается
Хороший голос необходимо тренировать, чтобы он стал выносливым, готовым к большим нагрузкам. Регулярно занимаясь, можно его развить, усилить, расширить диапазон, улучшить тембр.
Система упражнений для развития голоса включает:
упражнения, приучающие верно направлять звук, не напрягаясь;
упражнения, направленные на развитие голосового диапазона, силы, полётности.
Важно найти натуральную
высоту голоса, которая обычно находится
в среднем регистре человека и
на которой голос хорошо звучит.
Затем необходимо совершенствовать
качество звучания на других регистрах,
осуществляя дыхательные
Дикция включает в себя три основных показателя:
правильность артикуляции;
степень отчётливости артикуляции;
манеру выговаривать слова.
Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.
Степень отчётливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи. Более того, чёткая артикуляция создаёт впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чём говорит, что является одной из задач устной коммуникации.
Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.
Для улучшения речевых
навыков, касающихся манеры выговаривать
слова, необходимо постоянно слушать
и стараться точно
Как слушать?
Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:
1) умение концентрироваться;
2) умение анализировать содержание;
3) умение слушать критически;
4) умение конспектировать.
Совершенствование навыков
письма возможно на основе постоянной
тренировки в составлении письменных
тех жанров, которые необходимы человеку
в работе. Развитию навыков письменной
речи помогает чтение художественной
литературы, хороших произведений публицистического
стиля, научной литературы. Для составления
официально-деловых текстов
Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время.
На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:
фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;
поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
Типичными недостатками чтения являются:
Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.
Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.
Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.
Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения.
Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.
Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение.
Жанрами речи являются монолог, диалог и полилог.
Монолог - жанр, образуемый в
результате активной речевой деятельности
говорящего и не рассчитанный на активную
одновременную реакцию
Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний.
Монолог характерен для научного и официального общения, возможен в художественной литературе и публицистической речи. В разговорной речи монолог встречается редко, обычно в общении образованных людей.
Монологическая речь состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Для диалога важны достаточная информативность реплик (как недостаточность, так и избыточность сообщаемого делают общение неудачным), потребность в общении, соблюдение участниками диалога причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний.
Основными разновидностями диалога являются бытовой разговор, деловая беседа, переговоры.
Для бытового диалога характерны:
незапланированность;
большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых средств;
частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
отсутствие, как правило,
целевых установок и
самопрезентация личности;
разговорный стиль речи.
Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:
дифференцированный подход
к предмету обсуждения с учетом коммуникативной
цели и партнёров и в интересах
понятного и убедительного
быстрота реагирования на высказывания партнёров;
критическая оценка мнений, предложений и возражений партнёров;
аналитический подход к учету и оценке всех факторов проблемы;
ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнёров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме;
ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой. Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.
Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой структуре полилога максимальное отражение. Смысловая и формальная связь реплик полилога имеет более значительную амплитуду колебаний, чем в диалоге.
Текст как единица речи
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
Самостоятельность текста связана
с его ограниченностью в
Самостоятельность текста не
абсолютна, поскольку текст реально
функционирует только во взаимодействии
с адресатом. Часть текста (особенно
крупного) может приобрести самостоятельность
и в определённых условиях стать
отдельным текстом, например, глава
или параграф монографии, опубликованный
в виде статьи. В этом случае исходный
текст главы (параграфа) может приобрести
некоторые изменения в
Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.
Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.