Византийская культура
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:27, реферат
Краткое описание
Византийское государство возникло на рубеже двух эпох –крушение поздней античности и рождение средневекового общества.
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточ-ную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Образование великой империи 4
2 От язычества к христианству 6
3 Расцвет византийской культуры 9
4 Поздняя Византия. Начало конца 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
Вложенные файлы: 1 файл
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Воронежская государственная
лесотехническая академия»
Кафедра философии и социально-гуманитарных
наук
РЕФЕРАТ
Византийская культура
Выполнил студент
АП2-131-ОБ
Проверил ст. преподаватель
|
___________
___________
|
А.Ю. Бурсов
Л.В. Полякова |
Воронеж 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Образование великой империи
4
2 От язычества к христианству
6
3 Расцвет византийской культуры
9
4 Поздняя Византия. Начало конца
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
12
ВВЕДЕНИЕ
Византийское государство возникло
на рубеже двух эпох –крушение поздней
античности и рождение средневекового
общества.
В IV в. единая Римская империя
разделилась на Западную и Восточную.
Обособление восточной части Римской
империи началось еще в III в. и было вызвано
как экономическими, так и идейно-политическими
причинами. Восточные области Римской
империи отличались более высоким уровнем
развития экономики, и кризис рабовладельческого
хозяйства принял здесь менее острые формы.
Нападение варваров, социальные движения
и внутренние междоусобицы на Западе угрожали
самому существованию Римской империи,
что заставило императора Константина
перенести политический центр на Восток.
Окончательное разделение Римской
империи официально произошло в 395г., после
смерти императора Феодосия.
Смещение греко-римских и восточных
традиций наложило отпечаток на общественную
жизнь, государственность, религиозно-философские
идеи, культуру и искусство византийского
общества. Однако Византия пошла своим
историческим путем, во многом отличным
от судеб стран, как Востока, так и Запада.
Территория Византии превышала
750 тыс. кв. км. Это были преимущественно
области с высокой земледельческой культурой.
Здесь издавна выращивали зерновые, разводили
оливковые рощи и виноградники.
1
Образование великой империи
Создание византийской культуры
было сложным, порою противоречивым процессом.
Византийская цивилизация в отличии от
западноевропейской в тревожные времена
варварских нашествий во многом осталась
последним оплотом греко-римских традиций.
Становление византийской культуры
происходило в обстановке глубоко противоречивой
идейной жизни ранней Византии. Это было
время складывания идеологии византийского
общества, оформления системы христианского
мировозрения. Христианство впитало в
себя многие филосовские и религиозные
учения той эпохи. ВIV-Vвв. в империи развернулись
ожесточенные философско-богословские
споры: христологические - о природе Христа
и тринитарные - о месте его в Троице. В
этих спорах уже очень рано проявились
различия в философской направленности
Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой
системы – христианства. С течением времени
эти разногласия будут усугубляться и
приведут к обособлению восточной – православной
и западной – католических церквей.
В ранневизантийский период
христианская ученая литература достигает
высокой степени утонченности, соединяя
изящество формы с глубоким содержанием.
Эпоха становления новой, средневековой
культуры рождает талантливых мыслителей,
писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий
Ареопагит, Григорий Назианзин, Роман
Сладкопевец.
VI век был богат выдающимися
историческими сочинениями. Среди
историков этого столетия первое
место принадлежит Прокопию Кесарийскому.
Прокопий – блестяще образованный ритор
и юрист, посвятил себя дипломатической
и придворной карьере. Советник и доверенное
лицо полководца Велисария, он совершил
со своим патроном многие дальние походы,
участвовал в завоеваниях королевства
вандалов, воевал против персов и других
врагов империи. Свои огромные знания,
жизненный опыт он вложил в созданные
им исторические сочинения. Основной его
работой считается «Тайная история», написанная
в глубокой тайне, она с предельной откровенностью
обнажает все пороки империи и ее правителя.
2 От язычества к христианству
Значительные перемены происходили
и в сфере искусства, и во всей художественной
культуре византийского общества. В VI
– VII в. византийские художники сумели
не только впитать многообразие влияние
Востока и античности, но и, преодолевая
их, создать свой собственный стиль в искусстве.
С этого времени Константинополь превращается
в православный художественный центр
средневекового мира.
Бурное строительство в городах
ранней Византии стало мощным стимулом
развития архитектуры.
Непревзойденным шедевром византийского
зодчества стал построенный в 532-537 гг.
храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый
на высоком холме, рядом с императорским
дворцом и ипподромом, далеко видимый
с моря и суши, храм стал не только символом
могущества Византии, но и главной святыней
христианского Востока. Впервые здесь
была реально воплощена идея грандиозного
центрического храма, увенчанного колоссальным
куполом. При Юстиниане весь купол был
украшен мозаиками; в вершине купола был
изображен огромный крест посреди усеянного
звездами неба. Убранство храма поражало
торжественной пышностью и изысканным
интерьером. Великолепие храму придавали
мраморные колоннады, расположенные двумя
ярусами вдоль центрального пространства
храма. Нижняя часть стен и полы храма
были покрыты разноцветными мраморами.
Поэт Корипп называет св. Софию чудом света,
которое затмевает все другие храмы и
представляет точное отображение самого
неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание
золота мозаик и драгоценной утвари, сияние
множества лампад, парение блистающего
купола – все это действительно создавало
иллюзию беспредельности пространства
собора, превращало его в подобие космоса,
символически приближало к образу Вселенной.
В архитектуре и живописи св. Софии были
заложены основы художественного стиля,
которому суждено было стать господствующим
во всей дальнейшей истории византийского
искусства.
В ранней Византии создаются
и другие шедевры византийского зодчества
– храм 12 Апостолов в Константинополе,
храм св. Димитрия в Салониках. Особенно
поражает изысканностью архитектурных
форм, плавностью и чистотой линий, элегантность
декора храм св. Виталия в Равенне.
Памятников светского искусства
Византии сохранилось, к сожалению, не
так уж много. Ведь при нашествии внешних
врагов именно дворцы императоров и богатые
дома знати в первую очередь подвергались
разрушению и разграблению, многое погибло
в пламени пожаров. Но и то, что дошло до
нашего времени, и чем рассказывают письменные
источники, достойно восхищения. И в наше
время поражают величием крепостные стены
и башни Константинополя, сложная система
акведуков и цистерн, воздвигнутых для
снабжения города водой. При Юстиниане
была построена великолепная цистерна,
настоящий подземный дворец, украшенный
множеством колонн и наполненный прозрачной
водой. Турки после завоевания Константинополя,
пораженные красотой цистерны, назвали
ее «Тысяча и одна колонна». Она до сих
пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв. Константинополь
- Новый Рим украсился дворцами императоров
и домами знати. На самом берегу Мраморного
моря вырос Большой императорский дворец
- целый комплекс роскошных зданий - превосходный
архитектурный ансамбль дворцов с парадными
залами, терм, жилых помещений, окруженный
садами и фонтанами. Обширный столичный
ипподром, сосредоточие общественной
и культурной жизни, был украшен античными
памятниками; среди них выделяется знаменитая
колонна из Дельф, египетский обелиск
Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.
Мировое признание в средние
века получили произведения художественного
ремесла и прикладного искусства Византии
- изумительной красоты ювелирные украшения
из золота и драгоценных камней, диптихи
и ларцы из слоновой кости, украшенные
резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми
рисунками шелковые ткани, утонченные
изделия из цветного стекла- сосуды, бусы,
светильники. Византийские художники
в области живописи, мозаики, мелкой пластики,
ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной
миниатюры долгое время оставались законодателями
вкусов.
3 Расцвет византийской культуры
В XI—XII вв. в византийской литературе
наблюдается известный подъем. Расширяется
круг интересов писателей, появляются
новые литературные жанры, сюжетные линии
делаются динамичнее, рождаются новые
стилистические формы. Ощущается постепенный
отход, порою еще робкий, от закостенелых
штампов и канонов, господствовавших в
литературе предшествующих веков. Начинает
изменяться отношение к античному наследию.
Античные традиции воспринимаются уже
не механически, а переосмысливаются под
влиянием реальной действительности.
Использование античной литературы идет
целенаправленно, подчиняясь новым потребностям
и новым веяниям времени. В литературе,
все сильнее звучат мотивы отрицания,
критики общественного строя с его унификацией
и канонизацией культурных ценностей.
Расцвет переживает народная литература
разных жанров, народный язык получает
права гражданства.
4 Поздняя Византия. Начало конца
Захват Константинополя крестоносцами
в 1204 г. привел к распаду Византийской
империи. По словам писателя XIV в. Никифора
Григоры, держава ромеев, подобно судну,
подхваченному злыми ветрами и волнами,
раскололась на множество мелких частей.
Но постепенно в этом хаосе феодальных
княжеств выделились три центра греческой
государственности: Никейская империя
в северо-
западном углу Малой Азии, Эпирское
царство на Балканах и Трапезупдская империя
на земле древнего Понта, на южном берегу
Черного моря. Нестабильность экономики,
территориальные потери, нескончаемые
феодальные усобицы и возрастающая турецкая
угроза - вот что характеризует последние
столетия существования некогда великой
империи.
Последнее столетие истории
Византии было наполнено драматическими
событиями. Могущество грозного врага
Византии турок-османов росло из года
в год. Политическая раздробленность;
внутренние междоусобицы; враждебность
соседних Балканских государств - Сербии,
Болгарии, а также Венгрии; выжидательная
позиция Запада делали положение Византии
крайне опасным. Решающий удар империи
был нанесен утверждением турок-османов
в Европе.
Штурм Константинополя произошел
29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по
численности значительно превосходили
оборонявшихся. После многочасового боя
Константинополь был взят штурмом.
Византия прошла трудный, но
насыщенный яркими событиями общественной
и культурной жизни тысячелетний исторический
путь. Ей по праву принадлежит видное место
в прогрессивном развитии Европы и всего
средневекового мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Византийская культура в целом
оказала значительное влияние на формирование
итальянского Ренессанса. После IV крестового
похода (1204г.), приведшего к падению Константинополя,
Византия фактически превратилась в аграрно-сырьевой
придаток итальянских городов. Реальным
наследием византийской эпохи стало становление
греческого народа и новогреческого языка,
культурно-религиозной общности православного
мира.
Византия имела духовно-культурное
воздействие на Киевскую Русь. Русь приняла
православное христианство и крещение
в 988 году при князе Владимире. Византийское
влияние проникает в древнерусское церковное
пение. Славянские страны переняли в изобразительном
искусстве традиции соединения небесной
и земной власти, сочетание возвышенности
и торжественности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Анисимова Л.В. Культура
Византийского государства. Москва.
1989.
2 Клишина Е.М. Культурология.
Учебник.1996.
3 Крупина В.В. Культура Византии.
Москва. 1986.
4 Удальцова В.И. Византийская
культура. Москва. 1991.
Информация о работе Византийская культура