Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:51, контрольная работа
Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя. Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.
Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».
Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.
ВВЕДЕНИЕ
Рождение византийской цивилизации
историки связывают с основанием
ее столицы города Константинополя.
Город Константинополь был
Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».
Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.
Цель данной работы состоит в анализе основных направлений культуры Византии.
1. ФИЛОСОФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ.
Философия.
Философская мысль Византии
формировалась в период, когда
в Восточной Римской империи
была создана религиозно-
Наиболее известные отцы
восточной церкви - Иоанн Златоуст,
Григорий Богослов, Василий Великий,
феодорит Критский. Этот период характеризуется
неоплатонизмом как самым распространенным
философским учением, в котором
сочетаются стоическое, эпикурейское,
скептическое учение с примесью элементов
философии Платона и
Второй период византийской философии - это иконоборчество, идеологами которого были иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.
В третьем периоде развиваются рационалистические философские концепции, философия объявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить эти знания в систему (XI в.).
Последний период византийской
философии характеризуется
Образование.
В IV-VI вв. сохранялись старые
научные центры (Афины, Александрия,
Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь).
В 1045 г. был основан
С конца VII в. по IX в. высшее образование
практически исчезло и
2. АРХИТЕКТУРА И МУЗЫКА.
Архитектура.
В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.
Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания "слова божьего". Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.
Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки-пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.
Внутри помимо главного,
более высокого, нефа имеются боковые
нефы (их может быть и три, и пять).
Позднее наибольшее распространение
получил тип крестово-
Главным храмом всей Византийской
империи стала церковь Святой
Софии в Константинополе. Она
была построена в 632-537 гг. зодчими
Анфимием из Траля и Исидором из
Милета во времена императора Юстиниана.
Гигантский купол храма имеет
диаметр 30 м. Благодаря особенностям
конструкции здания и прорезанным
у основания купола окнам, он как
бы парит в воздухе. Купол опирается
на 40 радиальных арок.
Внутреннее убранство собора пострадало
во время крестовых походов и нашествия
турков. После разгрома Константинополя
он стал мечетью Айя-София. Вместо креста
теперь на нем полумесяц, знак языческих
богинь Гекаты и Дианы.
Музыка.
До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде "декламации" дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели "а капелла" (без аккомпанемента). Три способа вокала: торжественное чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ литургического пения датируется IV веком. Византийское пение достигает расцвета в эпоху Раннего средневековья. С увеличением пышности церковных служб в XIII-XIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.
В это время различают
"простое" и "богатое" пение,
в котором один слог протягивался
целой нотной группой или фразой.
Византийские богослужения, литургические
мелодии и гимны оказали
3. ЛИТЕРАТУРА В ВИЗАНТИИ.
Влияние византийской литературы на европейскую очень велико, неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу. До XIII в. в византийских библиотеках можно было встретить не только греческие рукописи, но и их славянские переводы. Некоторые произведения сохранились лишь в славянском переводе, оригиналы утрачены. Собственно византийская литература появляется в VI-VII вв., когда греческий язык становится господствующим. Памятники народного творчества до нашего времени почти не сохранились. По мнению западноевропейских ученых, византийская литература считалась "архивом эллинизма", недооценивался ее свободный характер, между тем византийская литература самобытна, и можно говорить об эллинизме как о литературном влиянии наравне с влиянием арабской, сирийской, персидской, коптской литератур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо. Наиболее известна нам поэзия гимнов: Роман-Сладкопевец (VI в.), император Юстиниан, патриарх Константинопольский Сергий, патриарх Иерусалимский Софроний. Гимны Романа Сладкопевца характеризуются близостью к псалмам в музыкальном и смысловом отношении (темы Ветхого завета, глубина и аскетичность музыки). Из тысячи написанных им гимнов сохранилось около 80. По форме это повествование с элементами диалога, по стилю - сочетание учености и назидательности с поэзией.
В византийской литературе
популярно историческое повествование
в стиле Геродота. В VI в. это Прокопий,
Петр Патрикий, Агафия, Менандр, Протиктор
и др. Лучшие писатели, воспитанные
в античных школах на языческих традициях,
- Афанасий Александрийский, Григорий
Богослов, Иоанн Златоуст. Влияние
Востока наблюдается в
Начиная с IX в., после иконоборчества,
появляются исторические хроники с
церковной направленностью. Особенно
интересна хроника Георгия
Среди литературных деятелей следует
отметить патриарха Фотия и императора
Константина VII Багрянородного. Фотий
был высокообразованным человеком, а его
дом - ученым салоном. Его ученики занимались
составлением словаря-лексикона. Самое
выдающееся произведение Фотия - его "Библиотека"
или "Многокнижие" (880 глав). В них
содержатся сведения о греческих грамматиках,
ораторах, философах, естествоиспытателях
и врачах, о романах, агиографических произведениях
(апокрифы, сказания и т. д.).
Константин Багрянородный за свой счет издавал обширные сборники и энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью. По его приказу была составлена историческая энциклопедия.
Византийская эпоха
4. ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ВИЗАНТИИ.
Фресковая живопись Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского стремления к красочности и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня и применялись в декоре свода.
Известна еще флорентийская мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в технике инкрустации. Византийская же мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для украшения стен и сводов.
Дворцовые мозаичные композиций (Константинополь, Палермо) представляют охотничьи или пасторальные сцены. Но по преимуществу византийские мозаики находятся в церквах.
5. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ.
Книжная миниатюра.
Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам.
Керамика и стекло.
Византийская керамика еще мало изучена. Вначале изготовлялась поливная одноцветная посуда, с IX в. она имела формованный рельеф. Наибольший интерес представляют облицовочные плитки, выпуклые и вогнутые, украшенные декоративными мотивами. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем или святые. Нередко композиция составлялась из многих изразцов. Позднее посуда стала полихромной. С IX в. применяется техника сграффито, т.е процарапывание по глазури или удаление широких участков поливы.
Если говорить о стекле, то наиболее примечательны витражи из настоящего стекла, покрытого цветными эмалями и вправленного в свинец, которые обнаружены в окнах апсиды монастыря Хора (Кахрие Джами в Константинополе), созданные не позднее 1120 г. На них изображены в человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских одеждах, фон украшен медальонами, розетками, завитками. Цвета - синий, зеленый, багряный.
Ювелирное дело и обработка металлов.
В ювелирных изделиях применялись чернь, жемчуг, драгоценные камни и в особенности эмали. Наибольшей славой византийские ювелиры пользовались благодаря великолепию палитры своих эмалей. Это перегородчатые эмали: кресты, оклады священных книг, короны. Иногда эмали сплошные, но чаще - на золотом фоне: византийцы считали, что этим металлом покрыто небо, и высоко ценили золото. Наиболее интересными являются изделия из лимбургского реликвария, венгерская корона. Они изготовлялись в царских мастерских, но серебряные изделия уступают золотым.
Для изготовления дверей использовалась бронза (двери собора Святой Софии - с тонким орнаментальным рисунком, гравировкой). Византийцы получали множество заказов на храмовые двери из европейских стран, кроме того, изготавливали ажурные бронзовые лампадофоры, кресты, кадила, плакетки (пластинки), царские врата (алтарные двери).
Камень.
В области камнерезного искусства византийцы оставили только образцы архитектурного декора, например, капители Святой Софии. Резьба очень тонкая, иногда напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф плоский, ажурный, с обильным растительным орнаментом.
Ткани.
Подлинность византийского происхождения тканей можно, определить преимущественно по орнаменту: излюбленный мотив - круг с фигурой животного (льва, слона, орла - символа власти). Сохранились шелка, вышитые золотой нитью. Из такого шелка выполнена далматика - просторная длинная одежда Карла Великого.