Вклад меценатов в развитие российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:48, реферат

Краткое описание

Объект исследования: меценатство в России.
Цель исследования: оценить вклад меценатов России в развитие нашей культуры. Определить важность деятельности меценатов для науки и искусства.
Задачи исследования. Погрузится в историю, изучить происхождение и значение слов меценат, меценатство. Раскрыть суть данной деятельности. Познакомится с известными меценатами России и их деятельностью во благо культуры. Узнать о меценатах Владимирского края. Подвести итог проделанной работы.

Содержание

Введение 3
История 4
Меценаты XIX-XX вв. 7
Московские меценаты 8
Меценаты Владимира. Никитины 22
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

мой реферат(Remake2).docx

— 65.18 Кб (Скачать файл)

 

Меценатство Саввы Ивановича  было особого рода: он приглашал  своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все  приезжавшие под предводительством  хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных  примеров благотворительности, когда  меценат ограничивает себя передачей  определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил  заказчиков. Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал  В.Д. Поленов, был в Абрамцеве и  Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был покровителем искусства Врубеля. Для очень  нуждавшегося  художника нужна  была не только оценка творчества, но и  материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая  произведения Врубеля. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное  панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: “Микула Селянинович” и “Принцесса Греза”. Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением.

В начале января 1885 года на первых страницах московских газет появился анонс об открытии Русской частной  оперы, первой постановкой которой  была «Русалка» Даргомыжского. Декорации  были написаны И. Левитаном по акварельному эскизу В.М. Васнецова. Создатель Русской  частной оперы – Савва Мамонтов. Уже из-за одной только своей промышленной деятельности во благо России Мамонтов достоин быть вписанным в ее историю, но круг интересов этого талантливейшего человека был необычайно широк. Савва Иванович являлся известным коллекционером русской живописи, покровительствовал художникам. Но истинным своим призванием он считал театральное искусство. Савва Иванович был одновременно и певцом, и оперным артистом, и режиссером, и драматургом. «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурманск, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям. И он же, Мамонтов, создал оперу – выдвинул Шаляпина, сделал при его посредстве популярным Мусоргского, предопределил в своем театре огромный успех операм Римского-Корсакова. Здесь же, в его театре, мы впервые увидели вместо прежних ремесленных декораций ряд замечательных созданий кисти Поленова, Васнецова, Серова, которые вместе с Репиным, Антокольским и другими русскими художниками, можно сказать, выросли в семье Мамонтовых. Может быть, без него и великий Врубель не смог бы пробиться наверх, к славе». Эти слова принадлежат К.С. Станиславскому, который не пропускал ни одной мамонтовской постановки, часто бывал на репетициях, а многие находки Мамонтова-режиссера стали частью его театральной системы.

Будучи крупным железнодорожным  предпринимателем, Савва Иванович тратил огромные деньги (по свидетельству  А.П. Чехова 3 млн. руб.) на оперу –  предприятие, не дававшее большого дохода. Он фактически открыл и поддержал  Шаляпина и Рахманинова. К сожалению, финал жизни С.И. Мамонтова трагичен. Савва Иванович стал жертвой темных махинаций – он был арестован  по обвинению в злоупотреблении  и растратах при постройке  Ярославской железной дороги и помещен  в Таганскую тюрьму. Адвокатом  Мамонтова был знаменитый Ф.Н. Плевако, и следствие закончилось оправдательным приговором. Но его имущество ушло с молотка кредиторам, деловой карьере и меценатству пришел конец.

Последователем Мамонтова  стал Сергей Иванович Зимин, выходец  из богатой купеческой семьи. Еще  мальчиком он тайком бегал на занятия  пением в Частную оперу, а после  окончания коммерческого училища  начал серьезно заниматься музыкой. В 1904 году он на свои средства организовал  в Москве Оперный театр Зимина.

Здание в Камергерском переулке, в котором находилась Русская  частная опера Мамонтова, связано  еще с одним известным именем в мире московского меценатства.

В 1862 году родился Савва  Тимофеевич Морозов. Известный меценат  и общественный деятель.

Савва Морозов происходил из богатого купеческого старообрядческого  рода, он был внуком основателя морозовской династии – Саввы Васильевича. Из двух с половиной десятков богатейших купеческих семей Москвы семь носили фамилию Морозовы, а «Т-во Никольской мануфактуры Саввы Морозова, сын и Ко» входило в тройку самых прибыльных производств России. Савва Тимофеевич учился на физико-математическом факультете Московского университета, серьезно изучал философию, посещал лекции В.О. Ключевского. Продолжил образование в Англии, изучая химию в Кембридже, работал над диссертацией. Но после морозовской стачки и болезни отца вынужден был вернуться в Россию и принять управление делами. Успешно ворочая семейными капиталами, ведя строгий учет каждому целковому, он тем не менее давал деньги на издание книг, жертвовал Красному Кресту, но главный его подвиг – финансирование МХАТа. 

Известный режиссер, актер, руководитель Общества искусства и  литературы К.С. Станиславский и  драматург, в котором видели преемника  А.Н. Островского, преподаватель драматических  классов Московского филармонического училища В.И. Немирович-Данченко организовали новый Московский художественный театр (МХТ). Решено было создать Товарищество для учреждения в Москве Общедоступного театра и обратиться за помощью к  благотворителям. В их числе был  и Савва Тимофеевич, который слыл горячим поклонником театра. Самые  крупные вклады в собранный капитал  были сделаны Морозовым и Станиславским. На средства товарищества арендовали помещение театра в саду «Эрмитаж», а Савва Тимофеевич взял на себя всю хозяйственную часть дела, уже в первый год его затраты  составили 60 тысяч рублей. Он вникал во все мелочи, не гнушался черной работы и даже попросил доверить ему заведование электрическим освещением сцены. Специально для театральных репетиций Морозов построил дом, там проходили экзамены в школу, созданную при МХТ. Он сам выбрал новое здание для театра, в нем и располагались когда-то и театр А.А. Бренко, Ф.А. Корша, и Русская частная опера С.И. Мамонтова. Морозов финансировал все строительные и отделочные работы. Проект перестройки театра принадлежит крупнейшему архитектору того времени Федору Осиповичу Шехтелю. Он работал не жалея сил, а Морозов не жалел денег (строительство обошлось ему в 300 тыс. руб.) и вся работа по перестройке здания была выполнена в рекордно короткие сроки, в течение трех летних месяцев 1902 года.

Меценатство давало Морозову интерес к жизни, приближение  к искусству, возможность дарить радость. «Этому замечательному человеку, - писал Станиславский, - суждено  было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы искусству, но и служить ему со всей преданностью, без самолюбия, без  ложной амбиции и личной выгоды…»

Среди меценатов рода Морозовых  хотелось бы отметить Варвару Алексеевну Морозову. Болезнь ее мужа продолжалась пять лет, и умная и волевая  женщина, мать пятерых детей, твердо взяла управление предприятием в  свои руки. Она была также щедрой меценаткой. Осенью 1883 года Варвара  Алексеевна обратилась к городскому голове с заявлением, в котором  выразила желание внести первоначальный взнос – 10 тыс. руб. – на организацию  в Москве читальни памяти Ивана Сергеевича Тургенева. Тургеневская библиотека была торжественно открыта в 1885 году на Сретенском бульваре.

Морозова стала одной  из первых, кто поддерживал женские  курсы, научные лаборатории, просветительские курсы для рабочих. Она построила  в Москве ремесленное училище, начальную  школу, была членом «Общества пособия  несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения». Часть огромного состояния, доставшегося ей после смерти мужа, она передала на строительство больниц.

Варвара Алексеевна была главной  пайщицей в Товариществе «Русских ведомостей». В этой газете, которую издавал  ее второй муж, участвовали лучшие представители  русской литературы: Толстой, Салтыков-Щедрин, Успенский, Чехов, Серафимович. Сознание того, что если Бог дал тебе, то и ты должен помогать другим, – двигало  московскими благотворителями и  меценатами.

В Замоскворечье, в тихом  Лаврушинском переулке, стоит здание, которое хорошо знают и москвичи, и гости столицы. Это Третьяковская  галерея. Она носит имя своего основателя – московского купца  Павла Михайловича Третьякова (1832-1898).  На протяжении многих лет Третьяков  покупал лучшие картины русских  художников, работы старых русских  мастеров, иконы, поддерживал передвижников. Сначала коллекция размещалась  в жилых комнатах Павла Михайловича, затем к дому пристроили галерею, которая в 1881 году стала свободна для посещения. В 1892 году Третьяков  передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Павел Михайлович отказался  от дворянства, которое ему хотел  пожаловать царь после такого бесценного дара. Он гордился тем, что он – купец, и принял только звание «Почетный  гражданин Москвы». Он бескорыстно  помогал нуждающимся художникам, им были установлены стипендии в  коммерческих училищах. Коллекция его  младшего брата – Сергея Михайловича  Третьякова – предпринимателя, общественного  деятеля, собирателя западноевропейской живописи, также была завещана Москве, и после его смерти более тридцати лет была выставлена в двух залах  Третьяковской галереи. С 1925 года она  находится в Музее изящных  искусств.

В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал: “Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура- он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ , которые накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни.” Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был прежде всего связан на ниве собирательства.. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси2.

31 мая 1912 года произошло  событие, которого ждала вся  общественность Москвы и Петербурга. В самом центре Москвы, на улице  Волхонке, открыл свои двери для  широкой публики Музей изящных  искусств имени Александра III при Московском университете. Открытию предшествовала кропотливая работа основателя музея Ивана Владимировича Цветаева. На протяжении 25 лет, день за днем, месяц за месяцем, профессор настойчиво осуществлял свою мечту – создание в Москве Музея изящных искусств. Он организовывал сбор денежных средств на постройку здания музея, искал меценатов и благотворителей, так как правительство отказало в выделении денег на сооружение музея при Московском университете. Его деятельность не прошла даром: идея музея была признана общественностью, получена земля в центре города, закончен проект. Но для начала строительства не хватало значительной суммы. И Цветаев решил обратиться к Ю.С. Нечаеву-Мальцеву.

Юрий Степанович Нечаев, представитель дворянского рода, юрист, чиновник, получил свою вторую фамилию вместе с огромным наследством  дяди И.С. Мальцева. С тех пор он занялся благотворительностью и меценатством.

 

___________________ 
2
http://www.moyamoskva.ru/articles/2005/05-n02-08.php

Он воздвигал храмы  по всей России, богадельни, училища, а  в Москве, на Шаболовке, был выстроен комплекс дворянской богадельни имени  С.Д. Нечаева, его отца. Юрий Степанович был вице-председателем Общества

поощрения художеств, он помогал  издавать журнал «Художественные сокровища  России».

При встрече с Цветаевым  Юрий Степанович объявил сумму в 300 тыс. рублей. Ранее никто не жертвовал  более 30 тысяч. К тому же на его средства были заказаны итальянским камнетесам «каменные фасады» музея, а в  Норвегии - внутренняя колоннада музея. После 1905 года Нечаев-Мальцев единолично взял на себя финансирование работ  по отделке музея. Он потратил 2,5 млн. рублей.

Братья Щукины, происходившие  из именитой купеческой семьи, – яркий  пример бескорыстного служения искусству  и своему народу. Страстные и со временем профессиональные коллекционеры, они оставили в истории культурной жизни России яркий след, внесли громадный, хотя и недооцененный, вклад  в русское музейное дело.

Старший брат Петр стал основателем  частного общедоступного музея. Для  размещения своей обширной коллекции (он собирал редкие издания, предметы искусства стран Востока, русской  старины и памятники прикладного  искусства) Петр Иванович построил специальное  здание на Малой Грузинской улице, вход для посетителей был бесплатным. Щукин издавал богато иллюстрированные каталоги экспонатов. Лучшие русские  художники работали в фондах этой галереи: Суриков писал этюды  к картине «Степан Разин», Серов  снимал копии с персидских миниатюр, Васнецов срисовывал со старых планов Москвы изображения боярских теремов.

Передав все свое собрание Историческому музею, Петр Иванович остался хранителем своего музея  и его основным спонсором. Сейчас в здании, где располагалось «Отделение Императорского Российского исторического  музея имени Императора Александра III – Музей Петра Ивановича Щукина» размещается Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева. Сергей Щукин – первый русский коллекционер, собиравший французских импрессионистов и постимпрессионистов. Сергей Иванович хотел, чтобы его собрание хранилось и экспонировалось целиком. Но после революции собрание было национализировано, дом Щукина был превращен в Первый музей новой западной живописи (Сергей Иванович до эмиграции успел поработать там хранителем и экскурсоводом), а затем, после расформирования музея в 1948 году, вещи из нее были переданы в Эрмитаж и Государственный музей им. А.С. Пушкина.

Младший брат Дмитрий Иванович Щукин – владелец одной из самых  значительных и ценных коллекций  старого западного искусства  и библиотеки по искусству – в 1914 году объявил о намерении пожертвовать свое собрание Московскому Публичному и Румянцевскому музею, но в 1918 году собрание было национализировано, а Дмитрий Щукин стал членом ученого совета Музея изящных искусств и заведующим итальянским подотделом картинной галереи.

Семья Рябушинских была одной из самых влиятельных и богатых в России. Каждое поколение Рябушинских значительно приумножало семейные капиталы. Их деловые интересы распространялись на разные сферы и по всей стране: текстильное производство, лесопильный и стекольный заводы, писчебумажная фабрика, льнопромышленное производство, банковское дело. Сергей и Степан Рябушинские стали основателями АМО, предтечи нынешнего ЗИЛа. Особенно заметным было участие клана Рябушинских в общественной жизни, на что уходила большая доля семейного бюджета.

Информация о работе Вклад меценатов в развитие российской культуры