Внешний облик китайского дракона в эпоху Хань

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы – проанализировать внешний облик и функции дракона в эпоху Хань, и показать, как внешний облик связан с функциями дракона.
Задачи:
Установить характерные черты внешнего облика дракона, сложившиеся в Китае к временам династии Хань.
Установить основные функции дракона, сложившиеся в Китае ко временам династии Хань.
Определить, каким чертам внешнего облика дракона, какие функции дракона соответствуют.

Содержание

Введение 3
Часть I. Внешний облик дракона 6
Часть II. Функции дракона 9
Часть III. Связь внешнего облика дракона с его функциями 14
Заключение 18
Библиография 20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальная.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

     Как и все реальные существа, дракон имел свое местообитание. С древнейших времён лун связывался с водоёмами19, и потому неудивительно, что именно они стали считаться местом его пребывания. Представления о том, что драконы живут в воде, были достаточно распространены и в последующие эпохи.

     Видимо  эта связь с водой и послужила  появлением функции у дракона  призвания туч и дождя20. При Хань эта способность, изначально, по-видимому, присущая ему как божеству, стала восприниматься как свойство обычного существа, чья природа заставляет тучи и дождь собираться вокруг него.

     Тем не менее, не все сверхъестественные умения дракона сводились при  Хань к его природе животного; многие из них по-прежнему воспринимались как божественные, что приводило к восприятию луна как божества.

     «Доказательством этому являются наиболее ранние письменные упоминания о драконах, каковыми можно считать принимаемые за протоформы иероглифа лун пиктограммы в так называемых надписях на гадательных костях, относящихся ко второй половине эпохи Шан-Инь (XVII-XI вв. до н.э.). Уже в этих надписях лун фигурирует в качестве божества, к которому обращаются с самыми разными просьбами и вопросами, что косвенно указывает на его могущество и религиозный авторитет в иньском обществе»21.

     К подлинной божественности китайского дракона, в первую очередь стоит отнести его способность подниматься на Небо. В ханьскую эпоху она воспринималась не только как проявление, но и как доказательство божественности луна. Стоит заметить, что способность летать, не имея крыльев представлялось действом вполне собой разумеющимся, в отличие от способности возноситься на Небо (шэн тянь 升天) и тем самым иметь с ним контакт22

     Причиной  такой важности связи с Небом для образа дракона является, по-видимому, в представлениях об этом существе как о медиаторе между олицетворяющим высшее божество Небом и людьми. В роли медиатора дракон сообщает человечеству знание, как, например, дракон, который принес людям письменность, или небесный огонь, как Прометей.

     Божественность  китайского дракона и его связь  с Небом выразились в функции  дракона как ездового животного различных божественных персонажей (приложение рис.1).

     Связь с Небом на этом для дракона не ограничивалась, древние китайцы подразделяли звёздное Небо на четыре сектора: Зелёный дракон (цин лун 青龍, тж. цан лун 蒼龍), Красная птица (чи няо 赤鳥), Белый тигр (бай ху 白虎) и Тёмный воин (сюань у 玄武), изображавшийся как черепаха, перевитая змеёй. «Более того, при Хань укрепилось мнение, что эти четыре "небесных существа", объединявшиеся в когорту под названием "четыре божества" (сы шэнь 四神), стали прародителями земных животных»23

     Ещё одним важным элементом в комплексе  представлений о луне как о божестве была вера в то, что он обладает уникальным талантом к превращениям.

     «Согласно старинной китайской легенде, обычный карп может превратиться в могучего дракона, если перепрыгнет через высокий речной порог, называемый "Драконьими Вратами". Это символ успешной сдачи "императорских экзаменов", которые ожидали всех претендентов на государственную должность в эпоху Хань. Императорские экзамены веками открывали честолюбивой молодежи путь в высшее общество, к славе и богатству.

     В фэн-шуй существует популярный талисман под названием "карп-дракон" или "Драконьи Врата". Это изображение изогнувшейся в прыжке рыбы, голова которой уже превратилась в драконью. Еще лучше, если прыгающих карпов два или три»24

     Важнейшей линией развития образа дракона при  Хань является, на мой взгляд, его  связь с особой императора. Именно в эпоху Хань дракон основательно становится символом императорской власти, который в последующие века будет только усиливаться. Однако археологические находки позволяют предположить, что дракон связывался с властью с древнейших времён.

      «Почему в качестве символа императора был выбран именно дракон? В первую очередь, на такой выбор повлияли, по-видимому, идущие из древности представления о драконе как о божественном существе. Лун, как было сказано выше, воспринимался как посредник между верхним и нижним мирами, поэтому человек, так или иначе связанный с ним, мог считаться получившим возможность также служить медиатором между Верховным  божеством / Небом, с одной стороны, и людьми, с другой, а именно такую функцию должен был выполнять, согласно древнекитайским представлениям, монарх.

      Но  в то же время, даже будучи обожествлённым, император никогда не переставал восприниматься в качестве живого человека, и такого рода двойственность в восприятии монарха также крайне удачно совпала с неоднозначностью образа дракона, в котором ко времени Хань также наметилось две линии – реалистическая с одной стороны и божественная с другой» 25

      Таким образом связь дракона с императором стала весомым политическим оружием, которым пользовались как и в эпоху Хань, стремясь доказать, что династия Хань находится под покровительством Огня, так и в последующие эпохи, объясняя тем самым причину притязания на трон того или иного монарха.

     Наиболее  ярко связь дракона с императором  проявлялась в ещё одной функции луна, также появившейся только при Хань и также оказавшей сильнейшее влияние на всю дальнейшую китайскую традицию - это функция дракона как благого знамения26.

     Именно  в эпоху Хань приходится пик популярности благих знамений. В этой роли предстаёт, в первую очередь, жёлтый дракон (хуан лун 黃龍). «Именно эта разновидность дракона становится своего рода синонимом благого знамения: в то время как любой другой лун мог и не выступать в этой роли, хуан лун в ханьскую эпоху всегда воспринимался как знамение, не требуя каких-либо специальных пояснений»27

     Можно сказать, что в целом ханьские представления о драконах базировались на двух традициях. С одной стороны, лун воспринимался как реальное существо, похожее на обычных животных. Считалось, что оно обитает в водоёмах или в деревьях, может вредить людям и вызывать дождь; более того, предполагалось, что его можно разводить в неволе и даже есть его мясо. С другой же стороны, дракон мыслился божеством, способным контактировать с Небом и служить его посланцем, а также ездовым животным других божественных персонажей28.

     Ко временам поздней династии Хань29 дракон уже прочно ассоциировался с императором и стал полноценным символом последнего. В последующем эта связь только усиливалась, свидетельства чего можно видеть, в частности, в изменениях отношения к использованию изображений дракона. «Так, например, ещё при Восточной Хань носить их на одежде позволялось трём гунам и удельным князьям, но уже во времена Тан было выдвинуто предложение о запрете их использования всеми, кроме императора»30

      
 

 
 
 

 

Часть III. Связь внешнего облика дракона с его функциями

 

     Описав  внешний облик китайского дракона  в первой части и перечислив ряд  его функций во второй, в третьей части своей курсовой работы я постараюсь определить, каким чертам внешнего облика дракона, какие функции дракона соответствуют.

     На  протяжении многих лет в облик  китайского дракона как и в  его функции вносились изменения, но в эпоху Хань завершилось формирование этого образа и были заложены основы для его развития в последующие эпохи31.

     Образ китайского дракона представляется мне сочетанием его внешнего облика и его функций, которые тесно  взаимосвязаны между собой и  взаимозависимы. Появление новых  функций у китайского дракона  вызывали изменения в его внешнем  обличии и наоборот. Я буду отталкиваться от  перечисленных мною функций во второй части, соотнося их с обликом дракона.

     На  протяжении всей истории традиционного  Китая дракон воспринимался, как  я уже говорил ранее, как вполне реальное создание. Этому способствовало то, что драконов тесно связывали с другими животными как в качествах присущих им, так и во внешних признаках.

     Например, дракон часто упоминается вместе со змеей, имея сходство как в негативных качествах, так и в облике дракона, имеющий змеиный хвост и шею. «В Ши дянь говорится: “Когда драконы совокупляются, они превращаются в маленьких змеек”»32Связь между драконами и змеями настолько тесна, что многие учёные считают, что именно змея стала прототипом луна. Тем не менее, это существо сравнивается и с другими животными.

     Наиболее  близким к дракону животным в  эпоху Хань становится тигр. Именно этим можно объяснить обилие изображений  на которых они показаны вместе (см. приложение рис.2).

     «Дракон и тигр служили, помимо прочего, воплощением  космических начал инь и ян. Уверенность в том, что эти начала, являясь противоположностями, не борются друг с другом, а друг друга дополняют, привели к появлению представлений о мирном сосуществовании олицетворяющих их существ: “Драконы с тиграми, сталкиваясь, не нападают друг на друга, а птицы с черепахами, встречаясь, не наносят друг другу вреда”»33. «Следует отметить, что именно при Хань композиция из дракона и тигра была, по-видимому, более популярной, чем занявшее лидирующее положение в искусстве последующих эпох изображение дракона с фениксом»34

     Изображения драконов с перечисленными существами несет определенный смысл. «Дракон, изображенный вместе с Фениксом, - символ союза Неба и Земли, императора и императрицы, божественной потенциальности, вмещающей в себе все противоположности, взаимодействия макрокосма и микрокосма, двух аспектов андрогена, ритмов эволюции и инволюции, рождения и смерти. Их символом является также двойная спираль. Дракон, изображенный вместе с тигром, может означать сладострастие, тигр же в этом случае будет символизировать гнев и враждебность»35

     Как мы видим сравнение, совместное упоминание и прочие выражения связи лунов с такого рода реальными существами придавали его образу дополнительную реалистичность, не позволяя воспринимать его как существо принципиально иное. Также особую роль играет внешний облик дракона состоящий, как говорилось в первой части, из частей различных животных, что отождествляла, в свою очередь, дракона как своеобразного царя всех животных, но и не мешала мыслить его вполне реальным существом.

     Реальным  существом дракон мыслился благодаря  таким функциям как то, что дракона  можно было приручить, кормить и  разводить, однако связь дракона  с человеком была усложнена из-за чешуек, растущих задом наперед под горлом дракона, при соприкосновении человека с ними, дракон приходил в ярость и мог убить человека.

     Что касается божественности образа дракона, то она связывалась, в первую очередь с вознесением его на Небо. Но и тут образ дракона не обходится без связи с его внешним обликом. Речь идет о так называемой широкой шишке чи му, находящейся  на макушке дракона, без которой он утрачивает способность возноситься на Небо.

     Связь дракона с Небом вылилась в  такую функцию дракона, как роль ездового животного различных божеств, предпосылкой тому видимо послужила связь драконов (особенно в эпоху Хань) с лошадьми, которая выразилось как на уровне метафор, так и отразилось на внешнем облике дракона в виде головы лошади, с которой он изображался на рисунках36

     Наличие на рисунках своего рода драконьего шара или пылающей жемчужины, так же придавало образу дракона некую божественность. «Имеются различные толкования этих изображений: это либо раскаты грома, либо имеется в виду, что, когда Луна, носительница дождя, убывает, ее заглатывает дракон, а когда она прибывает - это знак того, что он понемногу ее выплевывает. В даосизме и буддизме это жемчужина, исполняющая все желания, жемчужина совершенства, иными словами, мудрость, светоч и духовная суть вселенной. Если ее отобрать – дракон становится совершенно бессильным. Она может представлять Бодхисаттву в процессе непрерывного просветления»37.

     На  мой взгляд, важнейшей вехой в  истории развития образа дракона  является его связь с императором. Именно в функции символа монарха слились воедино животная и божественная сущности луна, и именно этот аспект его образа оказал, как мне кажется, наиболее сильное влияние на его восприятие в последующие века.

     Цвет  драконов имел свое определенное значение как таковой, так и непосредственное значение для императорского дома. Основным цветом драконов на протяжении всей истории Китая является желтый цвет, так как он ассоциируется с желтым цветом почвы - лёсса, которая очень плодородна и издавна считается священной для китайцев. Цвет дракона в ту или иную эпоху зависел от признания его императором. Например, во время династии Цин38, желтый был имперским цветом, и желтый или золотой дракон был объявлен имперским драконом. При предшествующей династии, Мин39, когда красный был национальным цветом, в соответствии с декретом об императоре красный дракон был объявлен официальным драконом империи.

Информация о работе Внешний облик китайского дракона в эпоху Хань