Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 13:42, реферат
Актуальность темы заключается в том, что XVIII век стал переломным для русской культуры, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими.
Петр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребен под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому максимальные усилия и иметь четко спланированные цели.
Введение 2
1. Общая характеристика русской культуры 18 века. 3
2. Петровская эпоха (последние годы XVII – первая четверть XVIII столетия). 6
3. Западноевропейское влияние на Светскую жизнь русского дворянства. 12
4. Возникновение и развитие бальной культуры в России. 14
5. Появление маскарадов в России. 20
6. Театры в XVIII веке. 24
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Центром города становится Адмиралтейская сторона, где от Адмиралтейской башни со шпилем тремя лучами отходили Невский и Вознесенский проспекты и возникшая несколько позже Гороховая улица.
В 1710 году Петр I издал указ,
обязывающий вести застройку
южного берега Финского залива. Возводятся
дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.
К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный
дворец. Были построены павильон для
уединения «Эрмитаж» и
При всей простоте «образцовых
«проектов жилых домов все
они отличаются характером фасадов
с ритмично размещенными проемами,
обрамленными наличниками сдержанных
очертаний и фигурными воротами
сбоку. В отличие от средневековой
застройки русских городов, где
жилые строения стояли за заборами
в глубине участков, все дома в
столице должны были выходить фасадами
на красные линии улиц и набережных,
формируя фронт их застройки и
тем самым придавая городу организованный
вид. Это градостроительное
Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Примером этому могут служить: дворец Ф.Я. Лефорта на Яузе (1697–1699); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695–1699); церковь Знамения в Дубровицах (1690–1704). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами.
В XVIII веке ордерная система стала обычным декоративным приемом для придания разнообразным сооружениям нарядного облика. Об этом свидетельствует художественное решение главного въезда во двор Арсенала (1702–1736) в Кремле, которое представляет собой искусную трансформацию ордеров в сочетании с обилием декоративных рельефных деталей. Замечательным по архитектуре и художественному значению в московском зодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701–1707), созданная архитектором И.П. Зарудным (1670–1727).
Архитектор проявил
В начале XVIII века происходит образование Российской империи, и искусство отражает процесс становления абсолютистского государства. В искусстве формируется проблема многостилья.
С петровской эпохи остро встал вопрос об организационных формах светской жизни. Формы отдыха, общения, праздничной жизни, календарного ритуала, которые были общими для боярско-дворянской и народной среды в допетровской Руси, в результате культурного расслоения общества в петровскую эпоху уступали место специфически дворянской структуре быта.
В петровскую эпоху в соответствии с государственными целями, с одной стороны, дворянская жизнь подчинялась строгой "регламентации", а с другой стороны, осуществлялась "европеизация" дворянского быта.
Петровская концепция службы, "регулярности" распространялась и на сферу общения и развлечений дворянского общества. Об этом свидетельствуют указы и законы, издававшиеся в петровское время, из которых видно, что посещение ассамблей, маскарадов, банкетов, музея, приравнивается к государственной службе.
"Европеизация" быта
и общественной жизни русского
дворянства в петровскую эпоху
носила внешний и субъективный
характер. Бритье бород, надевание
венгерского, а затем
Главным критерием "европеизированного" быта у дворян петровской эпохи считалось отличие от крестьянской жизни.
Само же поведение дворян на различных торжествах скорее более походило на языческие "бесовства" допетровской поры, нежели на общение и развлечения высшего общества европейских стран.
По мере усиления независимости дворянства петровская концепция службы отходила на второй план. После указов Петра III и Екатерины II российское дворянство получило "вольность и свободу". Постепенное "раскрепощение" дворянства осуществлялось за счет усиления крепостного права, на котором покоилась "пусть извращенная в своей основе, но все же определенная независимость дворян от власти".
В екатерининскую эпоху появляется такой тип русского европейца, о котором мечтал Петр I, который с жаждой вбирал в себя идеи западноевропейского Просвещения и при этом не потерял связи с национальными корнями.
Процессы "раскрепощения"
дворянства нашли отражение и
в его светской жизни. Особенно ярко
это прослеживается в двух формах
общения и развлечения
Танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной.
В жизни русского столичного дворянина XVIII - начала XIX века время разделялось на две половины. Пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам - здесь дворянин выступал как частное лицо. Другую половину занимала служба - военная или статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству, как представитель дворянства перед лицом других сословий.
Впервые балы в России появились в начале XVII в. при Лжедмитрии I. Для русской культуры это было абсолютно чужеродным явлением, и при недолгом правлении царя-самозванца балы не прижились. Прошло около ста лет, прежде чем они снова вернулись на российскую культурную ниву, но уже другую, архитектором которой стал великий царь-реформатор Петр I.
Элементы западной культуры в обновленной России XVIII в. зачастую насаждались Петром I "кнутом и дыбой". Царь заставлял бояр не только рушить домостроевские традиции и нравы, но и радикально менять внешний облик, быт, уклад жизни.
По мнению ряда исследователей, одной из причин введения Петром I светских праздников была его уверенность в том, "что ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа". Другая же причина - стремление Петра Алексеевича сблизить все сословия общества, для чего устраивались праздники, маскарады, гулянья. Многочисленные успехи русской армии давали к этому повод. Собственно балы были введены Петром Великим в 1717 году, после полуторалетнего пребывания за границей (Голландия, Франция).
Согласно высочайшему указу 1719 г. балы были обязательной частью знаменитых петровских ассамблей. В "теремную" Россию с Запада стали все настойчивее проникать новые манеры, этикет, музыка и европейская мода.
Официально танцевальные
вечера стали проводиться в Санкт-
Вход на ассамблею был
доступен каждому прилично одетому
человеку. Азартные игры на ассамблее
не допускались, а главным увеселением
были танцы, причем принимать участие
в них должны были присутствующие,
и тот, кто не умел хорошо танцевать,
считался дурно воспитанным. Русские
дворяне стали старательно
Начинали танцы хозяин и хозяйка дома. Каждый мог пригласить на танец кого хотел - и служанку, и знатную даму, и даже царицу. Бал открывался церемониальными танцами.
Музыка на ассамблеях сначала была духовая: трубы, фаготы, гобои. В 1721 году герцог Голштинский привез в Петербург небольшой струнный оркестр, который всем очень понравился, и его стали наперебой приглашать в разные дома. Русские очень быстро освоили хореографию западных танцев. Tак, камер-юнкер Берхгольц записал в своем дневнике в начале 1720-х гг.: "Нельзя себе вообразить, до какой степени они любят танцы, равно как и здешние молодые купцы, из которых многие танцуют очень хорошо. Русские дамы мало уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости". Этому в значительной мере способствовали, подавая положительный пример, царь и царица. Петр посещал почти каждую ассамблею и иногда сам распоряжался танцами. И он, и его жена - Екатерина Алексеевна - были прекрасными танцорами, а Петр даже явился автором ряда новых танцев, в том числе "танца с поцелуями", в котором дамы целовали кавалеров в губы, тогда как обычно кавалер, окончив танец, обязан был лишь отдавать поклон даме и целовать ей руку. После смерти Петра ассамблеи прекратились в балы для знатных дворян. Туда уже не приглашали корабельных мастеров, купцов, незнатных дворян.
Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и об организационных формах светской жизни. Формы отдыха, общения молодежи, календарного ритуала, бывшие в основном общими и для народной, и для боярско-дворянской среды, должны были уступить место специфически дворянской структуре быта.
При императрице Елизавете Петровне бальная культура динамично развивалась, но, не слепо копируя западную модель, а постепенно наполняясь специфическими русскими чертами.
Балы в России стали существенным элементом светской жизни не только аристократического общества, но и чиновничества. Рост их популярности в конце XVIII в. достиг апогея. Балы с 2-3 тысячами гостей были нередки в столице империи.
Балы в эпоху Екатерины
Великой отличались таким богатством,
роскошью, великолепием, что поражали
воображение многих современников.
Подчинение жесткому церемониалу, демонстрация
себя и своих нарядов, навыков
светского этикета и
Император Павел I, несмотря на свои причуды и объявленную "войну" вальсам, круглым шляпам, всему французскому, что было принято при дворе его матери, к балам относился снисходительно. Более того, запрет на вальс в итоге отменил ради своей фаворитки Анны Лопухиной, которая очень любила этот танец.
Восшествие на престол императора Александра I Благословенного ознаменовалось серией балов в обеих столицах. Общество радовалось возвращению к открытой и веселой жизни. В XIX в. бал стал обязательным атрибутом столичной светской жизни. Подтягивалась и провинция, устраивая балы на петербургский манер. Менялась в целом и идеология бала как светского действия. Бал становится не только церемониальным мероприятием, но и местом флиртов и развлечений.
Наверное, ни один российский император не оставил такой большой след в бальной культуре, как Николай I. Все тридцать лет его царствования сопровождали бесконечные балы. "Дон-Кихот российского самодержавия", как называли царя Николая Павловича, был большим сторонником различных увеселительных действий. Для него они были частью имиджа его сильной и богатой империи, чей двор должен был поражать своим блеском, изяществом, роскошью, великолепием.
Для Николая I проведение балов было таким же регулярным и естественным ритуалом, как прием министров или служба в церкви. "Во время молодости императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны двор был очень оживлен. Они оба были весьма общительного и веселого нрава, да притом считали своим долгом много принимать, развлекать общество, часто показываться на публике: в театрах, концертах и т.п., показываться народу на народных гуляниях и проч.; словом, вели жизнь со всеми и для всех. Вся обстановка была царская, величественная; они понимали, что престиж необходим в их высоком положении" - вспоминала баронесса М.П. Фредерикс.
Балы давали круглый год, кроме периода православных постов. Начало сезона - январский императорский бал в Зимнем дворце. Бал всегда открывал полонезом сам Николай I с дамой, за ним следовала императрица Александра Федоровна с кавалером. Все современники отмечали особую грациозность и танцевальное искусство царицы, которая не только была олицетворением женской красоты, но и представляла идеал русской царицы своей добротой, открытостью и приветливостью.
Новые веяния отразились в появлении так называемых балов с мужиками, на которые созывалось не только высшее общество, но и представители мещанского сословия.1 января 1828 г. на бал в Зимний дворец собралось около 40 тысяч приглашенных. По воспоминаниям А.О. Смирновой-Россет, "давка была страшная, Государь говорил беспрестанно: "Господа, пожалуйста", и перед ним раздвигалась эта толпа, все спешили за ним" .
Информация о работе Возникновение и развитие бальной культуры в России