Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:21, реферат
Цель работы - системно изложить основные этапы развития и деятельности монархических и черносотенных организаций и партий.
Достижение цели обусловлено выполнением следующих задач:
•рассмотреть процесс возникновения и развития черносотенных организаций;
•изучить программные требования политических партий и организаций крайнего монархического направления;
•проанализировать причины и противоречия, способствовавшие расколу черносотенного движения в России в начале ХХ века.
Введение…………………………………………………………………3-4
I.Возникновение и развитие право-монархических организаций и партий…………………………………......... 5-11
II.Основные положения программных установок крайних правых партий……………………………………………….12-16
III.Раскол черносотенных организаций……………………...17-23
Заключение…………………………………………………………….24-25
Список используемой литературы…………………………………..26
Черносотенцы не пользовались существенной поддержкой в районах с преобладающим русским населением и там, где русское население отсутствовало или было незначительным. Так, в Великом княжестве Финляндском не было ни одного черносотенного союза, в Польше, Прибалтике, на Кавказе и в Закавказье численность черносотенцев не превышала 7,5 тыс. человек, причем почти все они были сконцентрированы в административных центрах – Варшаве, Вильно, Тифлисе. Зато они активно действовали в регионах со смешанным национальным составом, Белоруссии и на Украине, через которые проходила черта еврейской оседлости.
Социальный состав черносотенных союзов отличался исключительной пестротой. Если первые ультраправые организации имели аристократический характер, то в дальнейшем они пополнились представителями неимущих классов. Подавляющее большинство черносотенцев было крестьянами. Массовый характер приобрело вступление в Союз русского народа в Волынской и Подольской губерниях, где действовала Почаевская лавра, руководимая черносотенным духовенством. По указанию священника в Союз вступали целыми селами и деревнями. Вместе с тем сельские подотделы черносотенных партий были самыми неустойчивыми. Погоня за численностью, стремление отрапортовать о поголовном присоединении к Союзу приводили к тому, что многие отделы существовали фиктивно.
Черносотенцы
создали ряд рабочих
Крайне правые попытались закрепиться на крупнейших петербургских предприятиях. Путиловский завод, считавшийся бастионом социал-демократов, одновременно являлся цитаделью черносотенного движения. Влияние этих партий разделилось: черносотенцы обосновались в так называемых «горячих» цехах – мартеновском, прокатном, труболитейном, а социал-демократы – в «холодных» мастерских. В Одессе под эгидой местного отдела Союза русского народа были созданы артели портовых грузчиков, членами которых могли быть только черносотенцы. Эти артели просуществовали несколько лет, монополизировав погрузку в порту.
Но
в целом черносотенцы не могли
составить конкуренцию социал-
II. Основные положения программных установок
крайних правых партий
Идейным источником черносотенства принято считать «теорию официальной народности», основное содержание которой сводилось к трехчленной формуле «православие, самодержавие, народность». Сформулированная в первой трети XIX века николаевским министром Уваровым, она дожила в качестве государственной доктрины до начала XX века. Среди своих духовных отцов черносотенцы также числили славянофилов – А.С. Хомякова, братьев И.С. и К.С. Аксаковых, братьев И.В. и П.В. Киреевских, Ю.Ф. Самарина и др. Активно использовался славянофильский тезис о противоположности между Россией и Западом. Признание «особого» пути России было характерным для различных политических течений. В основе подобных представлений лежали объективные различия уровней экономического развития, государственных систем, религий и т.п. В интерпретации черносотенцев славянофильский тезис о «гниющем Западе» означал неприемлемость для России буржуазных ценностей, Запад обличался в экспорте бездуховности, узкого материализма, эгоизма и индивидуализма.
Капитализм считался искусственно взращиваемой и органически чуждой для России хозяйственной системой. В своих программных документах черносотенцы исходили из представления о России, как о земледельческой стране, и отдавали предпочтение патриархальному хозяйству, а не товарному, мелкому ремесленному производству – перед крупным.
Демократия представлялась черносотенцам ужасным злом, которое породил Запад. В их понимании человек всегда являлся частью некой общности – общины, сословия, племени. Они были убеждены в принципиальной недостижимости народовластия, какие бы избирательные системы или выборные учреждения для этого ни устраивались. Роль народа состоит исключительно в том, чтобы выбрать своих повелителей, да в случае особенной произвольности их действий – сменить их.
С точки зрения крайне правых, для России с ее многонациональным населением самодержавная монархия являлась единственно возможной формой правления. Черносотенцы доказывали, что самодержавие утратило свой истинный облик. Русские государи, начиная с Петра I, хотя и именовали себя самодержавными, но это самодержавие было уже не православно-русским, а близким к западноевропейскому абсолютизму, основанному не на православно-церковном и земско-государственном единении и общении царя с народом, а на праве сильного3. Отсюда, допетровская эпоха представлялась, как и идеал социальной гармонии. При этом следует отметить, что черносотенцы уже в 1906–1907 гг. отказались от чего-то подобного созыву Земского собора или восстановлению патриаршества.
Социальная проблема в программах крайне правых была представлена слабо. Они уклонялись от конкретных предложений в аграрной сфере, зато подробно разработали программу по национальному вопросу. В сущности, черносотенцы заняли пустовавшую нишу, поскольку российские социал-демократы, эсеры, анархисты провозгласили себя интернационалистами. Хотя в империи действовали армянские, еврейские, латышские, польские, финские партии, не было партий, связавших себя исключительно с русским населением. Черносотенцы не замедлили воспользоваться этим положением и объявили о своей монополии на патриотизм. Популярному в революционных кругах тезису о праве наций на самоопределение вплоть до отделения от России и создания собственных национальных государств был противопоставлен лозунг «Россия для русских».
Черносотенцы провозглашали, что «русская народность, как собирательница земли русской и устроительница русского государства, есть народность державная, господствующая и первенствующая»4. Они требовали предоставить русским исключительное право на участие в государственном управлении и службу в правительственных, судебных, земских и городских органах. Для русских предусматривался комплекс экономических льгот и привилегий: исключительное право на заселение окраин, приобретение и аренду земли, разработку природных богатств и т. п
Черносотенцы подразумевали под русскими все славянское население Российской империи. Они отказывали украинцам и белорусам в праве на национальную культуру потому, что считали их языки диалектами русского. Кроме того, термин «истинно русский» означал не этническую, а скорее политическую принадлежность.
«Истинно русским» противопоставлялись «инородцы», в первую очередь – евреи. В силу экономических и религиозных факторов в России издавна существовали юдофобские традиции. Антисемитские настроения были равно распространены и в правящих сферах, и среди простых людей. Российским законодательством предусматривалась «черта оседлости», за пределами которой запрещалось проживание лиц иудейского вероисповедания. Евреев провозгласили «врагами рода человеческого».
Указывая на широкое участие еврейской буржуазии в торговле и промышленности юго-западных регионов, черносотенцы твердили об экономическом засилье евреев во всех сферах жизни, а активное участие евреев в революционном движении давало им повод повторять, что революция – «дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги».
Черносотенцы добивались исполнения особого законодательства о евреях, а также планировали введение новых ограничительных мер. Евреям должен был быть навсегда закрыт доступ к государственной службе, преподавательской деятельности, журналистике, адвокатуре, врачебной практике. Союз русского народа в своих программных документах обещал поставить вопрос о создании еврейского государства перед иностранными правительствами и содействовать выселению евреев в Палестину,
Крайне правые являлись носителями противоречивой идеологии, в которой переплетался традиционализм и крайний радикализм. Они чаще других политических движений взывали не к разуму, а к чувствам людей, повторяя одни и те же формулы-заклинания и не придавая особого значения разночтениям в своих программах. Интуитивно нащупывая способы воздействия на массовое сознание, они являлись своего рода пионерами в этой области.
Черносотенцы использовали как легальные, так и нелегальные методы борьбы. При Главном совете Союза русского народа была образована боевая дружина и районные группы. Боевые дружины были созданы в десяти городах. Самой многочисленной была одесская Белая гвардия, состоявшая из 300 боевиков. Петербургское Общество активной борьбы с революцией располагало агентурной сетью в революционном подполье. Оружие для черносотенных дружин поступало из армейских и полицейских арсеналов, а также закупалось за границей. В июне 1906 г. дружинники убили одного из лидеров кадетской партии М.Я. Герценштейна, в марте 1907 г. – кадета Г.Б.Иоллоса. Черносотенцы организовали покушение на бывшего премьер-министра графа С.Ю.Витте, которого считали главным виновником революционной смуты.
Оценивая черносотенный террор, можно сказать, что боевые дружины Союза русского народа не могли – ни по выучке, ни по дисциплине – сравниться с дружинами эсеров и других революционных партий. В большинстве случаев черносотенцы могли лишь оказать содействие полиции и войскам5.
Серьезным испытанием для крайне правых стала борьба за депутатские кресла в Государственной думе. Во время выборов в I Думу они сочли возможным вступить в блок только с теми организациями, которые выступали за неограниченное самодержавие и неделимость России. Отказались от союза с октябристами и в результате потерпели поражение, получив всего 9,2% голосов выборщиков. Крайне правым не удалось провести в Думу ни одного депутата. Как только выяснились результаты выборов, черносотенцы заявили, что Дума «не может быть признана выразительницей истинных убеждений русского народа».
Разгон I Думы и назначение главой правительства П.А. Столыпина были восприняты черносотенцами как залог успеха, и на выборах во II Думу они изменили свою тактику. Несмотря на то, что официальное соглашение с конституционными партиями отвергнуто, руководители местных отделов вступили в негласный блок с организациями октябристов и выставили ряд общих кандидатов. За список правых проголосовало 25% выборщиков от всех курий, что свидетельствовало о поляризации политических сил в стране. Однако черносотенцам не удалось создать самостоятельную фракцию, хотя депутатами II Думы стали Пуришкевич и Крушеван.
Не
имея твердой опоры в Думе и
потому взяв курс на ее дискредитацию,
они открыли длинную череду скандалов
в российском парламенте и стали первыми
депутатами, удаленными из зала заседаний
за хулиганское поведение.
III. Раскол черносотенных организаций
После подавления первой русской революции, когда позиция черносотенцев должна была упрочиться, в их рядах происходит раскол.
Третьеиюньский
переворот был с ликованием воспринят
в крайне правых кругах. В свою очередь
Союз русского народа заслужил благодарственную
телеграмму императора Николая II, назвавшего
черносотенцев «примером
Но на гребне успеха «черную сотню» настиг раскол, первым его признаком стал демонстративный выход Пуришкевича из Союза русского народа (он возглавил Русский народный союз имени Михаила Архангела). В самой Думе черносотенцы разделились на две фракции. Отчасти раскол объяснялся личными счетами и борьбой самолюбий, однако причина лежала глубже. Речь шла о разногласиях по основным направлениям внутренней политики.
Сторонники Пуришкевича и Маркова считали необходимым учитывать реалии политической жизни – парламент, оппозиционные партии и прессу.
Дубровин же и его последователи выступали за безусловное возвращение к дореформенному самодержавию. Дубровинцы делали ставку на насилие, содержали боевые дружины и были замешаны в подготовке террористических актов, в том числе и против неугодных им сановников. По их мнению, законодательные учреждения нужно было либо устранить, либо свести их значение до минимума, а в Думе должны были заседать депутаты, назначенные императором, а не избранные населением.
Информация о работе Возникновение и развитие право-монархических организаций и партий