Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 08:11, курсовая работа
С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев. И тим пространством и хранилищем я является музей!!!
Введение
I. Возникновение мусейонов и коллекций в эпоху Античности
1.1 Мусейоны Древней Греции
1.2 Коллекционирование в Древней Греции
1.3 Коллекционирование в эпоху Эллинизма
1.4 Александрийский Мусейон
1.5 Частные и общественные коллекции Древнего Рима
II. Средневековье и Возрождение как важные этапы в становлении праформ музея
2.1 Коллекционирование в Средние века
2.2 Ренессансное коллекционирование
Заключение
Список литературы
Коллекции были размещены в залах вокруг святилища Сараписа – божества, сочетавшего черты восточного и античного культов. В ближайшем дворце размещалось художественное собрание. Центром мусейона было святилище муз, а номинальным главой назначенный царем жрец, который исполнял религиозно-представительные функции, не вмешиваясь в научную сферу.
Задумывался Александрийский мусейон наподобие того комплекса построек и садов вокруг святилища муз, который существовал в афинском Ликее, а в основу его организации легла идея Аристотеля о том, что во имя прогресса науки необходимо объединить усилия отдельных исследователей.
Знаменитые ученые, прибывавшие в Александрию по приглашению египетских правителей, жили на полном царском обеспечении и получали все необходимое для работы - библиотеку, оборудование, лаборатории. Поэтому огромную роль приобрели фундаментальные научные исследования окружающего мира, изучение человека и природы. Среди выдающихся ученых здесь работали - Аристарх Самосский, прозванный “Коперником античности”, поэт Каллимах, математики – Евклид и Эратосфен, астроном Гиппарх, а грамматики Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский изучали особенности языка античных авторов, подготовили издание трудов Гомера и явились основателями текстологической критики9.
Александрийский мусейон стал крупнейшим книгохранилищем античности, так как здесь находилась знаменитая Александрийская библиотека. К концу I в. до н.э. она включала свыше 700 тыс. томов в виде папирусных свитков, а для пополнения коллекции Птолемеи покупали рукописи на книжных рынках в Афинах и Родосе, прибегая порой к крайним мерам. Так, по указу Птолемея II все книги, найденные на борту кораблей, заходивших в Александрийскую гавань, изымались и копировались. Затем копии возвращались владельцам, подлинники же оставались в Александрии. Попросив под залог в Афинах канонические списки пьес Эсхила, Софокла и Еврипида для проведения сверки с экземплярами своего собрания, Птолемеи предпочли пожертвовать внесенной ими огромной суммой, чтобы оставить у себя оригиналы. Афинянам же возвращали копии со слабым утешением, что их выполнили на лучшем из имеющихся видов папируса.
Несмотря на то, что произведения искусства в Мусейоне не образовывали ни
цельных коллекций, ни экспозиций, а лишь – как и в других мусейонах – декорировали и содержательно акцентировали пространство, уже в те давние времена люди понимали, что многие предметы заслуживают того, чтобы их собирать, систематизировать и пользоваться собранием в научных целях. Или просто удивляться и любоваться ими.
Появление такого рода “музейного”
восприятия действительности именно в
эту эпоху, несомненно, отвечало глубинным
потребностям культуры. Гигантский котел
эллинизма (греческая культура как
“высокая норма” и адаптация культур
многочисленных регионов, включенных
в “эллинистическую ойкумену”; синкретизм
как основная черта официальной
эллинистической религии и
1.5 Частные и общественные
В истории античной культуры приоритет в создании института частного коллекционирования принадлежит воинственному и могущественному соседу эллинистических монархий – Древнему Риму.
Во время военных походов римскими трофеями становились не только оружие, имущество и земли побежденных народов, но и их обычаи, изобретения, элементы духовной культуры.
Под влиянием утонченной греческой
цивилизации римляне стали
На протяжении II - I вв. до н.э. произведения греческого искусства текли в Рим непрерывным потоком, служа доказательством побед римлян. Сначала их в качестве трофеев торжественно проносили в шествиях триумфаторов – на огромных телегах везли статуи, картины, вазы греческих мастеров, оружие, бочки с золотыми и серебряными монетами, дорогое убранство побежденного царя.
После демонстрации в триумфальных шествиях предметы искусства помещали в храмы и портики, ими украшали форумы и общественные сооружения. Свою долю получали и триумфаторы. Сопровождая статуи и картины подобающими случаю надписями, они посвящали их богам, но при этом немалая часть художественных трофеев оседала во дворцах и виллах, свидетельствуя тем самым о начавшемся процессе формирования института частного коллекционирования.
Его становление происходило в
условиях неодобрения и противодействия
со стороны традиционной общественной
морали, осуждавшей и любовь к произведениям
искусства, и стремление к единоличному
обладанию ими. Но эта охранительно-
Владельцем огромного собрания
картин, статуй, предметов декоративно-
Богатая художественная коллекция
давала римлянину репутацию ценителя
и знатока искусства, подтверждая
его высокий социально-
Собирательство в области
Развитие частного коллекционирование способствовало одновременному зарождению художественного рынка. В I в. до н.э. аукционы и предваряющие их выставки произведений искусства стали обычным явлением в римском обществе. Часто с публичных торгов уходили целые собрания. Такая участь постигла прославленные коллекции Помпея Великого после разгрома его войск Юлием Цезарем. Произведения искусства продавались также в лавках, расположенных в центре Римского форума вдоль “священной дороги”.
Чтобы обозначить истинную ценность
предмета искусства, распознать подделку,
для римских покупателей
Пристрастия римских коллекционеров
были самыми разнообразными. Почетное
место в коллекциях занимали природные
редкости и древности. Например, особенно
увлекался ими император
Но большинство коллекционеров предпочитала статуи и картины. В I в. до н.э. пинакотека (картинная галерея) становится обязательным элементом частного дома или виллы. В коллекцию входили скульптурные и живописные изображения предков, портреты государственных деятелей, поэтов, писателей, философов минувших эпох. В выборе персоналий важную роль играли личный вкус и гражданские идеалы владельца коллекции.
В собрание, помимо статуй и картин греческих умельцев римские коллекционеры вкладывали вазы, кубки, изделия из серебра, золота, драгоценных камней, слоновой кости или черепахового панциря, предметы интерьера из кипариса, кедра, бронзы, восточные ковры из золоченых нитей. Особенно пользовались спросом изделия из коринфской меди и бронзы, предметы из горного хрусталя и янтаря с Балтии, причем, стоимость янтарной статуэтки могла превышать стоимость раба. Была конкуренция за обладание геммами – драгоценными (полудрагоценными) и поделочными резными камнями в виде инталий (с вогнутым изображением) или камей (рельефным). Геммами были и перстни-печатки с резными камнями.
Среди римских коллекционеров первым обзавелся собранием гемм, или дактилиотекой Марк Скавр, потом Помпей Великий, который собрал коллекцию резных камней (около 2000 предметов); шесть дактилиотек собрал и потом посвятил в храм Венеры Юлий Цезарь12.
Так составлялись живописные и скульптурные
коллекции, включавшие и оригиналы
и копии работ прославленных
мастеров, уникальные образца мебели
и декоративно-прикладного
Излюбленным местом расположения коллекционных
предметов становятся и загородные
виллы. Те, которые принадлежали таким
римским интеллектуалам, как Цицерон,
Плиний Младший, изначально возводились
для проведения творческого отдыха,
встреч единомышленников. В подражание
знаменитым школам Платона и Аристотеля,
прославленным научным
Естественно, что не все римские виллы отличались таким творческим “характером”; многие из них были подчеркнуто помпезны. Так, в дворцовом комплексе Нерона помимо терм, искусственного озера, зоопарка, садов, в Золотом дворце и парках находилось огромная коллекция бронзовых статуй.
Оригинальностью отличалась знаменитая вилла императора Андриана, где, кроме библиотеки и Морского театра, находились воспроизведенные известные архитектурные сооружения и памятники. В эту коллекцию входили Академия Платона и Ликей Аристотеля, Стоя Пойкиле, статуи амазонок Фидия и Поликлета и даже “подземное царство”. Тонкий ценитель греческой культуры, Андриан украсил виллу множеством статуй – оригиналами и копиями прославленных шедевров греческих мастеров.
К концу I в. до н.э. в частном владении находилась значительная часть художественных богатств античного мира, но при этом возникла проблема доступа к ним остальных римских граждан. Так, сенатор Марк Агриппа предложил сделать общественным достоянием все картины и статуи, которые хранились в виллах. Но, естественно, это предложение не поддержали частные коллекционеры. Первым открыл широкой публике доступ к своему богатейшему собранию картин сенатор Азиний Поллион. Именно поэтому его галерею часто называют первым европейским музеем. Конечно же, в Древнем Риме имелось немало общественных художественных собраний, которые были доступны для публичного и свободного осмотра.
Хранилищами произведений искусства и реликвий, подобно греческим культовым сооружениям, были римские храмы. Богатую художественную коллекцию имели, например, храм Счастья и храм Согласия. Здесь хранились медные статуи муз работы Праксителя, картины “Дионис” Никия и “Привязанный Марсий” Зевксида, статуи богов греческих скульпторов, слоны из обсидиана.
В конце I в. до н.э. обладателем богатейшей художественной коллекцией Рима стал форум Мира, где имелись восточные редкости и священные реликвии из Иерусалимского храма, произведения греческого искусства, ценности из разрушенного Золотого дворца Нерона, картина Протогена “Иалис”.
Произведения искусства
В 38 г. до н.э. в Риме появилась первая публичная галерея с портретами великих людей, названная в честь ее создателя “Памятниками Асиния Поллиона”. По описаниям литературных произведений того времени, можно говорить о существовании в имперском Риме публичных пинакотек и должности “попечителя пинакотек”.
В I в. до н.э. произведения искусства становятся необходимой частью архитектурного “лица” любого крупного сооружения Рима. Все больше обрастал Римский форум портиками, и вместе с ними наполнялся произведениями живописи и скульптуры. К началу IV в. н.э. в городе скопилось невероятное количество открыто стоявших статуй – позолоченных, бронзовых, мраморных.
В Древнем Риме сложились некоторые элементы “музейного дела”. Так, осуществлялся строгий надзор за состоянием храмов и находившихся в них предметов. Цензоры распределяли по храмам культовые предметы и посвятительные дары, вели их учет; составляли списки трофейных ценностей, находившихся в триумфальных постройках. Эдилы вели наблюдение за состоянием хранилищ и построек, нанимали храмовых служителей и контролировали их работу.
Со временем появились и другие “музейные” должности: попечитель храмов, попечитель статуй. Охраной храмовых собраний, содержанием их в чистоте и порядке занимались специальные служители. Согласно правилам, все полученное на хранение они под отчет передавали своим преемникам, выплачивая в случае пропажи предметов штраф или компенсацию.
В связи с тем, что многие произведения
искусства экспонировались на открытом
воздухе, необходимо было проводить
реставрационные работы. Так, для
предохранения от порчи статуй из
слоновой кости использовали оливковое
масло; при сухом воздухе помещали
рядом с ними емкости с водой.
Для предохранения от ржавчины медных
и бронзовых изделий
Информация о работе Возникновение музея как феномена культуры