Выдающиеся достижения Российской культуры на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 09:20, реферат

Краткое описание

Культура — это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость — растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться.

Вложенные файлы: 1 файл

Выдающиеся достижения Россииской культуры.docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

 

Выдающиеся достижения Российской культуры на современном этапе

Примеры взаимодействия с мировой культурой

 

Культура — это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость — растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться. Флоренский П. А.

 

Насыбулина Дарья Михайловна 144-з

16.10.2014

 


 

Культура современной России

Начало XXI века привнесло в жизнь российского общества относительную стабильность, которая позволяет сделать попытку проанализировать те тенденции, которые появились в сфере культуры с развалом СССР.  
      Процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура России последних полутора десятилетий органически связана с прошлыми периодами истории нашей страны. При этом новая политическая, экономическая и социальная ситуация не могли не сказаться на культурной сфере, поскольку заметно повлияли на менталитет, мировоззрение и интеллектуальные устремления сограждан.  
       В начале 90-х государство перестало диктовать культуре свои требования, лишив ее таким образом гарантированного заказчика. Однако вместе с идеологической свободой появилась необходимость перехода культуры на самообеспечение, что, конечно же, изменило самый принцип функционирования большей части институтов культуры: повсеместно происходил отказ от порой чисто дидактических принципов в пользу потакания запросам среднестатистического человека, иными словами, востребованная массовая культура наконец-таки получила доступ к глазам, ушам и сердцам людей. 
Вместе с тем, после того, как из нашей жизни исчезла "руководящая и направляющая роль партии", перед обществом встал вопрос о том, в каком направлении должно происходить развитие. Диапазон поисков был и остается достаточно широким - от следования западным образцам до увлечения Востоком. Нельзя сказать, что российская ситуация в этом смысле уникальна - развитие средств коммуникации привело к активному взаимопроникновению культур, которое хотя и началось еще с позапрошлого века, но подобного размаха достигло только в последние годы, что позволяет говорить о культурном аспекте глобализации. Даже само слово "глобализация", раздающееся на каждом углу, воспринимается простым человеком, не экономистом или политиком, прежде всего как глобализация культурная. 
Каких хобби сейчас только не встретишь! Одни увлеклись китайской кухней, другие подались в индуизм и ездят прочищать чакры в Индию, третьи ходят в одежде цветов национального флага Ямайки, называют себя растаманом и хотят, чтобы Джа забрал их в Эфиопию, а четвертые уже жить не могут без расплодившихся, как грибы после дождя, даже в спальных районах Москвы японских сусечных, а обычную еду едят исключительно палочками. Параллельно у общества появилась потребность, обусловленная, по всей видимости, неким коллективным инстинктом сохранения собственной идентичности, - в исконно русских элементах культуры. Снова, как и на рубеже XIX-XX веков, "наевшись" европейской культуры, образованные слои населения потянулись к истокам: в моду входит все русское и народное, порой не без оттенка лубочности. Встретить по весне в метро юношу с длинными волосами и в косоворотке - далеко не редкость, а уж какой размах год от года приобретают празднования исконных языческих праздников - Масленицы, Ивана Купалы, Святок и пр.! Учитывая современные экономические условия, эту русофилию нельзя списать только на очередную "высоколобую" идею сохранения национального самосознание, возникшую как реакция отторжения на распространение "буржуйских" праздников типа дня св. Валентина и дня св. Патрика. Дело еще и в том, что для простых людей, лишившихся в своей массе доступа к культуре, народные праздники остаются практически единственно возможной формой досуга. И, правда, чем не заманчиво провести всей семьей или с друзьями день на свежем воздухе, поучаствовать в народных играх, попробовать блинов и медовухи, попрыгать через костер? В то же время, успокоившись после взрыва демократии начала 90-х, люди, которые еще застали Советский Союз, стали испытывать ностальгию по атрибутом советского застоя. Вовремя сориентировавшиеся владельцы клубов и заведений общепита могут за умеренную плату предоставить возможность почувствовать себя членом партийной элиты и поужинать в заведении, копирующем интерьеры номенклатурно ориентированных ресторанов эпохи Советов. 
Признаться, несложно понять истоки ностальгии по советским временам, особенно после попытки провести вечер, а то, не дай Бог, и будний день в компании телевизора. Переход телевидения на самоокупаемость привел к тому, что эфир заполняется тем, что лучше смотрится, а рейтинг определяет сетку телевещания. Очевидно, что развлекательные программы привлекают больше телезрителей, чем, скажем, образовательные. В итоге, большая часть каналов носит практически стопроцентно развлекательный характер. Количество телешоу, не сильно отличающихся друг от друга, не поддается исчислению, занимая самое прайм-таймовое время, а у производителей всенародно любимых латиноамериканских сериалов, похоже, начался творческий кризис: сюжеты их кино-шедевров не укладываются в мозгу психически здорового человека. Поняв, что домохозяйки - вполне интересная целевая аудитория для многих рекламодателей, теледеятели соревнуются изо всех сил, стараясь не дать заскучать хранительницам домашнего очага. Похоже, уже ни у кого не осталось сомнений в том, что лучше всего готовится борщ и протирается пыль именно под аккомпанемент ток-шоу и сериалов. Однако прайм-тайм - тоже не время, когда телевидение может позволить себе интеллектуально напрячь уставшего после работы зрителя. Если советское телевидение было одним для всех, то сейчас программы стали точно ориентироваться на свою узкую целевую аудиторию. Надо отметить, что в последние год-два появились тенденции создания универсального телепродукта (сериалы "Московская сага" и "Идиот" были лидерами по рейтингу и обсуждались с одинаковым интересом и в очереди в поликлинику, и в коридорах вузов, и в курилках офисов). Но, даже несмотря на подобные всплески интеллектуального единения, создается ощущение, что средства массовой информации навязывают некую интеллектуальная стратификацию населения.  
С началом рыночных отношений исчезла былая советская расслабленность граждан. Принцип "солдат спит - служба идет" сменился на "волка ноги кормят". Вот почему у экономически активного гражданина становилось все меньше и меньше времени на массовые мероприятия из разряда митингов и демонстраций - после ненормированного рабочего дня идти на улицу в поддержку кого бы то ни было уже не хочется. Таким образом, политика становится развлечением студентов и пенсионеров, а остальные, погрузившись в политическую апатию, предпочитают участвовать в событиях неполитической направленности - концертах, open - эйрах, многодневных музыкальных фестивалях.  
В сфере музыки с появлением специализированных телеканалов и музыкальных FM-радиостанций, деление музпроизведений стало происходить по принципу "формат" / "не формат". Стремление вписаться в "формат" заставляет музыкантов идти на компромисс: рокеры попсеют, появилось понятие рокопопс, поп-исполнители не брезгуют кожаными куртками и гитарными запилами, а оперные певцы превращаются в звезд шоу-бизнеса. 
Если происходящее в музыкальной сфере можно обозначить как практически безграничное разрастание мэйнстрима, то с книгами происходит обратное. При советской власти идеологически не подходящая литература, "неформат" в нынешних терминах, просто не печаталась, в то время как сейчас издается всё и даже больше. Видимо, подобное изобилие, которое положило конец книжному дефициту, привело к потере книгой былого сакрального значения, когда не дай Бог, загнешь уголок страницы или поставишь галочку на полях. Хорошие книги были дефицитом, а приличные библиотеки собирались из поколения в поколение. Издательский бум, когда российские читатели наверстывают многолетнее отставание от западного мира и знакомятся с десятками и сотнями давно ставших классиками в западном мире авторов всего в течение нескольких лет, - приводит к тому, что простому человеку достаточно сложно сориентироваться на просторах книжных магазинов. Тут на помощь приходят специальные программы о книжных новинках на телевидении и рубрика "книги", присутствующая в любом уважающем себя глянцевом журнале. Появилась и концепция книги для отдыха или книги для "чтения в метро". Даже формат у них специальный - легко влезает в карман или небольшую женскую сумку. Содержание таких книг не должно нагружать мозг, стиль должен быть простым, а сюжет интересным. Поскольку второй раз читать подобную книгу не будешь, то по своей сути она приравнивается к газете, которую, прочитав, можно использовать в хозяйственных целях. Собирание "библиотеки" превратилось в тяжелую задачу, и вовсе не из-за дефицита книг, а наоборот - непонятно, где стоящая литература, которая будет актуально годы спустя, а где - просто макулатура.  
Нельзя не упомянуть и о таком новом феномене современной общественной жизни, как Интернет. Сложно переоценить значение Интернета в современной культуре, ведь он является уникальным средством коммуникации и местом хранения информации, которые делают культуру более доступной, демократичной и дают возможность развиваться различным маргинальным направлениям в культуре и искусстве, которые не выжили бы в реальном мире. Особое значение имеет Интернет для провинции: люди из маленьких городов, да и из больших городов за пределами Центральной России получают возможность участвовать в культурной жизни столицы и всего мира.  
Таким образом, сейчас, в начале XXI века, невозможно выделить какой-то один, основной вектор развития культуры, да это и не нужно. В какую бы сторону ни стала развиваться Россия в нынешнем столетии, русская культура останется главным богатством страны и залогом единства нации.

Место и роль России в мировой культуре

1. Культура России и русский национальный характер

Несмотря на богатую историю и культуру, в России можно наблюдать недостаток среднего уровня культуры. Отечественный философ Николай Бердяев отмечал, что русские – максималисты: им нужно все или ничего. Это главная причина, из-за чего материальная культура всегда находилась в России на достаточно низком уровне. По сей день в России остаются огромные неосвоенные территории. В современной культурологической мысли возникло учение о пограничных культурах. Они возникают на периферии стабильных, крупных цивилизаций, в зонах, где они переходят свои границы и вступают во взаимодействие с другими цивилизациями. Русская культура может быть рассмотрена как зона такого перехода. Для нее как для «пограничного» образования характерны:

1) внутренние напряжения и противоречия как постоянный конститутивный фактор, определяющий природу культуро-образующих механизмов и их функционирование;

2) циклические «разрывы» процесса формирования, та самая «прерывность», о которой было сказано выше и на наличие которой указывал Н. Бердяев;

3) неспособность к саморазвитию, сосуществование в структуре культуры феноменов, принадлежащих различной исторической хронологии – от архаики до современности, постоянная активизация архаических феноменов;

4) экстенсивный характер, неспособность к динамическому развитию, болезненность любой модернизации. Пограничные культуры находятся в постоянном поиске своей идентичности. Настоящее всегда характеризуется неопределенностью, фрагментарностью, расколом между противоборствующими традиционным и современным началами.

Воля и мышление в России не дисциплинированны, не являются законченными. Достоевский отмечал, что наиболее специфическая черта русского национального характера состоит в его способности воспринимать черты любого национального характера. Эту способность русский писатель назвал «всемирной отзывчивостью» русских. Не ценя в достаточной степени материальную культуру, нужды ежедневной жизни, русские способны осуществлять разрушение уже существующих культурных ценностей.

Здесь проявляется максимализм русской души: с одной стороны, высочайшие проявления святости, с другой – сатанинское зло. Достоевский объяснял это чрезмерной одаренностью и талантливостью русских.

Европейские нации достаточно зрелы, чтобы отказаться от этой многосторонности своей юности. Недостаточное внимание к нуждам повседневной жизни, безусловно, отрицательная сторона русской жизни.

Русским все еще необходимо дисциплинировать свои волю и мышление. Без такого самоограничения русский человек неизбежно превращается в беспомощного мечтателя, в анархиста, в авантюриста, в прожигателя жизни, даже если сохраняет свою доброту.

Особенности культуры России во многом были определены ее геополитическим положением:

1) срединным положением между Востоком и Западом;

2) пространственными характеристиками «расстояния» и «простора» как атрибутами русской ментальности;

3) проблемой «культурного отставания» России в Средние века: иноземными вторжениями, овладением огромным пространством страны, соблазном больших пространств, своего рода «железным занавесом» между Россией и другими странами.

А. Тойнби утверждал, что каждая нация и каждая культура проявляют себя в постоянных «вызовах», таких как вторжения, войны, завоевания. Русские земли неоднократно завоевывались и опустошались восточными ордами. Восток и Запад встретились не только на широких просторах России, но также в самой русской культуре.

Н. Бердяев отмечал, что в России сталкиваются два потока мировой истории – Восток и Запад. Русская культура не может считаться чисто европейской или чисто азиатской: в ней всегда боролись два начала – восточное и западное.

В разные периоды своего развития русская культура заимствовала обычаи и традиции разных народов: языческие божества скандинавского происхождения, затем византийское христианство (православие), в XVIII в. дворянство восприняло язык и обычаи немцев, в ХIХв. – французского и английского дворянства.

Одна из существенных историко-культурных проблем – проблема культурного отставания России в Средние века. К началу XVIII в. в России не существовало светской литературы, архитектуры, музыки, философии и науки, тогда как Европа к этому времени уже создала огромный массив научного, философского знания, имела опыт во всех областях культуры и более прогрессивное государственное устройство.

Молодой Петр Великий во время путешествия по Европе был поражен различием в устройстве их жизни и жизни русских людей.

2. Славянский элемент культуры России

У восточных славян отголосками фетишизма и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей – очень древний. Вполне возможно, что у древних славян он возник из почитания каменных орудий, необходимых в охоте и хозяйстве.

Отрыв духа-«двойника» от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых, а также в культ предков. Вероятно, одной из форм этого культа было почитание Рода и рожаниц, возникшего в связи с разрастанием и усилением родов и укреплением родовой организации. Род был верховным божеством славян до Перуна. Но в условиях политической и экономической разобщенности древних славян, замкнутости родов сомнительно существование у славян верховного бога, подчиняющего себе всех остальных.

Другим социальным фактором возникновения культа предков послужило выделение в родоплеменной структуре возрастной группы старейших. Их почитание в земной жизни сказывалась и на отношении к ним родственников после смерти.

На культ предков указывает сохранившийся обычай поминания умерших родителей в определенные дни года. Невидимые духи (души предков и родичей), двойники фетишируемых предметов и явлений, объекты тотемистического культа постепенно составляют окружающий древних славян мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно они оказывают положительное или отрицательное влияние на ход событий в мире и на судьбы людей.

Язычество восходит на ступень полидемонизма. Демоны – ранее двойники реальных вещей и явлений объективного мира, а также людей, но покинувшие своих реальных носителей и ставшие самостоятельными существами. Они приобретают антропоморфный образ. Теперь и лес, и река, и жилище становятся обитаемыми, в них поселяются демоны. Они отличаются отношением к человеку, разделяясь на злых и добрых. В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини и водяные. Берегини (позднее – русалки) – женские духи рек, озер, прудов, колодцев и т. д. Согласно народным поверьям весной русалки выходят на берег, качаются на ветвях, расчесывают свои длинные зеленые волосы, поют песни, заманивают прохожих и стараются защекотать их до смерти.

Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу развития языческой религии – политеизму, т. е. вере в богов. Нестор в «Повести временных лет» пишет, что при заключении договоров Руси с Византией – важных событиях в истории восточных славян в Х в. – русские клялись своим оружием и богами Перуном и Велесом.

Согласно зрелой славянской мифологии бог грозы Перун преследует за похищение скота или людей своего врага Велеса. Преследуемый громовержцем, Велес прячется. Свою победу Перун отмечает дождем, приносящим плодородие.

С началом княжения в Киеве Владимира формируется стройный пантеон древнерусских языческих богов. К Перуну и Веле-су прибавляется целый ряд других божеств.

Стрибог – бог ветра, бури, вихря, вьюги. Мокошь – женское божество, земная супруга громовержца Перуна. Мокошь ведет свое начало от вил-русалок и «матери сырой земли». В древнерусское время она – богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы. Симаргл – зооморфное существо; это священный крылатый пес. Он является божеством низшего порядка, которое охраняет семена и посевы.

3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное

Крещение Руси связано с деятельностью князя Владимира. В 978 г. этот новгородский князь захватил власть в Киеве. Достаточно неожиданно Владимир – неистовый приверженец язычества – начинает искать «истинную» веру и рассылает в разные страны послов. Оценка Владимиром различных вер и культов носит откровенно былинный характер: обращение князя к христианству произошло под влиянием внутренних и внешних факторов, а не вследствие какой-то внешней случайности. Крещение народа было всеобщим и стремительным. Крещение Руси шло, что называется, «сверху».

В скором времени история православия на Руси отметилась одной характерной чертой – подвижничеством, особенно в первые века своего существования. В истории русской церкви и русской культуры ими стали преподобные, юродивые и старцы. Три означенные категории подвижников не всегда вписывались в рамки официальной религиозности: некоторые из них занимали определенное место в церковной иерархии, другие могли и не занимать. Феномен старчества служил процветанию русских монастырей, но старцы же создавали внутри обители свой «внутренний» монастырь. Часто их авторитет был выше авторитета настоятеля.

В первые века христианства существовали две формы монашеской отшельнической жизни: египетская и сирийская (аскетическая и суровая) и палестинская – более мягкая, умеренная и культурная. На Руси привилась именно более умеренная форма отшельничества. Постепенно монастыри расширяются, обзаводятся каменными стенами, окружают себя селами и крестьянами. Не менее уникален, чем феномен подвижничества, другой знаковый элемент русской православной культуры – икона. В системе христианской культуры она занимает действительно уникальное место: она никогда не рассматривалась исключительно как произведение искусства. Икона – это прежде всего религиозный текст, который призван помочь приобщению к Богу. Вероучительную функцию иконы подчеркивали святые отцы; они относили иконописание к области богословия.

Икона изначально мыслилась как сакральный текст, который требовал определенных навыков прочтения.

Икона является для православных своего рода окном в духовный мир. Она обладает определенным языком, в котором каждый знак – это символ. И этот символ обозначает нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передает информацию не хуже книги.

Однако Древняя Русь и после принятия христианства не являла собой образца мировоззренческого и социально-практического единства. Долгое время (да и отчасти сейчас) параллельно с православием сохраняются мощные пласты языческой культуры (в т. ч. и религиозной). Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в XI, и в XII, и в XIII вв., а иногда и в более позднее время. Окончательное смешение языческой и христианской религий происходит уже в Московской Руси.

4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре

В русских церковных кругах идея «священной миссии» русского православия сформировалась с особой силой после падения Константинополя (1453). Когда пала Византия, в русском общественном сознании стала укрепляться мысль о том, что отныне «богоизбранным» царством является именно русское.

В конце XV в. в посланиях инока Филофея развивается знаменитая теория о Москве как о «третьем Риме». Эта теория представляла собой историософскую концепцию. Она следовала за эсхатологическими ожиданиями своего времени (конец мира согласно исчислениям того времени ожидался в 1492 г). Это был бы конец мира и конец истории, наступление Царства Божия на земле. Но по прошествии 1492 г. эсхатологическая концепция принимает другую форму: конечные судьбы мира связаны лишь с тем, что происходит в христианских странах.

Информация о работе Выдающиеся достижения Российской культуры на современном этапе