Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 12:38, контрольная работа
Цель контрольной работы – раскрыть сущность происхождения городской культуры.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Выявить сущность изучаемых понятий.
Введение……………………………………………………………………................3
Глава 1. Зарождение городской культуры. Ее суть. …………………..................4
Глава 2. Городская литература…………………………………………………...5-6
Глава 3. Творчество жонглеров………………………………………..………..7-10
Глава 4. Зарождение театрального искусства…………………………………….11
Заключение ……………………………………..………………………...................12
Задание …………………………………………………………………………..13-14
Список использованной литературы………………………………........................15
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Контрольная работа
По дисциплине: «Культурология».
На тему: «Городская культура».
Выполнила
Студентка
Специальность
№ зачетной книжки
Преподаватель
Брянск-2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Зарождение городской культуры. Ее суть. …………………..................4
Глава 2. Городская литература………………………………………………….
Глава 3. Творчество жонглеров………………………………………..……….
Глава 4. Зарождение театрального искусства…………………………………….11
Заключение ……………………………………..……………………….....
Задание …………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………........
- 2 -
Введение
В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения − ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам удавалось свергнуть власть синьора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности. Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие городской культуры, нации, становление системы образования.
Цель контрольной работы – раскрыть сущность происхождения городской культуры.
Задачи:
- 3 -
Глава 1. Зарождение городской культуры. Ее суть
Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена творчеством “жонглеров”, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на всевозможных праздниках и пользовались большой популярностью в народе. Примерно с середины XII века появляется городское театральное искусство в Англии. Но из-под церковных сводов на площади, действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужители, а горожане; сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто с доброй порцией сатиры. Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах внецерковных школ − это были частные школы, материально от церкви не зависящие. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Появляется городская литература. [6, 108]
Для городской литературы характерно реалистическое изображение
городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также
появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII века). Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества − городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. XIV-XV вв. − период расцвета городской гражданской архитектуры. Богатые горожане строят большие, красивые дома. Феодальные замки постепенно превращаются в загородные дома, утрачивая функцию военных крепостей. Растет производство предметов роскоши, более богатой и яркой становится одежда знатных горожан. По мере роста капитала сословные различия между аристократами и простым народом начинают постепенно стираться. В то же время претерпевает изменения и социальное положение третьего сословия. Средневековая социальная структура общества все более разрушается. Все это отражает глубокий кризис средневековья. Постепенно наступает закат средневековой культуры. Отделение ремесла от земледелия и возникновение городов имели для развития средневековой культуры огромное значение. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Зарождение ранней городской культуры средневекового общества явилось важным переломным моментом в истории общества, ибо именно она нарушила многовековую монополию католической церкви. [1, 231]
- 4 -
Глава 2. Городская литература
Городская литература XIV-XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились субъектом духовной жизни. В городской поэзии появились немецкие поэты − певцы из ремесленно-цеховой среды − мейстерзингеры. Они усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен миннезингеров, на смену которым они пришли. [7, 39]
В этот же период появляется новый жанр городской литературы − прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.
Городская литература ХII-ХIII вв. была антифеодальной и антицерковной по своей направленности. Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев, крестьян и представителей городского плебса.
Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка (во Франции их называли фаблио, а в Германии — швавтс). В ХII в. появились также произведения городского сатирического эпоса. Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирическая заостренность и немного грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. [4, 629]
Другим направлением городской культуры Средневековья было карнавально-смеховое театральное искусство. Смеховая культура господствовала в карнавале, площадных представлениях, в творчестве народных бродячих актеров — жонглеров, акробатов, танцоров, певцов, музыкантов, фокусников. Высшим проявлением площадной народной культуры был карнавал, объединявший людей всех званий, состояний и возрастов. Явление народно-смеховой культуры позволяет по-новому осмыслить культурный мир Средневековья и обнаружить, что «мрачному» Средневековью было свойственно и празднично-поэтическое восприятие мира.
Разумеется, смеховое начало в народной культуре не могло найти отклика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселые растлевают душу и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны. К ним и причислялись бродячие актеры и скоморохи, а зрелища с их участием клеймились как «безбожная мерзость» и лицедейство. В глазах церковников скоморохи служили бесовской славе, опутывая «сетями дьявольскими» свои жертвы.
Близка к городской культуре латинская поэзия вагантов − бродячих школяров (от лат. vagare − бродить). Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждающей церковь и духовенство и воспевающей радости земной вольной жизни. Остроумные стихи и песни вагантов распевала в XII-XIII вв. вся Европа.
- 5 -
В поэзии вагантов переплетались две основные темы: любовная и сатирическая. Стихи вагантов в массе своей анонимны; они плебейские по своей сути (среди вагантов преобладали выходцы из низших сословий) и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров. Ваганты преследовались и осуждались католической церковью.
В ХV в. широкое распространение получают новые жанры театрально-поэтического искусства, например, фарсы − юмористические сценки, реалистически изображавшие быт горожан.
- 6 -
Глава 3. Творчество жонглеров
Постоянными
носителями праздничного
″Институт″ жонглеров не мог появиться внезапно. Его история уходит далеко в прошлое. Традиции театра бродячих мимов не прерывались и после падения Западной Римской империи. Несмотря на запреты отцов церкви, преемственность площадного лицедейства сохранялась в Византии. В Англии уже с VIII в. постановления соборов запрещали священникам поддерживать мимов.
Творчество жонглеров расцвело во второй половине XI-XII в. вместе с развитием городской и придворной культуры. Оно стало популярным во всей Западной Европе от Средиземноморья до северных рубежей, что нашло отражение в памятниках романского искусства. XIII-ХV столетия − золотой век жонглерии. Простота профессии жонглеров не исключала известной специализации. Каждый в зависимости от способностей первенствовал в определенном виде программы. Разделение по жанрам прогрессировало с усовершенствованием и усложнением музыки и зрелищного искусства.
Жонглеры, стоявшие
вне всякой иерархии, происходили
из разных сословий. Среди них
и их предков были
"Ты так беден и жалко одет...
Ходят шуты за глупцом,
Но опасна толпа их шальная.
Ветром фортуны гоним.
Любит слепой их богач…"
- 7 -
Представителей племени кочующих развлекателей презирали как опустившихся бродяг, что шатаются день и ночь и не особенно разборчивы в выборе средств к пропитанию. Проповедники громили бродячий пестрый люд за безнравственность и грозили отлучением от церкви; покаявшихся гистрионов не допускали к причастию, их отказывались хоронить в освященной земле. Памятники германского законодательства объявляли актеров неправоспособными, хотя и не приравнивали их к ворам или разбойникам. Над ними могли учинить насилие без какого-либо возмещения.
На Руси в XV-XVI вв. "походных" (странствующих), скоморохов приравнивали к пропащим. Согласно Судебнику (1589 г.), величина бесчестия (плата за оскорбление) кочующему скомороху в 20 раз ниже, чем скомороху, проживавшему в определенной местности длительное время или постоянно. "Добропорядочные" люди осуждали безалаберную жизнь деклассированной средневековой богемы, но отнюдь не считали зазорным посещать ее разгульные сборища. [3, 293]
"Низовым" жонглерам приходилось нищенствовать и голодать, их горькая жизнь была полна превратностей и унижений в ожидании "дара обеда или ужина". Обездоленных гистрионов почти не отличали от нищих, обреченных бродить по свету до старости.
На выбор горемычного ремесла гистриона могло повлиять увечье или врожденное физическое уродство − божье наказание.
И вот пришли под рождество
Три менестреля в дом его.
Все трое были горбуны.
(«О трех горбунах»)
Карлика или
горбуна наделяли зловещими
Хотя многие жонглеры странствовали в одиночку, взаимная поддержка и товарищеская сплоченность были важным условием их выживания. Жонглеры предпочитали объединяться в маленькие замкнутые группы из двух-трех человек − участников коллективного спектакля. Нередко ядром актерской компании была супружеская пара: мужу − главному кормильцу − помогала его подруга − танцовщица, певица. Профессиональные секреты зрелищного искусства отцы передавали сыновьям. Дети по стопам родителей с малолетства вступали в суровую школу скоморошьего ремесла. В течение многих лет, работая до изнеможения, они проходили курс ученичества, овладевали всеми тонкостями "науки". Благодаря семейной преемственности и упорному труду, из подростка формировался мастер своего дела − акробат, дрессировщик, музыкант. Промысел гистриона объединял людей всех возрастов: от детей и юношей на ролях учеников до бывалых старцев.