Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:17, доклад
На сравнении римского и греческого общества зарождается аристократический гуманизм Возрождения, затем, когда сфера познание и интереса человека начинают расширяться, в данную концепцию дополняются цивилизации Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, которые в свою очередь обогащают первое и превращаются в экзотический гуманизм 20 века. Но человечество не стоит на месте, его интерес пытается охватить все, что связано с ним самим не только на современном этапе, но и вообще на всем периоде существования. Так мы постепенно подходим к социальной науке – этнологии, которая является на данный момент последней волной гуманизма. Но разве появление этнологии датируется лишь началом 20 века?
Гуманизм этнологии (по работам К. Леви-Стросса)
Этнология (греч. народ + логос — учение, наука) — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.
Гуманизм (от лат. человечность) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, оно возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Так как же связаны два понятия: гуманизм и этнология?
На сравнении римского и греческого общества зарождается аристократический гуманизм Возрождения, затем, когда сфера познание и интереса человека начинают расширяться, в данную концепцию дополняются цивилизации Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, которые в свою очередь обогащают первое и превращаются в экзотический гуманизм 20 века. Но человечество не стоит на месте, его интерес пытается охватить все, что связано с ним самим не только на современном этапе, но и вообще на всем периоде существования. Так мы постепенно подходим к социальной науке – этнологии, которая является на данный момент последней волной гуманизма. Но разве появление этнологии датируется лишь началом 20 века?
– Нет, говорит Клод Леви-Стросс —
французский социолог и культур
Этнология, видит свои истоки в прошлом. «Когда в конце Средневековья и в эпоху Возрождения люди открыли для себя греко-римскую античность, когда иезуиты положили греческий и латынь в основу своей системы образования, не было ли все это некоей первоначальной формой занятий этнологией? Признано, что та или иная цивилизация может мыслить саму себя, только если у нее есть основание для сравнения в виде других цивилизаций». Этнология стремится изучить все более древние формы, примитивные общества, но не осуждая их порядки и обычаи, а наоборот ставя их в основу данной цивилизации, что как раз таки сближает ее с гуманизмом. Этнолог, оказываясь в таком новом для него мире, пытается слиться с подобным обществом, обращая внимание на все их окружение, вплоть до мельчайших деталей.
Немалую роль в взаимосвязи данных понятий сыграл Жан-Жак Руссо. В своей статье Клод Леви-Стросс «Руссо – отец антропологии» приводит в пример его идеи. Здесь гуманизм проявляется не только в основных своих чертах, но и с вытекающими из него понятиями. Так, например, сострадание и уважение, он пишет, что этнология не только ни в коей мере не может разделить взаимосвязь этих понятий, но и сама является составной их частью. Так же в своем письме к Мальзебру Русо пишет, что ненавидит возвышение одного человека над другим, как это происходило ранее из-за различия рас и культур, он называл это неискупимым грехом, которому нет оправдания в цивилизованном обществе.
В заключении, мы однозначно можем сказать, гуманизм и этнология – два неразрывно связанных понятия. Ведь без гуманизма этнология не была бы объективной наукой, тогда бы каждый этнолог, описывал бы древние цивилизации с точки зрения своего времени, а этнология в свою очередь потеряла бы статус науки.
Информация о работе Гуманизм этнологии (по работам К. Леви-Стросса)