Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:14, реферат
Что же такое гуманизм? Течение, исторически сложившийся комплекс идей, миф или просто особый тип филологии? Ответить на этот вопрос я попытаюсь на основе анализа трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки, Пико делла Мирандола и других, а также на анализе критической литературы по данному вопросу. Хотя в сочинениях гуманистов используются различные подходы к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, прослеживается приверженность разным философским традициям античности и раннего средневековья, в целом гуманистов объединяет внимание к теме человека.
Введение
3
Формирование гуманизма
7
Теоретический аспект гуманизма
12
Практический аспект гуманизма
18
Заключение
26
Список использованной литературы
28
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
Кафедра философии и истории
Реферат
по культурологии
на тему:
«Гуманизм - идейная основа эпохи Возрождения».
Выполнил: Бирюков С.В. ,
курс, группа, направление подготовки.
Проверил: .
Орёл 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
|
7 |
|
12 |
|
18 |
Заключение |
26 |
Список использованной литературы |
28 |
Введение
Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, “пустившие корни” в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.
Однако широкая практика использования
идеи гуманизма иногда приводит к
досадным результатам. Происходит девальвация,
искажение в общественном сознании
гуманистической идеи, превращение
её в фикцию. В этой связи есть
необходимость выявить
В 1990 году Жан-Люк Нанси в своей
лекции “Сегодня” показал кризис
таких простых и
На основании вышесказанного
я считаю, что моя попытка определить
такое явление, как гуманизм, является
актуальной для данного
Ренессанс как эпоха предельно
разнообразен и богат. Это также
смещает хронологические рамки
и создает трудности при
С течением времени понятие “гуманизм”
приобретает новые
В данной работе я попытаюсь дать
определение гуманизму как
Что же такое гуманизм? Течение, исторически сложившийся комплекс идей, миф или просто особый тип филологии? Ответить на этот вопрос я попытаюсь на основе анализа трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки, Пико делла Мирандола и других, а также на анализе критической литературы по данному вопросу. Хотя в сочинениях гуманистов используются различные подходы к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, прослеживается приверженность разным философским традициям античности и раннего средневековья, в целом гуманистов объединяет внимание к теме человека.
Итак, эпоху
Гуманизма отличает
В этом я
и вижу проблему гуманизма
как мифа – заявленный, как
принципиально новое
Пытаясь ответить на поставленные вопросы,
я рассмотрел в первой главе своей
курсовой, которая называется “Возникновение
гуманизма”, те условия, которые
сопровождали такое явление как
гуманизм. Здесь я обосновывал
невозможность определения
1. Формирование гуманизма
Итак, сначала я хотел бы показать в общих чертах какие условия сопровождали появление такого непростого феномена как гуманизм. Возможно это поможет доказать несостоятельность однобокого взгляда на данное явление лишь как на теоретическую систему умозрений.
С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.
В условиях
интенсивной общественной
Формировался новый
Представители
новой светской интеллигенции
— гуманисты - защищают в своих
произведениях достоинство
Вначале аудитория,
где находили отклик
Вообще,
возникновение и утверждение
ренессансной культуры началось с вызова
схоластике: под сомнение были поставлены
и структура знания, и претендующий
на универсальность формально-
Наметились секуляризация знания, расширение
круга университетских дисциплин. Уже
в XV в. в итальянских университетах гуманисты
стали преподавать не только риторику,
но и поэтику, основанную на изучении античной
литературы, а также моральную философию.
Однако в пору раннего гуманизма еще предстояло
утвердить в правах studia humanitatis, обосновать
их право на главную роль в формировании
новой культуры, обращенной прежде всего
к человеку, в острой полемике со схоластами
и теологами, ставившими под сомнение
тезис гуманистов о необходимости широкого
освоения античного наследия — греческой
и римской языческой культуры. Франческо
Петрарка (1304—1374) искренне стремился примирить
Христа с Цицероном, полагая, что светская
образованность, знание античной поэзии
и философии не могут противоречить принципам
веры, ибо она служит нравственному совершенствованию
человека. Не порывая с принципами христианского
мировоззрения, Петрарка ищет, однако,
иных путей к познании Истины, к постижению
смысла человеческого бытия. Эти внутренние
борения и сомнения нашли яркое выражение
в его “Исповеди”, или “Моей тайне”,
многочисленных письмах, трактатах, поэзии.
В “Исповеди” сопоставлены две шкалы
ценностей — христианская аскетическая
мораль, признанная очистить душу от греховности
и привести ее к вечному блаженству и ценности
земного бытия человека — творчество,
поэзия, слава, любовь, наслаждение красотой
реального мира1. Петрарка
не отдает предпочтения какой-либо одной
из этих нравственно-ценностных систем,
но старается примирить существующие
между ними противоречия: он убежден, что
путь к небесному блаженству не требует
отказа от всего мирского. Благочестие
и “познание божественного”2 утрачивали,
таким образом, монополию в духовной сфере,
в разрешении проблем человеческого бытия
— ответ на них Петрарка искал в светском
знании, источником которого была для
него античная культура. “Беседы с древними”
должны наполнять досуг, отданный литературным
и научным занятиям (трактат “Об уединенной
жизни”). Петрарка заложил основы новой,
гуманистической этики; ее главный принцип
— достижение нравственного идеала через
самопознание, активная добродетель, образование,
смысл которого — в широком овладении
культурным опытом человечества. Этот
принцип стал характерным для всего раннего
гуманизма: не только Петрарка, но и Боккаччо
и Салютати видели в образовании, основанном
на изучении античного наследия, средство
возвеличения личности и совершенствования
общества. Наиболее ярким и значительным
выражением культурного опыта человечества
они считали поэзию.
Необходимо
также отметить, что по убеждению
Петрарки, прийти к новому расцвету
литературы, искусства, науки позволит
не слепое подражание мыслям замечательных
предшественников, а стремление подняться
до высот античной культуры и в
то же время переосмыслить и в
чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная
Петраркой, стала ведущей в отношении
гуманизма к античному
Таким образом, провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения.
Итак, становится понятно, что определить гуманизм только как философскую систему воззрений невозможно. Нельзя закрывать глаза на педагогические, бытовые, практические и моральные стороны этого явления. Теорию практически всегда дополняла практика.
Разберем теперь каждый из перечисленных аспектов: сначала теоретический, а затем его воплощение – практический аспект гуманизма.
2. Теоретический аспект гуманизма
Итак, стало понятно, что гуманизм
имеет две стороны или аспекта,
поэтому имеет смысл
Большое развитие в эпоху Возрождения получают такие формы философствования, как платонизм и аристотелизм. Между ними возрождается полемика относительно превосходства. Платонизм здесь не означает возрождения платоновской мысли, выраженной в форме диалога. Вновь открытые платоновские диалоги читали в свете поздней платонической традиции, то есть в передаче канонического неоплатонизма, т.е. платонизма с многовековыми напластованиями и инфильтрациями христианского характера.
Рассмотрим эти два явления на основании некоторых ярких представителей.
Грандиозный расцвет неоплатонизма с философской точки зрения состоялся благодаря трудам Флорентийской Платоновской академии во главе с Марсилио Фичино и затем Пико делла Мирандола. Об этой философии мы и поговорим.
На философские взгляды Фичино сильно подействовали магико-теургические работы Трисмегиста, Зороастра и Орфея. Он лично считал, что именно они сформировали взгляды Платона. Смысл философской деятельности для него состоит в том, чтобы подготовить душу таким образом, чтобы интеллект был способен воспринимать свет божественного откровения, в этом отношении философия для него совпадает с религией. Метафизическую реальность Фичино задумывает согласно схеме неоплатоников, в форме нисходящей последовательности совершенств. Их у него пять: Бог, ангел, душа, качество (= форма) и материя. Душа выступает в роли “узла соединения” первых двух и последних двух ступеней. Обладая характеристиками более высокого мира, она способна оживлять нижние ступени бытия. Как неоплатоник, Фичино различает душу мира, душу небесных сфер и душу живых тварей, но его интересы более всего связаны с душой мыслящего человека. В указанной выше последовательности душа либо восходит по направлению к высшим ступеням, либо наоборот нисходит к низшим. По этому поводу Фичино пишет: “Она (душа) есть то, что существует среди смертных вещей, сама не будучи смертной, поскольку входит и дополняет, но не делится на части, а когда подключается, то не распыляется, как о ней заключают. И поскольку в то время, как управляет телом, она примыкает также к божественному, она является госпожой тела, а не компаньонкой. Она – высшее чудо природы. Другие вещи под Богом, - каждая в себе, - суть отдельные предметы: она является одновременно всеми вещами. В ней образы вещей божественных, от которых она зависит, она же есть причина и образец для всех вещей низшего порядка, которые она некоторым образом и производит. Будучи посредницей всех вещей, она проникает во все. И если это так, она проникает во все…, поэтому ее справедливо можно назвать центром природы, посредницей всех вещей, сцеплением мира, лицом всего, узлом и связкой мира”. С тематикой души у Фичино тесно связано понятие “платонической любви”, которую он понимает как любовь к Богу во всех его проявлениях.
Информация о работе Гуманизм - идейная основа эпохи Возрождения