Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:02, статья
Советский социализм как общественная система и новая цивилизация имеет короткую историю. Но его неоспоримые достижения во всех сферах общественной жизни свидетельствуют о гуманистическом векторе осуществленных преобразований, в том числе, и в области культуры. С философской точки зрения культура есть особый деятельностный способ освоения человеком мира, включая как весь внешний мир – природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития. В этом ее главнейшее ценностное значение, в этом заключается ценностный культурный аспект всех созданных человеком материальных и духовных продуктов и творений.
В годы советской власти такого же взлета достигло и искусство во всех его формах. Литература, театр, кино, живопись, архитектура, музыкальное, хореографическое и изобразительное искусство – все было проникнуто идеями реализма и народности, гуманизма и оптимизма, их творения облагораживали человека, звали его к великим свершениям ради утверждения в жизни добра, справедливости и счастья.
Огромную роль сыграло советское искусство в годы Великой Отечественной войны. Его несли в ряды сражающейся армии и флота «фронтовые бригады», создаваемые из актеров, певцов, работников культурных учреждений. Оно звало советских воинов на ратные подвиги во имя жизни, спасения человечества от фашизма. Сегодняшняя наша молодежь должна знать, что в уцелевших вещмешках погибших красноармейцев находили книги русских и советских классиков, вырезки из фронтовых газет со стихами К.Симонова, А.Твардовского и др.
Духовная жизнь страны оставалась насыщенной и в послевоенные годы. В частности, в области литературы было возрождено глубоко народное течение, у истоков которого стоял великий Шолохов. Целая плеяда замечательных писателей - Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Распутин, Ю. Бондарев, В. Белов, В. Личутин, В. Крупин - поставила перед обществом важнейшую проблему сохранения традиционных ценностей народной жизни, выпавшую из поля зрения официальной идеологии. В их произведениях со всей остротой обнажались и тесно связанные с этой проблемой задачи сохранения среды обитания человека, в частности, недопустимости переброски части стока северных рек в Казахстан и Среднюю Азию, чреватого опасными изменениями огромных природно-климатических зон.
Русские писатели, отмечает Г.А.Зюганов, одними из первых забили в набат, когда «архитекторы и прорабы» перестройки открыли путь к власти людям, исповедовавшим идеи западного индивидуализма, взгляды, несовместимые с русской культурной традицией. Еще в 1988 году крупнейший русский, советский писатель Юрий Бондарев - мужественный сталинградец, настоящий патриот, - выступая на XIX Всесоюзной партконференции, сравнил горбачёвскую перестройку с самолетом, который подняли в воздух, не зная, куда он сядет[16]. С тех пор в художественной литературе не появилось ни одного произведения, которое бы покорило людей своей искренностью, гуманизмом и верой в будущее.
С реставрацией капитализма в России наступили времена, когда народная и высокая культура откровенно подавляются. Люди теперь не видят народных танцев, не слышат народных песен. Всё задавлено эрзац-культурой по западным образцам. Разрушаются многовековые ценности доброты и взаимопомощи. Расцвела пропаганда индивидуализма, жестокости, алчности и разврата. Информационное пространство заполонили попса и гламур, русофобия и «чернуха». Жажда наживы владельцев телеканалов затмила их чувство ответственности перед обществом. Совместными усилиями правящие круги и медиа-олигархи загоняют народ России в стойло духовного рабства.
Девизом новой российской буржуазии стал «американский образ жизни»: все для сильного человека, (для «сверхчеловека», как у Ницше), для хозяина капитала. Ей нужен не человек как личность, а функция, приносящая прибыль. Вот на такого человека-функцию, по мнению Г.А.Зюганова, должна быть ориентирована постсоветская культура: «Дойти до обывателя, опуститься до его уровня, говорить на его примитивном языке, не давать ему задуматься над основами бытия. Развлекать, загружать сознание, а ещё больше подсознание матрицами, стереотипами мышления и поведения. А в конечном счете – оглупление и дебилизация, привитие жажды наживы и торгашества, психология и философия делячества и удовлетворения зоологических инстинктов!» [17].
Вместе с тем, констатируя неслыханную деградацию духовно-нравственной сферы в результате утверждения капиталистических общественных отношений в России, нельзя не видеть, что уничтожить русскую, советскую культуру никому не под силу. Против ее извращения, фальсификации ведут повседневную борьбу те, кому не безразлична судьба своего народа, своего Отечества. Среди них видное место занимают искренние подвижники русского реалистического искусства, последовательные духовные ратоборцы. Это – писатели В.Распутин, Ю.Бондарев, В.Белов, Е.Исаев; авторы журнала (их немало) «Наш современник», возглавляемого С.Куняевым; народные артисты Ю.Соломин, Н.Губенко, В.Бортко, Т.Доронина, В.Лановой, М.Ножкин, А.Ливанов, А.Михайлов, Н.Бурляев, В.Чернушенко, А.Полетаев, А.Стрельченко, Н.Курганская, Т.Петрова, В.Овсянников и многие другие[18].
Энергично борются за сохранение ценностей русской, советской культуры Компартия Российской Федерации и её фракция в Госдуме ФС РФ, Общероссийская общественная организация «Российские ученые социалистической ориентации».
Таким
образом, по нашему убеждению, возрождение
России невозможно без обеспечения доступности
культуры, прекращения ее коммерциализации.
В полной мере это произойдет при утверждении
социалистических общественных отношений.
Опыт строительства социализма в СССР
свидетельствует, что подлинная культура
при полноценной государственной поддержке
возвышает и украшает страну, обогащает
и развивает народ, облагораживает и возвышает
человека.
Список
литературы
Информация о работе Гуманистическая сущности русской и советской культуры