Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:36, реферат
«Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры, — писал Ф. Энгельс, — отмечены колоссальной фигурой. Это — итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени». Данте Алигьери, итальянский поэт, стоящий на рубеже средневековья и эпохи Возрождения, создал гениальную поэму "Божественная комедия". Семьсот лет назад, когда родился Данте, человечество стояло на пороге великих перемен. Близился грандиозный исторический переворот, изменивший весь облик европейского общества. На смену средневековому миру с его феодальным угнетением, анархией и разобщённостью, с засилием церкви шло общество свободных товаропроизводителей, время могущественных национальных государств.
Введение 3
I. Биография Данте 4
II. Италия конца XIII начала XIV в. 6
III. Данте-гражданин и Данте-поэт 8
1. Политический аспект в «Божественной Комедии» 9
2. Социальная сторона «Божественной комедии» 12
Заключение 18
Библиография 19
История, воплощенная в человеческих судьбах, оживает под пером Данте. Царство мертвых поэт населил несметными толпами теней, но он дал им плоть, кровь, человеческие страсти, и обитатели загробного мира стали неотличимы от тех, кто живет на земле, как и все летописцы его времени, Данте еще не отделяет историю от мифа, факт от вымысла. Рядом со своими современниками он изображает в поэме исторические личности, героев библейских преданий или литературных произведений. Но обилие исторического и легендарного материала не уводит поэта от его замысла — показать реальный ход итальянской жизни. Данте убежден, что образы «тех, о ком живет молва», послужат впечатляющим примером, сделают наглядной его мысль, лучше донесут до читателя замысел поэмы.
Поэт говорит от лица всего итальянского народа. Италия обездоленных, обманутых, порабощенных впервые обрела голос в жгучих образах Данте. Набатным гулом разносились они по стране, будили спящих и равнодушных, подымали отчаявшихся и звали Италию на битву с силами мрака и разрушения. Поэт гневно обличал сильных мира, преступных земных властителей, разжигавших войны и сеявших опустошение и гибель. В 7-м кругу ада, там, где клокочет «жгучий Флегетон» — река, несущая вместо вод потоки кипящей крови, он собрал военных преступников разных времен и народов, которые мечутся в кровавом зареве адской реки:
Здесь не один тиран,
который жаждал золота и крови:
Все, кто насильем осквернил свой сан.
(«Ад», XII, 103)
На заре нового общества Данте с поразительной прозорливостью
различил зло, идущее об руку с буржуазным прогрессом. Гневные слова поэта звучали грозным предостережением грядущему миру буржуазного стяжательства. Дантова концепция морали была смелым шагом на пути формирования нового мировоззрения. В XVI песне «Чистилища» в разговоре с тенью «ломбардца Марко» поэт не побоялся дать открытый бой церковной догматике. В чем причина современного упадка нравов, вопрошает он тень Марко.
Отчего:
теперь уже никто.
Добра не носит даже и личину:
Зло и внутри, и сверху разлито
(«Чистилище», XVI, 58)
Что виной тому: гнев небес или изначальная греховность человеческой природы? И Марко дает поразительный ответ. Нет, причина не в божественной воле и не в изначальной порочности человека, Человек — отнюдь не сосуд греха: он способен к нравственному совершенствованию, ибо обладает разумом и свободной волей. Причина упадка нравов — в политическом упадке Италии?
...дурное управленье
Виной тому, что мир такой плохой,
А не природы вашей извращенье.
(«Чистилище», XVI, 103)
Рассуждения Данте обращены против папства, претендующего на светскую власть, и прославляют былое величие Рима, Римскую империю, «давшую миру наилучший строй». Противопоставление римского прошлого.
В глазах церкви решающим критерием «праведности» служили не личные качества человека, не подвиги гуманности, а его преданность догматам христианской веры. Данте отвергает этот богословский критерий и судит людей по их личным нравственным качествам и по земным их делам.
Праведен тот, кто:
в делах и в
мыслях к правде обращен,
ни в жизни, ни в речах не делал злого
(«Рай», XIX, 73).
Следуя этому собственному своему критерию, поэт разместил грешников в
загробном мире, дерзко нарушая всю разработанную церковью иерархию грехов и воздаяний. «Читатель должен задуматься о смысле бытия и превратностях судьбы. В кругах ада пребывают гордецы, завистники, гневливые, унылые, скупцы и расточители, чревоугодники, сладострастники, предатели. Но Данте показывает и райские высоты, предполагающие возможность личного и общественного возрождения»11. Он избавил от адских мук великих мыслителей языческой древности, определив им место в особом «лимбе» ада, где они пребывают в состоянии «полублаженства». В раю находится место даже для нехристиан, если они прославлены добрыми делами. А служителей «истинной веры» — пап и кардиналов, повинных в постыдных преступлениях, поэт поместил в ад и определил им жестокие кары.
Поэт шел не от догмы, а от жизни. Его грешник может в то же время быть праведником. И это — самые живые, самые человечные образы поэмы.
Они воплотили широкий, истинно гуманный взгляд на людей — взгляд поэта, кому дорого все человеческое, кто умеет восхищаться силой и свободой личности, пытливостью человеческого ума, кому понятны и жажда земной радости и муки земной любви.
Заключение
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 382
2 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксимо, 2008
3 Баландин Р. Сто великих гениев. М.: Вече, 2004
4 Шестаков В.П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999
5 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксимо, 2008
6 Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. Учеб. пособие. -М., «Высш. школа», 1977
7 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксимо, 2008
8 Радугин А.А. Культурология. М.: Центр, 2001
9 Баландин Р. Сто великих гениев. М.: Вече, 2004
10 Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. Изд. "Наука". М., 1965
11 Баландин Р. Сто великих гениев. М.: Вече, 2004
12 Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии. М.: ПРИОР, 1997
Информация о работе Данте – предвестник итальянского Возрождения