Диапазон голоса и работа над ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:12, реферат

Краткое описание

Рассказывают, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»

Вложенные файлы: 1 файл

rech.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

-26-

свистящих и шипящих  звуков без специальных стилистических целей: Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Полетность голоса - это  его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.

Подвижностью голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном подразумевают эмоционально-экспрессивную  окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

 

16.ГОЛОС,  КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

  1. Механизмы и строение голосового аппарата. Мышцы - дыхание - голос, их взаимосвязь.  
    .2. Дыхание. Позвоночник как опора дыхания. Релаксация. Связь дыхания с переживаемым чувством. Дыхание - источник звука. Самопознание через дыхание.  
    .3. Звуковой канал. Освобождение мышц языка, мягкого неба, челюсти.  
    .4. Резонаторы. Резонаторные полости, их расположение. Изучение голосовых вибраций в разных частях резонаторной лестницы.  
    .5. Диапазон голоса. Освоение голосовых регистров. Динамический диапазон.  
    .

-27-

6. Артикуляция. Раскрепощение  мышц артикуляционного аппарата, их действие. Связь движений руки  с речью. Дикция. Познание гласных  как проводника чувств. Познание  согласных как проводника интеллекта.  
.7. Речь и ее выразительность. Связь слова и чувства. Темпо-ритм речи, его связь с переживаемыми чувствами. Особенности индивидуального внутреннего ритма и его изменение в зависимости от передаваемого содержания. Тембр голоса, связь его с чувствами. Обогащение голоса низкими обертонами. Мелодика речи. Интонация. Искренность и искусственность интонации.  
.8. Подготовка голоса к звучанию. Гигиена голосового аппарата.

Деятельность голосообразующего  и артикуляционного аппаратов находится  под регулирующим влиянием коры головного мозга. Речь формируется благодаря функционированию слухового анализатора и составляет деятельность второй сигнальной системы. В связи с этим частотный диапазон голоса укладывается в частотный диапазон слухового восприятия, составляя его часть. Так, если диапазон воспринимаемых человеком передающихся через воздух звуков охватывает область от 16 до 20 000 Гц, то диапазон звуков, применяемых в пении, приблизительно находится в интервале от 64 до 1356 Гц.

Голос характеризуется силой, высотой  и тембром. Сила голоса определяется мощностью выдыхаемого воздуха, степенью напряжения голосовых складок, амплитудой их колебаний. Высота голоса характеризуется количеством колебаний голосовых складок в одну секунду, которое зависит от длины, упругости и толщины последних. Тембр определяет окраску голоса (теплоту, мягкость, благозвучность). Он формируется за счет призвуков, или гармоник, образующихся в резонаторах. В вокале различают постоянные и меняющиеся резонаторы. К постоянным относятся полости глотки, рта и носа, которые составляют так называемую надставную трубу. Меняющиеся резонаторы - это эмоции, под влиянием которых изменяется голос во время разговора или пения. Тембр голоса имеет возрастные особенности.

-28-

Певческий голос. Различают  дискантовые и альтовые детские певческие голоса: дискант - высокий детский голос, альт - низкий (выше тенора).

 

17.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ученые давно доказали: секрет успеха человека - в его голосе. Только вот люди привыкли к тому, что они умеют говорить, к своему голосу, его интонациям и тембру: им и в голову не приходит, что они даже на одну десятую не используют его потенциальных возможностей.  
Все дело в высокой форманте, которая от природы заложена в голосовых связках человека и о которой сам человек, понятно, ни сном ни духом не ведает. Между тем от умения приводить в резонанс связочный аппарат, используя высокие частоты, зависит выразительность речи, делающая человека особенно привлекательным. Такой голос оценивается как лидерский, и ему отдают предпочтение большинство людей. Вспомните, как часто вам доводилось слышать, что человек, который нравится всем, обладает харизмой. Любимцем публики делает его именно умение пользоваться всеми диапазонами спектра речи, в особенности диапазоном высокой форманты.  
Проведенный учеными спектральный анализ речи дикторов показал, что у наиболее известных из них присутствует весь диапазон как низких, так и средних и высоких частот - от 80 до 2800 Гц. Обычный же человек использует при разговоре в среднем от 80 до 500 (максимум до 1700 Гц). Зона так называемой высокой форманты (от 2000 до 2800 Гц) чаще всего остается незатронутой.  
Впрочем, выдающиеся люди всегда пользовались чарующей силой своего голоса. "От Советского информбюро..." - голос диктора Советского Союза Юрия Левитана звучал так мощно и выразительно, что, слушая его, советские воины, перед тем как отправиться на поле битвы, заряжались непоколебимой верой в то, что они победят. Откуда только бралась такая мощь в невысоком, худом человеке!

-29-

Сам Гитлер назвал его  своим злейшим врагом. Секрет Левитана прост: 60 процентов спектра его голоса находилось в области высокой форманты.  
У известного волжского баса Шаляпина в диапазоне высокой форманты находилось 80% спектра голоса и лишь 20% распределялось на басовую и среднюю низкочастотные области. А бархатистый баритон известного певца Френка Синатры, покорившего сердца половины женщин Америки, имел средние низко- и высокочастотные характеристики. Нашумевшая четверка "Битлз" в кульминационных частях своих песен увеличивала диапазон высокой форманты в унисон, доводя поклонниц до полного экстаза.  
Сегодня благодаря разработкам наших ученых стало возможным контролировать и совершенствовать свои голосовые данные. На первый взгляд все просто. Человек говорит в микрофон, его речь обрабатывается программой, и на мониторе в режиме реального времени отображается его речевой спектр. Выделяются зоны низких, средних и высоких частот.  
В настоящее время разработаны методики развития дикторских способностей, которые позволяют любому человеку совершенствовать свой голос. Спустя время вы заметите, как мечты сбываются. Отныне вы не будете выглядеть "серой мышью". И это не удивительно! Магнетизм вашего голоса будет не только притягивать к вам людей, но и превратит вас в человека, которому невозможно отказать, на которого нельзя сердиться, обижаться и уж тем более ругаться... Теперь вы справитесь с любой ситуацией! Но это еще не все.  
С помощью определенных тренировок, можно добиться усиления мощности голоса, появления в нем любого необходимого оттенка (обертона, гармоники).

Голос имеет особую привлекательность. Это не просто физическое свойство организма, это тонкое орудие, с помощью  которого можно добиться очень многого.

 

 

-30-

У признанных мастеров различных  эпох необыкновенно приятные и выделяющиеся голоса: шепот с придыханием Мэрилин Монро, нежный голос Мишель Пфайфер, глубокий, волнующий – Эдит Пиаф, глуховатый, с хрипотцой – у Марлен Дитрих, низкий обволакивающий – у Ричарда Чемберлена. Все эти актеры уделяли постановке голоса необыкновенно много сил. Разве станешь звездой Голливуда с пронзительным визгливым голосом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-31-

ПЛАН

1. ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         4 стр.


2 .ХАРАКТЕРИСТИКА  ГОЛОСА                                                                        5 стр.


3.СВОЙСТВО  ГОЛОСА                                                                                         8 стр.


4.ГОЛОС,  КАК ФУНКЦИЯ                                                                                  9 стр.


5.ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ                                                                  11 стр.


ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ДИАПАЗОНА  ГОЛОСА

 

6.ТЕМП РЕЧИ И ПАУЗЫ                                                                                     12 стр.


 

 

7.УПРАЖНЕНИЯ НА 

ПРАВИЛЬНОЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАУЗ                                                       14 стр.


8.ТОН  ГОЛОСА.                                                                                                    15 стр.


9.РЕЗОНАНС ГОЛОСА                                                                                        15 стр.


 

10.ЗАБОТА О ДИАПАЗОНЕ ГОЛОСА                                                              17 стр.


11.СИЛА  ГОЛОСА                                                                                                18 стр.                                                                                      


12.УПРАЖНЕНИЯ  НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА                                      19 стр.                                    


13.УПРАЖНЕНИЯ  НА ВЫБОР АДЕКВАТНОЙ ГРОМКОСТИ.                    20 стр.


14.ДИАПАЗОН  И ОКРАС ГОЛОСА                                                                   22 стр.                                   


15.БЛАГОЗВУЧИЕ  ГОЛОСА                                                                              25 стр.


16.ГОЛОС,  КАК ИНСТРУМЕНТ                                                                       27 стр.


ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

17.ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                29 стр.


18. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                              32 стр.


-3-


 

 

 

 

 

 

ДИАПАЗОН ГОЛОСА

И РАБОТА НАД НИМ

 

 

 

 

 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИССКУСТВ И КУЛЬТУРЫ

 

ФАКУЛЬТЕТ КиХТ

КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

 

 

ВЫПОЛНИЛА

СТУДЕНТКА 3 КУРСА  РТС ОЗО

КОСЫХ В.С.

 

ПЕДАГОГ

ПАРФЁНОВА Э.В.

ТЮМЕНЬ 2002Г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карнеги Д. Как  завоевывать друзей - Мн.: Беларусь. 1990.

2. Данкел Ж. Деловой  этикет. Серия «1000 секретов успеха ». Ростов н/Д: Феникс, 1997.   

3. Девис Ф. Создай  себе имидж/ Пер. с англ. С. И. Ананин; Худ. обл. М. Б. Драко.- Мн.: ООО «Попурри», 1998.

4. Честера Д.  Деловой  этикет.Пер. с англ. Л.Бесковой.-М.:Агенство «Фаир», 1997.  

5. Б.В.Гладков, М.П.Пронина,  О полётности сценического голоса, Теория и практика сценической  речи, вып.2, 1992, СПб. Гос.институт  теат-ра, музыки и кинематографии.

6. Войскунский А. Е.  “ Я говорю, мы говорим ”,  М, Просвещение,1989

7.Ночевник М. Н. “Человеческое  общение”, М.,Просвещение,1986

8.Павлова Л. Г. “Спор,  дискуссия, полемика” , М, Просвещение, 1991

9.Сопер П. “Основы  искусства речи”, М, 1995

10.Социальная психология  и этика делового общения. Лавриненко  В. Н. М., 1995

11.В.С.Кантарович “Гигиена  голоса”. М.1955

13. К.С. Станиславский “Работа актера над собой”, Письма. Л.1980

12.Н.П. Вербовская, О.М. Головина, В.В. Урнова “Искусство  речи”. Из-во

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-32-


Информация о работе Диапазон голоса и работа над ним