Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:32, реферат
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Главная тема поэзии третьего великого поэта китайского ренессанса Ду Фу (712--770) - человеческие страдания и переживания. Через человека своей страны и своей эпохи Ду Фу начинает видеть человека как такового. Он становится поэтом-гуманистом в истинном значении этого слова.
6.Хань Юй – первый мыслитель Китайского Возрождения
Первым выдающимся ученым и мыслителем нового времени был Хань Юй (768-824). Его имя стоит первым в списке «восьми великих людей времен Тан и Сун, т. е. VII--XIII вв. истории Китая.
Хань Юй считал, что «человеческое в человеке» - это «любовь ко всем». Это свойство присуще человеку в силу его общественной природы. Хань Юй был ярым противником даосизма и буддизма. Оспаривая концепцию нирваны как высшей и конечной цели эволюции человека и общества, Хань Юй противопоставляет этой неведомой и абстрактной цели буддизма цель совершенно конкретную и вполне понятную людям: создание правильно управляемого государства, жители которого неустанно стремятся к совершенствованию своей личности. Для Хань Юя даосизм с его отрицанием всякой деятельности, общества, государства и цивилизации был неприемлем.
Эпоха Тан - один из блестящих периодов расцвета китайского искусства.[1]
7.Достижения китайской цивилизации
7.1Художественная культура
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.
В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна - это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.[9]
7.2Скульптура
Скульптура Китая прошла
очень сложный и противоречивый путь развития.
Являясь одним из ведущих видов изобразительного
искусства, скульптура длительный период
целиком принадлежала культовому искусству.
Скульптура Древнего Китая, прежде всего,
связана с погребальной культурой китайцев.
Вместе с буддизмом в Китай пришло не только
строительство многоэтажных пагод и скальных
храмов, но и искусство монументальной
скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана
и Дуньхуана органической частью архитектуры
явились фрески, барельефы и особенно
круглая скульптура. Она характерна для
индо-буддийской скульптуры, с характерными
для буддийских святых канонами изображений,
поз и жестов. В каждом китайском храме
можно встретить скульптурные изображения,
техника изготовления и оформления которых,
так или иначе, восходит к индо-буддийской.
Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика
скульптурного изображения льва - животного,
которое в Китае до буддизма практически
не было известно. Но искусство круглой
скульптуры было известно в Китае задолго
до буддизма.
Основные памятники, дошедшие до наших
дней по которым можно судить о зарождении
и развитии скульптуры: ритуальная утварь,
бронзовые сосуды, бронзовые секиры и
колокола, нефритовые диски и песты, вотивная
скульптура - эпохи Инь; бронзовые зеркала
и светильники, сосуды-документы, погребальная
скульптура - эпохи Чжоу; погребальная
скульптура период империи Цинь и Хань
и "Подземная армия" как ярчайший
образец скульптурного искусства Древнего
Китая.
Возникновение искусства скульптуры было
связано с развитием ремесла, изготовлением
ритуальных сосудов, погребальных урн
и других ритуальных предметов.
Древнекитайские бронзовые сосуды представляли собой как бы модель космоса: об этом свидетельствует символика основных форм, горизонтальная и вертикальная структура сосудов.
Если в эпоху Шан-Инь
бронза использовалась мало, то начиная
с эпохи Западного Чжоу, бронза
начинает применяться все шире. Даже
сделки с рабами, как и с другим
имуществом, оформлялись отливкой соответствующего
документа на ритуальном бронзовом
сосуде; это придавало юридическому акту одновременно
и сакральный смысл. Надписи на бронзе
являются и эпиграфическими памятниками
эпохи Западного Чжоу.
К этому периоду относят появление новых
мотивов в орнаменте бронзовых сосудов
- стилизованное изображение драконов
среди облаков. Образ дракона возник из
древнекитайской мифологии. Среди археологических
находок: бронзовые зеркала, играющие
ритуальную роль (зеркало играла роль
священного атрибута); бронзовые светильники;
погребальная скульптура Древнего Китая.
Погребальная скульптура Древнего Китая
периода Чжаньго наложила отпечаток на
развитие всей художественной культуры
Китая.
Кроме "срединных царств" на территории
Китая находились и другие крупные государства,
обладавшие высокой оригинальной культурой.
В междоусобную борьбу "срединных царств"
активно вмешиваются сильные в военном
отношении царства, и именно их участие
в той или иной военной коалиции зачастую
решает исход конфликтов. Эти процессы
отражаются в скульптуре, особенно ритуальной,
в образах символизирующих могучую силу.
Культурно-историческое развитие ханьской
империи ярко отражено в Ханьской архитектуре
и скульптуре. Характерна "космическая"
структура китайского города - в основном
башнеобразные постройки, и сочетание
наземной и подземной структур в погребальных
комплексах. В найденных там ритуальных
предметах тоже присутствует космогоническая
символика. Стилистические особенности
ханьского рельефа: мотив божественного
полета.
В середине I тысячелетия
до н.э. карта Древнего Китая кардинальным
образом меняется. Образование империй и жестокая
борьба за могущество империй отражалось
и в искусстве Древнего Китая. Период ранних
империй Цинь и Хань характеризуется господством
принципов имперского искусства. Об имперской
государственной политике свидетельствуют
великие памятники прошлого. Это - Великая
китайская стена как акт космогонического
порядка. В таком же духе выстроен некрополь
императора Цинь Шихуана - центральный
памятник эпохи и уникальный для мирового
искусства образец погребального комплекса.
Образцом погребальной скульптуры эпохи
Цинь является "Подземная армия"
(или Глиняная армия) Цинь Шихуана. Феномен
Глиняной армии освещен в исторических
источниках. Символика Глиняной армии
- величие империи и ее непобедимость.
Но в период династии Хань (206 до н.э. - 220
н.э.) происходит и развитие реалистических
черт в скульптуре. В каменных рельефах
погребений проглядывают конкретные образы
людей. Эти мифологические сцены, исполненные
в технике плоского рельефа, отличаются
острой выразительностью силуэтов и динамичностью.
Высокого подъема достигла уже в то время
монументальная скульптура. Образцом
является каменная статуя лошади на могиле
117 г. до н.э.[10]
7.3Китайская живопись после эпохи Сун
Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры. Это же можно сказать и о китайской живописи. На протяжении последующих династий Юань, Мин и Цин художники ориентировались на образцы именно Сунского периода. В отличие от художников Тан и Сун, живописцы последующих эпох не стремились к созданию новых стилей, а наоборот, всячески подражали стилям ушедших эпох. И часто делали это на очень хорошем уровне, как художники времён монгольской династии Юань, последовавшей за эпохой Сун.
Среди художников эпохи Юань особо стоит отметить супругов Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн. Это был союз двух выдающихся художников, при этом супруга Чжао Мэнфу, Гуань Даошэн, жившая в 1262 — 1319 была одной из первых известных истории женщин художниц. Чжао Юн, родившийся от брака Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн, также стал одним из выдающихся китайских художников. Монгольскую династию Юань сменила эпоха Мин. Среди многочисленных художников эпохи Мин выделяют 4-х художников Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмин, Тан Инь и Чоу Ин (Цю Ин). Они вошли в историю под названием "уской четверки".
В целом художники Минской эпохи ориентировались на образцы эпохи Сун, как это делал крупнейший мастер эпохи Мин Вэнь Чжэнмин (1470 - 1559). Но были и нововведения. Большой импульс развития получила живопись фигур. Ярким представителем Минской художественной традиции можно считать самобытного художника Цю Ина. Он писал сразу в нескольких жанрах и прославился и как великий пейзажист и как блестящий представитель живописи фигур.
Ещё один известный художник эпохи Мин - Тан Инь (1470 — 1524) также прославился и как великий пейзажист и как корифей живописи фигур. В эпоху Мин развивался и анималистический жанр, великим мастером в изображении обезьян был император Чжу Чжаньцзи (1398 — 1435).
При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082 — 1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. В 1368 к власти в Китае приходит последняя в истории китайская (Ханьская) династия Мин.
В 1644 Династия Мин пала. Китай вновь завоёван варварами-маньчжурами.
И хотя вновь пришедшие
завоеватели вскоре после завоевания
«самокитаизировались» и
Во времена монгольской империи Юань при дворе прославилась семья художников во главе с Чжао Мэнфу, а при династии Цин расцвела пышным цветом живопись в городе Янчжоу, где работали и трудились десятки тысяч художников, наиболее известными из них были художники, составившие так называемую «восьмерку янчжоуских оригиналов».
В течение царствования династии Цин была написана одна из основополагающих теоретических книг по китайской живописи «Слово о живописи из Цзе-цюань».[11]
7.4Начало книгопечатания в Китае
Изобретателями печатного
Первоначально материалом для письма
в Китае служили кости
Традиция приписывает изобретение бумаги
служителю императорского гарема Цай
Луню, который стал со временем и божественным
покровителем бумажного производства.
Сырьем для писчей бумаги служили
главным образом кора тутового дерева,
рами, водоросли. Появились и изысканные
сорта бумаги – например, ароматная бумага
из сандаловой коры. С X в писчую бумагу
стали изготавливать из бамбука. Особенно
славилась бумага из провинций Цзянси
и Чжэцзян. Рисовая или пшеничная солома
использовалась для приготовления бумаги
для бытовых нужд. Поскольку китайская
бумага хорошо впитывает тушь, она была,
помимо прочего, идеальным материалом
для мастеров каллиграфии и живописи.
Наряду с бумагой не менее важным для китайской
культуры изобретением было книгопечатание.
В Китае книгопечатание распространилось
в форме ксилографии, то есть печатания
с досок, на которых вырезалось зеркальное
отражение печатаемого текста. Свой окончательный
вид китайская печатная книга приобрела
к XVIв. Во многих отношениях она воспроизводила
образцы сунской эпохи и имела вид прошитой
тетради с двойными (согнутыми) страницами;
текст заключался в черную рамку. Книга
имела обложку из толстой цветной (обычно
черной или синей) бумаги. Несколько таких
тетрадок складывались в папку с застежками.
К этому надо добавить, что ксилографическая
печать позволяла сохранять графические
особенности оригинальной рукописи и
при необходимости производить замену
отдельных знаков. Другое важное преимущество
ксилографии – легкость совмещения печатного
текста и гравюры, искусство которой достигло
в позднесредневековом Китае высокого
уровня. С XVIIв китайские печатники освоили
технику цветной гравюры.[12]