Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:45, курсовая работа
Анимация, как вид экранного искусства возникшая на рубеже XIX-XX веков, осваивая новые технологии, изобразительные средства и жанры, на сегодняшний день получила глобальное распространение. Являясь синтезом коммуникативной и художественной системы, анимация объединяет в себе изобразительно-выразительный арсенал живописи, графики, скульптуры, музыки, театра и дизайна. Такое уникальное сочетание позволяет анимации играть в современном мире определяющую роль в создании виртуальной реальности, сфера которой в социокультурном пространстве информационного общества существенно расширяется (от рекламы на ТВ до компьютерных игр, от Интернета до игрового и научно - популярного кинематографа, от моделирования технологических процессов до прогнозирования вероятностных сценариев развития человечества, от обучающих программ до научного предвидения и т.д.)
Как итог Е.А. Попов в своей работе отмечает "что современное анимационное искусство перешло на новую выразительно-образную и технологически продвинутую ступень своего эволюционного развития. Этот переход был обусловлен возросшими потребностями зрителей, которые оказались во многом спровоцированы расширением информационных сетей и распространением в них произведений авторской анимации, обладающих яркой экспрессивно-образной составляющей, заметно выделяющей их среди уже устоявшихся образцов анимационного искусства прошлых лет. Коммерческая анимация благодаря вниманию к произведениям независимой анимации, использованием новейших достижений науки и техники, открытием новых способов воздействия на восприятие, определяет дальнейший вектор развития анимации, заключающийся в усложнении художественно-образного языка и поиске новых выразительных средств и форм. "
Одной из таких форм, появившихся
в сфере анимационного кино в
последние несколько лет
Глава 2 Документальное анимационное кино - что это такое?
По словам Марии
Терещенко - программного директора
Большого фестиваля мультфильмов: "словосочетание «документальная
анимация» похоже на оксюморон, мультипликация
всегда ассоциировалась с воображаемыми
мирами. Пионеры аниматографа быстро определили
диапазон, в котором их работы выглядят
максимально обаятельно: игра с метаморфозами
и абстракциями, гротеск, абсурд, сказка.
Следуя заветам первопроходцев, на протяжении
всего ХХ века мультипликаторы стремились
изображать несуществующее, невероятное,
ир- и сюрреальное.
Меняться границы жанра начали в последние
годы минувшего тысячелетия, когда большой
кинематограф благодаря новым технологиям
беспардонно вторгся в анимационную епархию
и лишил мультипликаторов их монопольного
права на изображение иных миров. Как будто
в знак протеста, аниматоры тоже решили
зайти на чужую территорию и предъявили
миру новый парадоксальный жанр — «документальную
анимацию». "9
Анимированный документальный фильм представляет собой особый жанр анимационного кино, сценарий к которому основан на реальных исторических событиях. Не стоит путать с обычным документальным фильмом.
Попытки совместить документальную историю и анимацию предпринимались и в прошлом веке. Первой заметной работой в этой анимационной нише стал мультфильм Уинзера Маккея: в 1918 году он снял фильм «Потопление “Лузитании”», основанный на реальных событиях, потоплении британского лайнера немецкой подводной лодкой.
Фильм наделал
много шума, но продолжателей у
направления не появилось, и долгое
время «Лузитания» оставалась чуть ли не единственным документальным
мультфильмом.
Еще одну попытку соединить мультфильм
с документом предприняла в 1980—1990-х годах
знаменитая британская студия Aardman. Они сделали серию ироничных
псевдодокументальных фильмов, самым
известным из которых стал «Уют для зверей».
Для создания «Уюта» Ник Парк и Питер Лорд
записали живые интервью с несколькими
иммигрантами, а затем подложили их под
изображение смешных пластилиновых животных,
которые жалуются на жизнь в зоопарке.
История документальной анимации как жанра начинается в 2004 году, когда выходит мультфильм "Райан" американского аниматора Криса Ландрета, посвященный канадскому аниматору Райану Ларкину. История о успешном дебюте мультипликатора в 60х годах двадцатого века и скором закате анимационной карьеры из-за наркотической зависимости и нищеты взбудоражила анимационной мировое сообщество. Экспрессивная компьютерная графика и маргинальная история удостоились премии "Оскар".
Уже в 2006—2007 годах
становится понятно, что между анимацией
и документальным кино назревает взаимная
любовь. С невероятным азартом аниматоры
открывали для себя разные грани документалистики.
К сожалению, с большинством экспериментов
происходила одна и та же история — найденный
метод выстреливал только один раз, а дальнейшая
его эксплуатация выглядела неудачно.
Одним из самых вдохновенных документалистов
стал швед Йонас Оделл, дебютировавший
в этом жанре с фильмом «Никогда, как в
первый раз». Это были четыре интервью-рассказа
разных людей об их первом сексуальном
опыте. Каждая история была оформлена
в уникальной манере, а фильм в целом изображал,
каким сложным и невротичным стало отношение
к сексу в современном открытом обществе
в сравнении с теми временами, когда эта
сфера жизни ограничивалась строжайшими
правилами.
После первого успеха (фильм получил приз
в Берлине) Оделл сделал еще несколько
документальных работ, построенных на
живых интервью («Лгуны», Tussilago), но все они выглядели как повторение
пройденного и уже не имели громкого резонанса.
Аниматоры экранизировали известные звукозаписи
(«Я встретил Моржа» Джоша Раскина на основе
интервью с Джоном Ленноном), оживляли
чужие дневники («Глазами Чижа» Эдмундса
Янсонса) или заменяли анимационными домыслами
несуществующие документальные свидетельства
(«Чикагская десятка» Бретта Моргена).
Однако выйти за рамки «любопытного эксперимента»
никому из авторов не удавалось, и эти
картины теряли зрительскую любовь так
же быстро, как обретали.
Взаимное притяжение жанров ощущалось
отчетливо, но документальному направлению
нужно было найти свое место в анимационном
мире. И оно нашлось благодаря «Вальсу
с Баширом» израильского режиссера Ари
Фольмана, который при помощи жанра предложил
разрабатывать общественно-политическую
тему.
Миновав бурную середину ХХ века, когда
возникало множество острых проблемных
фильмов, к концу столетия аниматоры растратили
свой политический задор. По понятным
причинам: для обсуждения социальных и
политических проблем нового мира анимации
не хватало тонкости. Былые методы — карикатура,
плакатная пропаганда и агитационно-философская
притча — уже не работали. Назрела потребность
в новом языке. Как раз его-то и предложил
Фольман в «Вальсе».
«Вальс с Баширом», выросший из неанимационной
среды, был принят неоднозначно — во многом
потому, что именно искусство одушевления
хромает в фильме на обе ноги.
Многие анимационные фестивали показывали
«Вальс» торжественно, на церемонии открытия,
однако упорно не включали в конкурс. Сами
аниматоры толпами выходили из зала из-за
невозможности воспринимать этот радиотеатр,
оформленный безыскусным слайд-шоу.
Но прошел всего год, и в Аннеси, уже в конкурсе,
появилась короткометражка, развивающая
идеи Фольмана, — шведский фильм «Рабы»
Давида Ароновича и Ханы Хейлборн, рассказывающий
о несчастных суданских детях, жизнь которых
похожа на рабство. «Рабам» присудили
Гран-при, тем самым официально признав,
что анимационный фильм может обойтись
без анимации, если он общественно значим
и политически остр.
Если менее ортодоксальные западные аниматоры
отнеслись к победе недоискусства с мудрой
толерантностью, то для российского анимационного
сообщества триумфальное шествие лимитированного
общественно-политического кино стало
настоящей художественной травмой.
Однако недавно документальная анимация
взяла и этот рубеж. На церемонии закрытия
анимационного фестиваля «КРОК» участники
и публика с радостью отмечали победу
удивительного фильма «Мадагаскар: путевой
дневник». Несмотря на обилие самых разных
работ (конкурс состоял из 150 фильмов),
участники и гости «КРОКа» были единодушны
в своем выборе: «Мадагаскар» получил
Гран-при (жюри сделало выбор единогласно
и без малейших колебаний) и ошеломительный
перевес в зрительском рейтинге.
Дина Годер - еще один программый директор
Большого фестиваля мультфильмов, объясняет
возникновение документальной анимации,
спросом на реальность у массового взрослого
зрителя, желанием и стремлением понять
что-то об окружающей жизни. Анимация здесь
выигрывает перед кинематографом в той
позиции, что оно, своей знаково-символической
подоплекой, художественной метафоричностью
позволяет аудитории глубже погрузиться
в ту или иную остро-социальную проблему,
отраженную в документальной анимации.10
В западных исследованиях по документальной анимации принято выделять несколько видов документального кино по степени приближенности выбранных изобразительных средств к реальности.
Веллс делит документальную анимацию на четыре категории11:
Анимация, являясь одним из видов визуального искусства, не может быть лишена внимания со стороны такой науки, как визуальная антропология.
Под визуальной антропологией понимается раздел социальной антропологии, который исследует визуальные параметры обществ и основан на предположении, что различные культуры часто содержат преимущественно визуальный компонент, то есть выглядят по-разному. Визуальное может фиксироваться различными способами, включая эскизы, фотографии, фильмы и видеофильмы, а визуальная антропология изучает последствия применения таких методов в социологии и антропологии.
Документальная анимация может взаимодействовать с визуальной антропологией в двух позициях. Как объект исследования и как инструмент, позволяющий транслировать ту или иную человеческую культуру.
Визуальная
антропология, решая задачу формирования
межнационального диалога, так или
иначе взаимодействует с
Анимационное кино изначально сближено с антропологией, потому что в первую очередь говорит о человеке и различных ипостасях его бытия. То, что характерно для анимационного кино как для жанра, справедливо и по отношению к анимации в целом.
Анимационное кино самое свободное из всех киножанров. Оно может говорить о чем угодно и на любом изобразительном языке; оно не ограничено временем и пространством; оно сюжетно разнообразно и обладает максимальной свободой творчества. Анимационное кино ¾ самое демократичное кино, так как понятно практически любому человеку, к какой бы культуре или возрастной группе он не принадлежал. Также анимационное кино изначально ¾ наиболее человечное кино, так как обладает мощным этическим посылом. Кроме того, анимационное кино личностно. При просмотре у зрителя возникает ощущение, что эта история рассказывается лично для тебя. Все эти характеристики анимационного кино обуславливают его особую эффективность как художественной коммуникации, как транслятора гуманитарных идей.
Рассмотрим, что в этой позиции может сделать документальная анимация.
Документальная анимация может стать чувственным воплощением научной гипотезы и выражением «метафизики бытия». Анимация становится необходима антропологическому кино, когда его возможностей оказывается недостаточно для передачи тех сокровенных, скрытых, нематериальных ипостасей культуры, которые невозможно увидеть через объектив кинокамеры. Иными словами, если при помощи игрового, документального или хроникального кино мы можем увидеть только «кусок жизни», то с помощью документальной анимации воссоздать образ мира, существующий в сознании носителя данной культуры.
Анимация позволяет делать очень лиричные и тонкие вещи. Эти «тайны сознания и чувства, помещенные на пленку», по словам Ю. Норштейна, и образ в ней создается художником. Такой образ «идеален» изначально, по происхождению, тогда как в документальном и игровом кино образность достигается за счет фиксирования на пленку реальной среды и актеров. Таким образом, анимация более свободна в наборе средств для достижения цели и выступает как альтернативный способ постижения культуры, моделируемый средствами художественного образа.
Документальная анимация позволяет наглядно продемонстрировать то, что иным способом передать невозможно, либо передача будет неполной. Устройство мира, организация пространства и времени, место человека в мире, мифология это то, без чего невозможно существование культуры. И этот мир можно воссоздать с помощью анимации. В условиях, когда многие традиционные культуры находятся на грани исчезновения, необходимость сохранения их целостного образа и поиск оптимального языка для такого сохранения представляется важнейшей задачей. Эта задача в немалой степени может быть решена с помощью документальной анимации.
Современная анимация свободна в выборе изобразительных средств. Она динамична, синтетична и стихийна. Она готова рассматривать человека и любую частность его бытия миллионом способов под миллионом разных углов зрения. Она эффективно интегрируется с другими формами искусства, наукой и высокими технологиями, что сообщает ей новые возможности как художественной коммуникации и позволяет создавать с её участием новые объекты культуры. Она может быть как предельно индивидуалистичной, так и социальной, рассматривать общечеловеческие темы. Это динамичный, развивающийся, чуждый застойным явлениям жанр.12
Анимация, как часть визуальной культуры на сегодняшний день осваивает все новые и новые пространства. Анимационные образы насыщают виртуальное пространство, материлизуются в игрушках, продолжают свою жизнь как в традиционных детских играх. так и компьютерных.
Анимация на рубеже XX-XXI века окончательно перестает адресовываться исключительно детской аудитории. Центральным героем анимационного кино, особенно авторского становится сам человек с его проблемами, переживаниями, с его внутренним миропониманием и ощущением.
С переходом из эпохи детской анимации во взрослую, перед режиссерами стоит задача найти то новое, что сможет заинтересовать взрослую аудиторию. Наравне с ироничным, скетчевым отражением реальности реализованном в анимационных сериалах, возникают новые формы и жанры анимационного кино. Режиссеры, в попытке понять себя и окружающий мир, проникают в глубь острых социальных проблем. Это желание находит выход в новом жанре анимационного кино - документальной анимации.
Популярность
и востребованность анимации современным
зрителем обусловлены прежде всего
спецификой языка этого искусства
и теми возможностями, которые
она предоставляет своим
Анимационное произведение прошло эволюцию от «визуального аттракциона», развлекательной формы до образно-выразительного произведения искусства, воздействующего на тонкие чувства благодаря структурно сложной сюжетной линии, многогранным персонажам и своеобразному пластическому языку. Весь этот комплекс, вместе с анимационным художественным образом, создают неповторимый язык анимации, который представляет собой связующее звено между духовным содержанием и материальной внешней аудиовизуальной формой анимационного искусства, как необходимое условие превращения одного в другое. Язык анимации представляет собой разветвленную знаковую систему, состоящую из специальных смыслосодержащих средств, представленных в виде информации, ценностных ориентиров, образов, ментальных конструкций. Язык анимации является уникальным, самобытным и нетрансформируемым, потому оказывается единственным способом взаимодействия зрителей с анимационной средой.
По мнению автора, документальная анимация возникшая на волне общего стремления к меморизации всего и вся будет пользоваться популярностью у широкого круга зрителей. Проведение и возникновение новых фестивалей документального кино, увеличение диапозона тем, затрагиваемых современным аниматографом подтверждает интерес взрослой публики к данному явлению.