Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 20:27, реферат
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ И ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ИХ КУЛЬТУРЫ 3
РЕЛИГИЯ 5
ИСКУССТВО 8
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 8
ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ И ТЕАТР 10
АРХИТЕКТУРА 13
СКУЛЬПТУРА 16
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК 17
НАУКА 18
БЫТ 19
ПРАЗДНИКИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25
Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур. Наиболее важные сходства и различия приведены в таблице в конце реферата.
Критерий сравнения |
Греческая культура |
Римская культура | |
Общие черты общества и культуры |
Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур |
Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства | |
Религия |
Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей |
Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антропоморфного взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии | |
Искусство |
Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества (“античное искусство”) | ||
Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик |
Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания | ||
Архитектура |
Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания |
Понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих | |
Скульптура |
Открытые пластичные формы; отношение к форме, объему, пространству основано на концентрической динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности |
Сосредоточенные, большей частью заключенные сами в себе образы; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма | |
Литература, театр |
Развитию литературы предшествует устное народное творчество, тесная связь театра с жизнью полиса | ||
На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Развитие литературных жанров, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом; расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику |
Жанр сатуры; комедия масок – ателлана; очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства было революционным, зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития | ||
Письменность и язык |
Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения |
Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация | |
Наука |
Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук | ||
Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим наукам |
Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии | ||
Быт |
Относительно большая свобода женщины, полная власть детей над отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме |
Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия |
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, том 20, с 185
2 Любимов Л. История древнего мира М. “Просвещение”, 1980, с.288
3 Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., “Мысль”, 1989, с. 304
4 История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. “Высшая школа”, 1971, с. 359
5 История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. “Высшая школа”, 1971, с. 266
6 Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., “Искусство”, 1985, с.53
7 История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. “Высшая школа”, 1971, с. 359
8 Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993, с.523
9 Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., “Мысль”, 1989, с. 329
10 Моммзен Т. История Рима. С.-Пб, “Лениздат”, 1993, с. 122
11 Бокщанин А.Г. История древнего Рима М. “Высшая школа”, 1971, с.283
12 Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., “Мысль”, 1989, с. 321
13 Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., “Мысль”, 1989, с. 323
Информация о работе Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ