Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ И ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ИХ КУЛЬТУРЫ 3
РЕЛИГИЯ 5
ИСКУССТВО 8
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 8
ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ И ТЕАТР 10
АРХИТЕКТУРА 13
СКУЛЬПТУРА 16
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК 17
НАУКА 18
БЫТ 19
ПРАЗДНИКИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25

Вложенные файлы: 1 файл

01.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур. Наиболее важные сходства и различия приведены в  таблице в конце реферата.

 

Приложение. Основные черты  сходства и различия культуры Древней  Греции и Древнего Рима

 

 

Критерий сравнения

Греческая культура

Римская культура

Общие черты общества и культуры

Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур

Патриотизм; чувство долга; более  слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства

Религия

Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей

Обожествление непонятных явлений  природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антропоморфного взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии

Искусство

Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества (“античное  искусство”)

 

Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства  – человеческий облик

Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания

Архитектура

Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания

Понимание и описание взаимосвязи  художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих

Скульптура

Открытые пластичные формы; отношение  к форме, объему,  пространству основано на концентрической динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности

Сосредоточенные, большей частью заключенные  сами в себе образы; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма

Литература, театр

Развитию литературы предшествует устное народное творчество, тесная связь  театра с жизнью полиса

 

На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Развитие литературных жанров, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом; расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику

Жанр сатуры; комедия масок –  ателлана; очень сильное влияние  греческих образов на развитие римской  трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического  направления в литературе; влияние  греческого искусства было революционным, зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития

Письменность и язык

Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения

Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация

Наука

Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук

 

Большее, нежели и Риме, внимание к  теоретическим наукам

Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии

Быт

Относительно большая свобода  женщины, полная власть детей над  отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме

Свобода женщины больше, чем в  классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия


 

Список использованной литературы:

 

 

 

 

  1. История древнего Рима.    Под ред. Бокщанина А.Г.   М., Высшая школа, 1971
  2. Древние цивилизации.   Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.    М., Мысль, 1989
  3. Дмитриева Н.А    Краткая история искусств    М., Искусство, 1985
  4. Лурье С.А    История Греции    С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993
  5. Любимов Л.    Искусство древнего мира    М., Просвещение, 1980
  6. Моммзен Т.     История Рима    С.-Пб, Лениздат, 1993

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, том 20, с 185

2 Любимов Л. История древнего мира  М. “Просвещение”, 1980, с.288

3 Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.  М., “Мысль”, 1989, с. 304

4 История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г.  М. “Высшая школа”, 1971, с. 359

5 История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г.  М. “Высшая школа”, 1971, с. 266

 

6 Дмитриева Н.А Краткая история искусств  М., “Искусство”, 1985, с.53

7 История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г.  М. “Высшая школа”, 1971, с. 359

 

8 Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993, с.523

9 Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.  М., “Мысль”, 1989, с. 329

10 Моммзен Т.  История Рима.  С.-Пб, “Лениздат”, 1993, с. 122

11 Бокщанин А.Г. История древнего Рима  М. “Высшая школа”, 1971, с.283

12 Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.  М., “Мысль”, 1989, с. 321

13 Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.  М., “Мысль”, 1989, с. 323




Информация о работе Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ