Древнегреческая мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - исследование некоторых вопросов истории изучения и теории мифа, комплекса мифологических представлений древних греков, проблемы соотношения религии и мифологии.
Задачи работы:
- представить общую характеристику древнегреческой мифологии;
- охарактеризовать мифы о богах;
- выявить специфику мифов о героях.

Содержание

Введение……………………………………………………..........…………………….3
1. Общая характеристика древнегреческой мифологии…………..…………….….4
2. Мифы о богах………………………………………………………….........………6
3. Мифы о героях……………………………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………….......……………18
Список литературы………………………………………………….......……………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Текст.docx

— 51.27 Кб (Скачать файл)

 Ее постоянный эпитет  – «светлоокая» (точнее, «совоокая») - свидетельствует о том, что в глубокой древности богиню представляли в виде совы, которая позже стала священным животным (отсюда поговорка «носить сов в Афины» — делать лишнее дело). Также носила эпитеты «Тритонида» из-за места рождения у озера Тритон в Ливии, «Пестровидная змея», «Работница», «Городская», «Градозащитница».

 Афина - покровительница  Афин. В споре за обладание  Аттикой и за право дать имя городу (впоследствии Афины) победила Посейдона. Спор, состоявшийся на холме Ареса, решали двенадцать богов, включая Зевса - чей дар Аттике был более ценен. Посейдон выбил трезубцем из бесплодной скалы соленый источник (по другой легенде - создал лошадь), а Афина глубоко вонзила в землю копье и выросла священная олива (маслина).

 Афина считалась основательницей  государства, изобретательницей  колесницы и корабля, флейты  и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов  и уздечки для лошадей. Научила  ткачеству, прядению и кулинарии.  Кроме того, Афина учредила законы  и ареопаг - высший суд в Афинах.

 Помогала Гераклу,  Прометею в похищении огня  для людей, а также покровительствовала  аргонавтам, Одиссею, Ахиллу, Персею. Когда Персей победил горгону  Медузу, ее голову он подарил  Афине, и та украсила ею свой  щит – эгиду. 

 Среди жертв Афины  - царевна Арахна, превращенная богиней в паука, и Тиресий, случайно увидевший ее во время купания и ослепленный за это богиней.

 Афине были посвящены  праздники первого прорастания  хлеба, начала жатвы, дарования  росы для посевов, отвращения  дождя.

 Афродита – богиня  любви и красоты, дочь Зевса  и Дионы. Однако древнее хтоническое происхождение богини выражено в мифе, согласно которому она произошла из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену. Кроме того, это богиня плодородия.

 Покровительство любви  проявляется прежде всего в облике богини. Афродита – признанная красавица, признания которой добиваются многие боги. Но словно в подтверждение тому, что любовь не зависит от внешности, супругом Афродиты является самый некрасивый бог Олимпа – хромой Гефест.

 Поступки Афродиты  тоже в первую очередь связаны  с покровительством в любви.  Например, она обещает Парису  любовь Елены и выполняет это  обещание. Помогая любящим, Афродита наказывает тех, кто отвергает любовь. Она покарала Иполлиту и Нарцисса.

 Фетишистским рудиментом  в образе Афродиты является  ее пояс, который она передала  Гере, чтобы соблазнить Зевса.  В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения.

 Святилища богини имелись  в разных областях Греции.

 Гермес – вестник  богов, проводник душ умерших,  покровитель путников, воров и  торговцев. Он – посредник  между богами и людьми и  иногда насылает вещие сны.  С развитием скотоводства Гермес  воспринимается также как покровитель  пастухов, умножающий приплод скота.  Позднее его также считали  покровителем торговли.

 Покровительство Гермеса  проявляется в поступках бога. Он вручил Нефеле – матери Геллы и Фрикса златорунного барана, на котором дети спаслись от мачехи; Персею вручил меч для убийства Медузы горгоны; Одиссею помог избежать колдовства Кирки.

 Рудиментом хтонической мифологии в образе Гермеса является прежде всего его имя, которое можно перевести как «груда камней» -- своеобразный символ бессмертия. Другие фетишистские рудименты – золотые крылатые сандалии и золотой волшебный жезл, при помощи которого Гермес насылает на людей сны.

 Гермес почитался на  анфестериях – празднике пробуждения весны и почитания умерших.

 Гера в греческой  мифологии супруга и сестра  Зевса. Брак Геры с братом  – рудимент древней кровнородственной  семьи. Гера олицетворяет, как  уже было сказано ранее, устойчивую  моногамную семью. Именно этим  объясняется ее ненависть к  внебрачным детям Зевса – в  частности, к Гераклу, которому  Гера чинит всяческие препятствия.  Благодаря моногамному браку  с Зевсом Гера получает верховную  власть над другими богинями. Еще одна важная функция Геры  – помощь роженицам. Она вытекает  из основной миссии богини  – охраны прочности брачных  уз. Гера – мать богини родов  Илифии, которую она подослала, чтобы ускорить роды Никиппы и тем самым способствовать воцарению Эврисфея вместо Геракла.

 В то же время  образ Геры свидетельствует о  падении матриархата. Когда Гера  в отместку Зевсу рождает без  супруга Гефеста, ребенок получается  уродливым, и со зла Гера  сбрасывает его с Олимпа, отчего  Гефест становится хромым.

 Архаичность Геры проявляется  в том, что ее сыном считается  один из самых кровавых богов  доолимпийского периода – бог войны Арес. Кроме того, в хтонический период Геру обычно изображали с глазами коровы, что также является рудиментом древней мифологии.

 Деметра - в древнегреческой  мифологии богиня плодородия, покровительница  земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса.

 В мифе о Деметре,  оформившемся в древнем центре  её культа - аттическом поселении  Элевсине, отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира; дочь Деметры - Персефона (Кора) была похищена богом подземного мира Аидом, и разгневанная Деметра лишила землю плодородия; поэтому Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время же между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мёртвых.

 Распространённый во  многих местностях Греции культ  Деметры слился в Древнем Риме  с культом италийского растительного  божества Цереры.

 Аполлон – сын Зевса  и Лето. В образе этого бога  слились архаические и хтонические черты, поэтому божество выполняет противоречивые функции – как губительные, так и благодетельные. Однако считается, что Аполлон появился уже в олимпийский период, поскольку он с Артемидой родился на плавучем острове Астерия, поскольку Гера запретила Лето вступать на твердую землю за измену Зевса, что свидетельствует о повышении роли семьи9. Аполлон – достаточно жестокий бог: он своими стрелами посылает внезапную смерть старикам, участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом, борется с Гераклом, губит детей Ниобы, сдирает кожу с сатира Марсия за дерзость последнего. В то же время он врач, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны, защитник от бед, прорицатель, основатель и строитель городов, покровитель певцов и музыкантов.

 В образе Аполлона  отразилось своеобразие греческой  мифологии в ее историческом  развитии. Для архаического Аполлона  характерно наличие растительных  функций, его близость к земледелию  и пастушеству. Зооморфизм Аполлона  проявляется в его связи и  даже отождествлении с вороном,  лебедем, волком, мышью, бараном.

 В олимпийский период  Аполлон помогает людям, учит  их мудрости и искусствам, строит  им города, охраняет от врагов. Образ божества также претерпевает  изменения: отныне Аполлон воспринимается  как идеал мужской красоты.

 Дионис – бог плодоносящих  сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Культ Диониса появился  в Греции в олимпийский период. Это проявилось в мифах о  незаконном рождении бога, его  борьбе за право войти в  число олимпийских богов. Дионис  обучает людей виноградарству  и виноделию, стремится избавить  их хотя бы на время от  забот. Это проявляется в облике  вечно юного красавца Диониса.  В то же время архаическое  зооморфное происхождение Диониса  отразилось, в частности, в мифе  о пиратах, которые хотели продать  Диониса в рабство, но оковы  спали с рук божества, а снасти  оплели виноградные лозы. Разбойники  превратились по желанию Диониса  в дельфинов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Мифы о героях

 

 Как уже говорилось  ранее, мифы о героях появляются  в олимпийский период развитии  мифологии и символизируют победу  человека нрад силами природы. Рассмотрим, как это отражается в мифах о героях.

 Можно выделить следующие  черты, позволяющие отнести персонажей  греческих мифов к героям.

 Во-первых, все они  имеют божественное происхождение.  Прометей – сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса, его мать – океанида Климена. Персей – потомок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Тесей со стороны матери происходит от Зевса, а отец его – сам Посейдон. Орфей – сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Геракл – сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Дедал – внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона.

 Во-вторых, они осознают  свое происхождение, в чем-то  противопоставляют себя богам,  сохраняя при этом чисто человеческие  черты. Они совершают подвиги,  недоступные простым смертным, или  обманывают богов, на что другие  люди не способны. Прометей объединяет  черты архаического божественного  покровителя племени, обладает  функциями добродетели и включается  в систему родственных отношений  новых богов: не помогает титанам  в борьбе с Зевсом, но противостоит  последнему в том, что касается  приниженного положения людей.  Именно поэтому Прометей крадет  божественный огонь и отдает  его людям, за что героя сурово  наказывает Зевс.

 Персей побеждает горгону  Медузу, спасает от морского чудовища  Андромеду, а народ острова  Сериф освобождает от власти  тирана Полидекта, превратив последнего в камень при помощи головы Медузы.

 Сизиф дважды обманом  избегает смерти: сначала пленив  бога смерти Таната (благодаря чему люди несколько лет не умирали), а потом – запретив приносить жертвы по случаю его кончины и скрывшись якобы для того, чтобы напомнить родственникам об этой обязанности из Аида. За совершение этих поступков Сизиф жестоко наказан богами после смерти.

 Образ Тесея – сложный  мифологический комплекс, включающий  в себя рудименты ранней классики(происхождение от Посейдона) и черты олимпийского периода развития мифологии(подвиги). Тесей побеждает множество чудовищ и разбойников(Дамаста, Перифета, кроммионскую свинью, Минотавра).

 Орфей – певец и  музыкант, наделенный силой искусства,  которому покорялись не только  люди, но и боги. Он участвовал  в походе аргонавтов, усмиряя  волны пением и музыкой. Он  покорил музыкой даже владыку  царства мертвых Аида, его жену  Персефону и пса Кербера. За это Аид даже согласился отпустить погибшую супругу Орфея Эвридику, но из-за нарушения Орфеем запрета Аида жена певца так и осталась в царстве теней.

 Геракл победил множество  чудовищ: киферонского и немейского львов, лернейскую гидру, стимфалийских птиц, добыл пояс царицы амазонок Ипполиты и золотые яблоки Гесперид, очистил Авгиевы конюшни и даже спустился в Аид, чтобы привести оттуда Кербера. После мучительной смерти от яда Геракл вознесся на Олимп и был причислен к богам.

 Дедал – изобретатель  столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор.  Он построил лабиринт для Минотавра  и подсказал Ариадне, как при  помощи клубка ниток помочь  выйти оттуда Тесею. Дедал смог  подняться с сыном Икаром в  небо, изготовив крылья из птичьих  перьев, скрепленных воском. Так  Дедал спасся от царя Миноса, хотя при этом его сын погиб.

 Многие мифологические  сюжеты выражают победу человека  над хаосом природы.

 Так, Дедал - искусный  зодчий и изобретатель, уже это  свидетельствует о том, что  человеку многое стало подвластно. Он бежал от Миноса по воздуху  на крыльях из перьев, скрепленных  воском, совершив вместе с сыном  Икаром перелет с о. Крит  на побережье М. Азии, потом  в Сицилию.

 Геракл борется с  различными чудовищами, олицетворявшими  самые страшные для человека  проявления природы. Первым его  подвигом была победа над немейским  львом, который опустошал стада  Еврисфея и губил людей. Вторым заданием было убить девятиглавую гидру, которая засела в болоте близ источника Лерны и опустошала окрестности. Третий подвиг – сражение с эриманфским вепрем. Еврисфей послал его на гору Эриманф на поимку огромного кабана, который опустошал посевы и виноградники, велев доставить животное живым. Четвертый подвиг – победа над керинейской ланью. Новым заданием было перестрелять хищных птиц на Стимфальском озере. Величиной эти птицы были с грифа, а клювы, когти и перья у них бронзовые, к тому же они умели пускать свои перья как стрелы, убивая каждого, кто к ним приблизится. Геракл должен был отправиться на остров Крит за быком царя Миноса, который был предназначен в жертву Посейдону. Но Минос пожалел для бога такого прекрасного быка и принес в жертву другого, похуже. Посейдон разбушевался и наслал бешенство на критского быка, который теперь носился по всему острову и уничтожал все на своем пути. Геракл поборол неукротимого быка и Фракию к царю Диомеду и привести его коней. Они отличались необыкновенной силой и буйным нравом. Их кормили человеческим мясом и приковывали в стойлах железными цепями. Когда в эти края забредал какой-нибудь чужеземец, царские слуги хватали его и бросали на съедение коням. Гераклу предстояло спуститься в Аид, захватить трехглавого пса Кербера, стерегущего вход, и принести его в Микены

 Орфей — фракийский  певец, чудесным пением очаровывал  богов и людей, укрощал дикие  силы природы. Орфей принимал  участие в походе аргонавтов  в Колхиду, и, хотя он не  был великим воином, случалось,  что именно он спасал товарищей  своими песнями. Так, когда  «Арго» проплывал мимо острова  сирен, Орфей запел еще прекраснее, чем сирены, и аргонавты не  поддались их чарам.

Информация о работе Древнегреческая мифология