Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:10, контрольная работа
Религия и органично связанная с ней мифология были основой основ мировоззренческой системы древних египтян, их Геродот считал наиболее набожным из всех известных ему народов. Высказывалось мнение, что философии как таковой в Древнем Египте вообще не существовало, что египтяне воспринимали окружающий мир исключительно сквозь религиозно-мифологическую призму.
Введение 2
1. Роль религии и мифологии в развитии культуры Египта 3
2. Обожествляемые животные 8
3. Вера в загробную жизнь 10
4. Заупокойный культ. "Книга мертвых" 11
Заключение 13
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВПО
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра
«Гуманитарных дисциплин»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
Выполнила: студентка
Экономического факультета
направление подготовки
«Финансы и кредит»,
СОП, 1 семестр
Роот Е.Г.
Проверила: к.и.н.
Буфина Н.Э.
Кемерово, 2013
Оглавление
Введение 2
1. Роль религии и мифологии в развитии культуры Египта 3
2. Обожествляемые животные 8
3. Вера в загробную жизнь 10
4. Заупокойный культ. "Книга мертвых" 11
Заключение 13
Религия и органично связанная с ней мифология были основой основ мировоззренческой системы древних египтян, их Геродот считал наиболее набожным из всех известных ему народов. Высказывалось мнение, что философии как таковой в Древнем Египте вообще не существовало, что египтяне воспринимали окружающий мир исключительно сквозь религиозно-мифологическую призму.
Древнеегипетская религия и мифология – чрезвычайно сложное явление. Они соединили в себе разные, порой полярные верования и представления, сложившиеся в разные времена и в разных уголках страны, постоянно развиваясь и усложняясь. Издавна в Египте сформировалось несколько теологических центров (Гелиополь, Мемфис, Гермополь, Фивы и т.д.). В каждом из них сформировалась своя космологическая версия, что провозглашала творцом мира своего бога, других же богов трактовала как созданных им или таких, которые происходят от него. Поэтому в Древнем Египте вряд ли существовала целостная религиозная доктрина (такое видение религиозной жизни древних египтян в значительной степени обусловлено также состоянием древнейших источников и противоречивым характером более поздних религиозных текстов).
Огромное место в жизни
До объединения Египта долину Нила населяли сотни различных племен, каждое из которых имело своих собственных богов. При объединении страны государственная религия постепенно вобрала в себя местные верования, многие из которых почитали племенные тотемы, священные предметы и животных. Более поздние попытки племенных богов в единый пантеон отражали стремление фараонов сосредоточить власть в своих руках. Бог города или провинции, откуда была родом семья фараона, часто становился главным богом.
Из различных вариантов
Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога – Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп VI. Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает, новый государственный культ Атона – солнечного диска; меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов – в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Хнум – бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека. Рененутет – богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодородия”, ”правительница закромов”. Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы. Шаи – бог виноградной лозы и судьбы. Онурис – бог охоты и войны. Маат – богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Тот – бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные – павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря. Сиа – богиня мудрости и познания – женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны. Птах – помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.
А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным письменным источникам относятся следующие произведения: “Тексты пирамид” – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6-й династий Древнего царства (26-23 вв. до н. э.). “Тексты саркофагов” – ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11-й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства. “Книга мертвых” – составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство. Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа – имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (Ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая. Повелителем загробного мира был Осирис – один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений – умер Осирис – умерла природа; расцветет все весной – значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд.
Особо следует указать на такую
черту религиозных
В соответствии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы, " детьми великих богов мироздания" и поэтому являлись объектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II, прижизненное и посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по всему Египту и за его пределами. Древние египтяне признавали божественное происхождение фараонов, поэтому их авторитет был неоспорим. Простые люди были обязаны уважать обычаи, совершать предписанные ритуалы, приносить необходимые жертвы, а главное, трудиться во имя славы и богатства правителя.
Олицетворение бога в образе фараона накладывало на всю культуру Египта отпечаток божественности. Вот почему вся египетская культура, даже хозяйственная и торговая, всегда сакральна. Сакральность, закрепленная каноном, ставшая неизменной традицией, скрепляла единство страны – этническое, культурное, государственное.
Очеловечивание богов, укоренившееся в Египте уже в древнейшие времена, определялось уровнем сознания египтян (человек творил бога по своему подобию), тем не менее, религиозная фантазия наделяла богов звериными головами, что было созвучно древнейшим поверьям. Боги вступали между собой в дружеские или враждебные отношения, далеко не безразличные людям. Мифологическая картина жизни египетских богов была той духовной силой, которая пронизывала все содержание реальной жизни и культуры Египта с древнейших времен.
Древнеегипетская культура основывалась на религиозно-мифологической традиции египтян того времени. Из веры в загробную жизнь возник погребальный культ – забота о теле усопшего, строительство пирамид как «жилищ» мумифицированных тел умерших правителей.
Египет представляет собой довольно пустынную страну и животный мир его довольно беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных животных.
Египтяне поклонялись
Весьма распространен был
Чрезвычайно был распространен культ сокола (или ястреба) как воплощение бога Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзамировали.
Широко был распространен
В некоторых местностях обожествлялся
баран и лев. Было известно около
60 божеств, изображаемых в виде льва
или львицы. Считались священными
также черные собаки и шакалы. Они
отождествлялись с богом
Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стелы с изображением змей.
Особое место занимал
Истинный смысл сооружения пирамид
можно понять исходя из представления,
лежавшего в основе религии египтян:
человек после кончины