Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:27, контрольная работа
Многообразие, уникальность, неповторимость - все это объединяет древние культуры, отдаленные от нынешних временем и пространством. Все они вместе представляют некое цивилизационное целое, поражающее своим богатством и красотой, которое в значительной степени повлияло на формирование и характер современной цивилизации. Прочитав некоторое количество литературы по древней культуре, я сделала вывод, что очень сложно представить страну с более богатой мифологией, чем Индия!
Введение………………………………………………………………….3
1. Искусство древней Индии……………………………………………5
2. Религия и культура Древней Индии…………………………………9
Заключение……………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………
Постоянных
мест сосредоточения культа - храмов -
первоначально не было, но ведийские
арии для особо значимых ритуальных
церемоний сооружали
Всякое действие, имевшее магический характер, детально регламентировалось. Не меньшее значение имело и произнесение при этом обращений к богам. Иногда это простые просьбы, выражающие нехитрую мысль: "Я - тебе, ты - мне", или намеки на щедрость божества. Порой настойчиво повторяется имя бога, с тем, чтобы получить над ним магическую власть и заставить выполнить просьбу. Само заклинание тогда приобретает характер требования.
В представлении участников ритуала, обряд не символизирует космические явления, а вызывает их: солнце не встанет, если жертвователь не зажжет в конце ночи огонь на алтаре. Жертва осмысляется как движущая пружина мировых процессов. Боги ничего не решают по произволу, они лишены свободы воли и в этом смысле даже не отличаются особым могуществом. Ритуалистика менее всего предполагает живые эмоции. Богов не умоляют, а, скорее, управляют ими. Иногда они выглядят как простые статисты в литургическом действе. Для брахманической прозы характерно представление о материальности всего мира и в то же время оживление этой материи в виде божеств - дэвата.
Все
в мире взаимосвязано, и потому одно
можно сделать орудием
Непосредственно к брахманам примыкают - а отчасти и просто включаются в них - араньяки и упанишады. Упанишады опираются на те представления о "круговороте материи", которые явственно выражены в брахманах. Жертва от людей идет к богам и - в качестве возмещения - вновь возвращается к людям. Но и сам человек осмысляется как своего рода жертва: и он проходит круговорот существований, вращаясь между тем и этим миром. Складывается понятие сансары - круга перерождений.
Понятие
жертвоприношения в упанишадах все
чаще употребляется в переносном
смысле, становясь метафорой. Говорится
о жертве не только пищей, но и деянием,
словом, мыслью. Вся жизнь человека
рассматривается как цикл ритуальных
процедур от зачатия до смерти. Сожжение
покойника есть последнее жертвоприношение
- тела на огне. Повседневное поведение
представляется ритуализованным действием,
а сам человек - совокупностью
чистых и нечистых деяний. Формируется
важнейшая для индийских
Отличительная
особенность древнеиндийской
Важной составной частью древнеиндийской культуры были Веды - сборники священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний при жертвоприношениях. Согласно ведической религии ведущими богами считались: бог неба Дьяус, бог тепла и света, дождя и бури, повелитель вселенной Индра, бог огня Агни, бог божественного опьяняющего напитка Сома, бог солнца Сурья, бог света и дня Митра и бог ночи, хранитель вечного порядка Варуна. Жрецы, исполнявшие все обряды и предписания ведических богов, назывались брахманами. Однако понятие "брахмана" в контексте древнеиндийской культуры было широким. Брахманами назывались также тексты с ритуальными, мифологическими пояснениями и комментариями к Ведам; брахманом назывался также абстрактным абсолют, высшее духовное единство, к пониманию которого постепенно пришла древнеиндийская культура.
В
борьбе за гегемонию брахманы пытались
по-своему истолковывать Веды. Они
усложнили обряды и порядок жертвоприношений
и провозгласили нового бога - Брахмана,
как бога-творца, управляющего миром
вместе с Вишну, богом-хранителем и
Шивой, богом-разрушителем. Уже в
брахманизме
Но
брахманизм был официальной формой
ведической религии, тогда как существовали
и иные. В лесах жили и учили
отшельники-аскеты, создававшие лесные
книги - араньяки. Именно из этого русла
родились знаменитые Упанишады - тексты,
которые донесли до нас трактовку
Вед отшельниками - аскетами. В переводе
с санскрита упанишады означают
"сидеть возле", т.е. возле ног
учителя. Самых авторитетных Упанишад
насчитывают около десяти. В Упанишадах
закладывается тенденция к
Именно
ведическая религия создала и
обосновала основные категории религиозно-
Если в течение одной жизни переход из одной Варны в другую был невозможен, то после смерти человек мог рассчитывать на изменение своего социального статуса. Что касается высшей Варны - брахманов, то для них возможно даже освобождение от сансары путем достижения состояния "мокши" (от санскритского "освобождение"). В Упанишадах записано: "Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному Пуруше". Согласно закону сансары, люди могут перерождаться в самые разные существа, как высшие, так и низшие, в зависимости от кармы. Улучшению кармы способствуют, к примеру, занятия йогой, т.е. практическими упражнениями, направленными на подавление и контроль обыденного сознания, чувств, ощущений.
Подобные идеи породили специфическое отношение к природе. Даже в современной Индии существуют секты дигамбаров и шветамбаров, которые по - особенному, трепетно относятся к природе. Первые, когда идут, подметают перед собой землю, а вторые носят у рта кусок материи, чтобы туда, не дай бог, не залетела какая-нибудь мошка, ведь она когда-то могла быть человеком. К середине первого тысячелетия до нашей эры в общественной жизни Индии
происходят
большие изменения. К этому времени
здесь насчитывается уже
Дело в том, что вопрос о моральности социального долга был для кшатриев далеко не праздным: с одной стороны, их военный долг перед страной обязывал их совершать насилие и убивать; с другой стороны, смерть и страдание, которые они несли людям, ставили под сомнение саму возможность освобождения от сансары. Бог Кришна рассеивает сомнения кшатриев, предлагая своего рода компромисс: каждый кшатрий должен выполнять свой долг, сражаться, но делать это нужно отрешенно, без самолюбия и фанатизма. Таким образом, Бхагават-гита создает целое учение об отрешенном действии, которое легло в основу концепции бхагаватизма.
Второй
формой борьбы с брахманизмом явилось
движение джайнистов. Подобно брахманизму
джайнизм не отрицает сансары, кармы
и мокши, но считает, что слияния
с абсолютом нельзя добиться лишь
молитвами и
Третьей формой антибрахманистского движения стал буддизм. Первый Будда, Гаутама Шакьямуни, из рода князей Шакья, родился, согласно преданию, в VI до нашей эры из бока матери, которой однажды приснилось, что к ней в бок вошел белый слон. Детство княжеского сына было безоблачным, и более того - от него всячески скрывали, что в мире существуют какие бы то ни было страдания. Лишь достигнув 17 лет он узнал о том, что есть больные, немощные и нищие люди, а финалом человеческого существования становится убогая старость и смерть.
Гаутама оправился на поиски истины и семь лет провел в скитаниях. Однажды, решив отдохнуть, он прилег под деревом Бодхи - Древом Познания. И во сне Гаутаме явились четыре истины. Познав их и просветлившись, Гаутама стал Буддой. Вот они: Наличие страданий, которые правят миром. Все, что порождено привязанностью к земному есть страдание. Причина страданий - жизнь с ее страстями и желаниями, ибо все от чего-то зависит. Возможен уход от страданий в нирвану. Нирвана - угасание страстей и страданий, разрыв уз с миром. Но нирвана не прекращение жизни и не отказ от деятельности, а лишь прекращение несчастий и ликвидация причин нового рождения. Существует путь, которым можно достичь нирваны. К ней ведут 8 ступеней:
1) праведная вера;
2) истинная решимость;
3) праведная речь;
4) праведные дела;
5) праведная жизнь;
6) праведные мысли;
7) праведные помыслы;
8) истинное созерцание.
Центральной идеей буддизма является то, что человек способен разорвать цепь перерождений, вырваться из мирового круговорота, прекратить свои страдания. Буддизм вводит понятие нирваны. В отличие от брахманской мокши, нирвана не знает социальных границ и Варн, более того, нирвана переживается человеком уже на земле, а не в потустороннем мире. Нирвана являет собой состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения; состояние совершенной мудрости и совершенной праведности, ибо совершенное познание невозможно без высокой нравственности. Каждый может достичь нирваны и стать Буддой. Достигшие нирваны не умирают, но становятся святыми. Будда может стать и бодисатвой, святым подвижником, Бог в буддизме имманентен человеку, имманентен миру и поэтому буддизм не нуждается в боге-творце, боге-спасителе, боге-управителе. На ранней ступени своего развития буддизм сводился к выявлению определенных правил поведения и морально-этическим проблемам. Впоследствии же, буддизм пытается охватить своим учением все мироздание. В частности, он выдвигает идею о постоянном видоизменении всего сущего, но доводит эту мысль до крайности, полагая, что это изменение столь стремительно, что даже нельзя говорить о бытии как таковом, а можно говорить лишь о вечном становлении.
В
III веке до н.э. буддизм принимается
Индией в качестве официальной религиозно-