Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:15, доклад
Величайшим достижением древнегреческой культуры явилось
создание новой, невиданной раннее архитектуры.
В гомеровский период постройки были деревянными или кирпич-
ными, на каменном фундаменте. Они имели простую четырехугольную форму и двухскатную крышу. Конструкция их не отличалась особой сложностью. В начале архаического периода, в VIII веке до н.э. греки стали строить из камня. Правда, перекрытия еще оставались деревян-ными, но постепенно и они стали каменными.
Величайшим достижением древнегреческой культуры явилось
создание новой, невиданной раннее архитектуры.
В гомеровский период постройки были деревянными или кирпич-
ными, на каменном фундаменте. Они имели простую четырехугольную форму и двухскатную крышу. Конструкция их не отличалась особой сложностью. В начале архаического периода, в VIII веке до н.э. греки стали строить из камня. Правда, перекрытия еще оставались деревян-ными, но постепенно и они стали каменными. В архаический период быстро росло мастерство греческих зодчих, усложнялись конструкции, разрабатывались совершенно новые архитектурные формы.Главными архитектурными сооружениями являлись храмы. Они строились, как правило, в центре города на возвышении (акрополе) или на городской площади (агоре). Они были местом поклонения богам и являлись центром всей городской жизни, хранилищем сокровищ и про-изведений искусства.
Греки разработали несколько типов храма1 :
1. Простейший храм имел четырехугольную форму и одно помеще-
ние – наос. Его восточный фасад не имел стены. Вместо нее были не-
большие выступы у боковых стен – анты, а между ними помещались две колонны. Анты и колонны поддерживали карниз и крышу.
2. Более сложным типом храма был простиль. Его восточный фа-
сад был уже закрыт стеной. В ней имелась дверь, которая вела в наос.
Фасад украшали четыре колонны.
3. Амфипростиль имел два помещения – наос и отгороженную от
него сокровищницу. В наос вела дверь в восточной стене, в сокровищ-
ницу – в западной. И восточный и западный фасады имели по четыре
колонны.
4. Основным типом греческого храма с VII века до н.э. стал пе-
риптер, что в переводе с греческого означает .окрыленный.. Он был прямоугольной формы, имел наос и сокровищницу и был окружен ко-лоннами со всех сторон.
5. Иногда греки строили храмы, окруженные двумя рядами ко-
лонн. Их называли двойными периптерами.
6. Изредка греки возводили храмы круглой формы, окруженные
колоннами.
Греки не только разрабатывали новые типы храмов, но и создава-
ли особую систему соотношения всех его частей – ордер
1. Самым древним ордером был дорический. В этом ордере осно-
ванием храму служили три каменные ступени. Колонны храма не имели базы (основания) и опирались прямо на верхнюю ступень. Они были мощными, внушительными. Ствол их прорезали желобки – каннелюры.
В верхней части колонна не имела никаких украшений. Она заверша-лась круглой каменной подушкой – эхином и квадратной плитой – аба-ком. Колонны поддерживали перекрытие храма – антаблемент. Он складывался из ряда элементов: а) архитрав – гладкая каменная балка;
б) фриз, разделенный на чередующиеся прямоугольники – метопы и триглифы (метопы украшались скульптурными рельефами, триглифы имели три вертикальных желобка); в) карниз – выступающая вперед часть антаблемента. Между двускатной крышей и антаблементом обра-зовывался треугольник – фронтон. Он, как и метопы, украшался релье-фами. Скульптура устанавливалась по углам здания и на его коньке.
2. Ионический ордер сложился к концу VII века до н.э. Его про-
порции и основные элементы были более легкими и изящными, чем в
дорическом ордере. Ионическая колонна имела собственную круглую базу – опору. Ствол ее был либо гладким, либо покрыт желобками –каннелирован. Верхняя часть колонны имела капитель – украшение в виде двух изящных завитков. Они назывались волютами. Отличался от дорического и ионический антаблемент. Архитрав был не гладким, а имел три горизонтальных полосы, отчего казался легче, невесомее.
Фриз в отличие от дорического был гладким. Карниз богато декориро-
ван. Фронтон, как и в дорическом ордере, украшался скульптурой.
3. Коринфский ордер был самым нарядным и изящным. Его ко-
лонны высокие, стройные и легкие завершались пышной капителью, составленной из стилизованных листьев аканфа. Колонны, как правило, были каннелированы. Все три части антаблемента – архитрав, фриз и карниз – были гладкими и имели легкие пропорции. Фронтон коринф-ских храмов украшали скульптурные рельефы.
Ордер определил одну из важнейших особенностей греческих
храмов – их удивительную гармоничность, создавал впечатление иде-альной устойчивости и равновесия. Ордерная система явилась одним из самых значительных достижений греческой культуры. На ее основе разработали свои архитектурные системы римляне. Ее элементы ис-пользовались в различных архитектурных стилях Нового и Новейшего времени.
Построенные по ордерной системе греческие храмы считались
жилищами богов. Поэтому в центре наоса устанавливалась большая статуя того бога, которому был посвящен храм. Во время праздников все основные обряды и ритуалы совершались не внутри храмов, а на их ступенях. Народ размещался вокруг храма. Поэтому греческие храмы не были такими вместительными как христианские. Внутри они были украшены довольно скромно – колоннами или полуколоннами, фигур-ными карнизами. Освещались скупо, через отверстия в крыше и через дверь. Зато снаружи храмы украшались пышно – красивыми колонна-ми, фигурными антаблементами, рельефами и круглой скульптурой.
Фронтон и антаблемент греки раскрашивали разными красками. Грече-ские храмы были яркими и нарядными.
Греки создавали храмы разных размеров и маленькие, и большие.
При этом они всегда были соразмерны человеку. Маленькие храмы не
казались игрушечными, пустяковыми. Они устанавливали дистанцию между богом и человеком, внушали уважение к божеству. Большие храмы создавали ощущение величия, но не подавляли человека, как храмы Древнего востока. В этом проявлялась одна из важнейших черт греческой культуры – антропоцентризм – уважение к человеку и даже
его возвеличивание. Греческие храмы отличались так же и разнообразием художест-венного образа. Одни были торжественными, величавыми, иногда даже строгими. Другие отличались легкостью и изяществом. Третьи создава-ли образ веселый, праздничный, нарядный.
Важнейшей особенностью греческой архитектуры была ее тесная
связь с природой. Греки умели вписывать храмы в окружающий
ландшафт. Построенные из мрамора, ярко раскрашенные храмы краси-во смотрелись и на фоне деревьев, и на фоне гор, и на фоне неба. Гре-ческие храмы были связаны с природой и самой своей конструкцией, своими далеко стоящими от стены колоннами. Колонны – это часть храма, но между ними видно небо, деревья, между ними воздух и свет.
Колонны – это органичная связь храма с природой.
Отличительной чертой греческой архитектуры является также
тонкий учет особенностей человеческого восприятия. Греки знали, если колонну сделать идеально прямой, то она будет казаться вогнутой в се-редине. Поэтому середину чуть-чуть утолщали, и колонна восприни-малась как идеальная. Учитывая капризы человеческого зрения, греки ставили колонны не прямо, а едва заметно наклоняли их к стене. Они уменьшают расстояние между крайними колоннами в ряду. Эти и дру-гие хитрости создают впечатление геометрической правильности грече-ских храмов и их удивительной пропорциональности.
На протяжении своей истории греки создали огромное количество
прекрасных храмов, и лишь малая часть из них дошла до наших дней.
Среди сохранившихся шедевров греческой архитектуры: храм Аполло-
на в Дельфах (II пол. V в. до н.э.), храм Геры в Пестуме (I пол. V в. до
н.э.), храм Зевса в Олимпии (I пол. V в. до н.э.), ансамбль Афинского акрополя (серед. II пол. V в. до н.э.), Храм Олимпейон (II пол. II в. до н.э.), храм Арсинойон на Самофракии (III в. до н.э.) и другие.
Самым выдающимся произведением греческой архитектуры явля-
ется ансамбль Афинского акрополя. Ранее говорилось, что акрополь –это возвышающаяся над городом его центральная часть. Афинский ак-рополь был возведен еще в годы ранней архаики. Затем он несколько раз перестраивался. В 449 году до н.э. началась последняя реконструк-ция акрополя, и он приобрел тот вид, который сохранился в веках.
Афинский акрополь расположен на стесанной вершине невысокой
скалы, имеющей неправильную форму. Он окружен каменной стеной.
У подножия скалы располагались театр, стадион и небольшие храмы.
Наверх вела мощеная дорога. Она доводила путешественника до широ-кой лестницы. По ней он поднимался к парадному входу пропилеям.
Их воздвиг архитектор Мнесикл в 437–32 гг. до н.э. Пропилеи пред-ставляли из себя ворота, перед которыми стояло пять дорических ко-лонн. За воротами находилось пять ионических колонн. Ворота и ко-лонны были перекрыты единой двускатной крышей. Пропилеи внеш-ним видом напоминали храм и хорошо вписывались в общий ансамбль акрополя. Справа от пропилей находился маленький, изящный храм Ники-Аптерос (бескрылой). Он был ионического ордера. Его построил архитектор Калликрат в 427–21 гг. до н.э. Слева от пропилей находи-лась пинакотека – хранилище картин (архитектор не установлен).
Пройдя через пропилеи путешественник попадал на территорию акро-
поля. В центре неправильной формы площади стояла девятиметровая бронзовая статуя Афины-воительницы. Справа возвышался главный храм акрополя – Парфенон. Он был построен в честь богини Афины-Парфенос (Афины-Девы) в 447–438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом. Парфенон соединял в себе элементы двух ордеров. Его десятиметровые колонны – дорические, а фриз – ионический. Парфенон
имел большие размеры – 70A31 м. Его окружало 46 колонн. Он был обильно украшен рельефами, речь о которых пойдет ниже. Парфенон
поражал своим величием и гармоничностью. Даже в нынешнем, разру-
шенном виде он производит неизгладимое впечатление. Слева от Пар-фенона находится еще один храм – Эрехтейон, построенный в 421–405 гг. до н.э. (архитектор неизвестен). Он был посвящен Афине, По-сейдону и мифическому царю Эрехтейону. Этот храм имеет необычную
асимметричную форму. В него ведут три входа. Они расположены на разных уровнях и имеют неодинаковую высоту. На южном входе вме-сто колонн установлены статуи девушек – кариатиды. Они поддержи-
вают своими головами тяжелые перекрытия. Эрехтейон богато оформ-лен резным орнаментом, имеет изящные ионические колонны. По срав-нению с Парфеноном он кажется небольшим и нарядным.
По дошедшим до наших дней сведениям, кроме упомянутых со-
оружений, на акрополе было большое количество мелких святилищ, со-кровищниц и жертвенников. Там находилось и много статуй. Однако точное их местоположение и внешний вид нам не известен. Их разру-шило время и войны. В ХVIII веке Греция находилась под властью ту-рок, которые устроили в Парфеноне пороховой склад. В 1687 году во время войны с Венецией, один из снарядов попал в Парфенон. Пре-красный храм и окружающие его постройки были разрушены. В конце ХVIII века английский лорд Эльджин довершил разрушения. Он снял и увез из Греции уцелевшие рельефы и статуи Парфенона. Таким обра-зом, ансамбль Афинского акрополя к настоящему времени сильно раз-рушен. Тем не менее, даже в таком виде он поражает своей грандиозно-стью, тщательной продуманностью, гармонией и мастерством исполне-
ния.
Наряду с храмовой в Древней Греции развивались и другие виды
архитектуры. Греки строили кирпичные и каменные дома, одноэтажные
и двухэтажные, скромные и богато оформленные. Они строили боль-шие театры, стадионы, маяки, мосты, каменные водопроводы, крепкие крепостные стены с башнями. Архитектура в Древней Греции достигла
очень высокого уровня и в техническом, и в художественном плане. Ее
достижения переняли многие народы Средиземноморья, а для архитек-
туры Европы они и по настоящее время являются основополагающими.