Древнерусская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:15, доклад

Краткое описание

Величайшим достижением древнегреческой культуры явилось
создание новой, невиданной раннее архитектуры.
В гомеровский период постройки были деревянными или кирпич-
ными, на каменном фундаменте. Они имели простую четырехугольную форму и двухскатную крышу. Конструкция их не отличалась особой сложностью. В начале архаического периода, в VIII веке до н.э. греки стали строить из камня. Правда, перекрытия еще оставались деревян-ными, но постепенно и они стали каменными.

Вложенные файлы: 1 файл

печать.docx

— 22.46 Кб (Скачать файл)

Величайшим  достижением  древнегреческой  культуры  явилось 

создание новой, невиданной  раннее архитектуры.

В гомеровский период постройки  были деревянными или кирпич-

ными, на каменном фундаменте. Они имели простую четырехугольную форму и двухскатную крышу.  Конструкция их  не  отличалась  особой сложностью. В начале архаического периода, в VIII веке до н.э. греки стали строить из  камня.  Правда,  перекрытия  еще оставались деревян-ными,  но  постепенно  и они стали каменными.  В архаический период быстро росло мастерство греческих зодчих, усложнялись конструкции, разрабатывались совершенно новые архитектурные формы.Главными  архитектурными  сооружениями  являлись  храмы.  Они строились, как правило, в центре города на возвышении (акрополе) или на  городской площади (агоре).  Они были  местом  поклонения  богам и являлись центром всей городской жизни, хранилищем сокровищ и про-изведений искусства.

Греки разработали несколько  типов храма1 :

1. Простейший храм имел  четырехугольную форму и одно  помеще-

ние – наос. Его восточный фасад не имел стены. Вместо нее были не-

большие  выступы  у  боковых  стен  – анты,  а  между  ними  помещались две колонны. Анты и колонны поддерживали карниз и крышу.

2. Более сложным типом  храма был простиль. Его восточный фа-

сад был уже закрыт стеной. В ней имелась дверь, которая  вела в наос.

Фасад украшали четыре колонны.

3. Амфипростиль имел два помещения – наос и отгороженную от

него сокровищницу. В наос вела дверь в восточной стене, в сокровищ-

ницу – в западной. И восточный и западный фасады имели по четыре

колонны.

4. Основным  типом  греческого  храма  с  VII века  до  н.э.  стал  пе-

риптер,  что в переводе  с греческого  означает  .окрыленный..  Он  был прямоугольной формы, имел наос и сокровищницу и был окружен ко-лоннами со всех сторон.

5. Иногда  греки  строили   храмы,  окруженные  двумя  рядами  ко-

лонн. Их называли двойными периптерами.

6. Изредка  греки   возводили  храмы  круглой   формы,  окруженные 

колоннами.

Греки не только разрабатывали  новые типы храмов, но и создава-

ли особую систему соотношения  всех его частей – ордер 

1. Самым древним ордером  был дорический. В этом ордере  осно-

ванием храму служили три каменные ступени. Колонны храма не имели базы  (основания)  и опирались прямо на  верхнюю ступень.  Они были мощными, внушительными. Ствол их прорезали желобки – каннелюры.

В  верхней  части  колонна  не  имела  никаких  украшений.  Она  заверша-лась круглой каменной подушкой – эхином и квадратной плитой – аба-ком.  Колонны поддерживали  перекрытие  храма – антаблемент.  Он складывался из ряда элементов: а) архитрав – гладкая каменная балка;

б)  фриз,  разделенный  на  чередующиеся  прямоугольники  – метопы  и триглифы  (метопы  украшались  скульптурными  рельефами,  триглифы имели  три  вертикальных  желобка); в)  карниз  – выступающая  вперед часть антаблемента. Между  двускатной крышей и антаблементом  обра-зовывался треугольник – фронтон. Он, как и метопы, украшался релье-фами. Скульптура устанавливалась по углам здания и на его коньке.

2. Ионический ордер сложился  к концу  VII века  до  н.э.  Его про-

порции и основные элементы были более  легкими и изящными, чем в

дорическом  ордере.  Ионическая  колонна имела собственную круглую базу  – опору.  Ствол  ее  был  либо  гладким,  либо  покрыт  желобками  –каннелирован.  Верхняя часть колонны имела капитель  – украшение в виде двух изящных завитков. Они назывались волютами. Отличался от дорического  и ионический  антаблемент.  Архитрав  был не  гладким,  а имел  три горизонтальных  полосы,  отчего  казался легче,  невесомее.

Фриз в отличие от дорического был гладким. Карниз богато декориро-

ван. Фронтон, как и в дорическом ордере, украшался скульптурой.

3.  Коринфский  ордер  был  самым  нарядным  и   изящным.  Его  ко-

лонны  высокие,  стройные  и легкие  завершались пышной капителью, составленной из стилизованных листьев аканфа. Колонны, как правило, были  каннелированы.  Все три части антаблемента  – архитрав,  фриз  и карниз – были гладкими и имели легкие пропорции. Фронтон коринф-ских храмов украшали скульптурные рельефы.

Ордер  определил  одну  из  важнейших  особенностей  греческих 

храмов  – их  удивительную  гармоничность,  создавал  впечатление  иде-альной устойчивости и равновесия. Ордерная система явилась одним из самых значительных  достижений  греческой культуры.  На  ее  основе разработали свои  архитектурные системы римляне.  Ее  элементы  ис-пользовались в различных архитектурных стилях Нового и Новейшего времени.

Построенные  по  ордерной  системе  греческие  храмы  считались 

жилищами  богов.  Поэтому  в  центре  наоса  устанавливалась  большая статуя  того  бога,  которому  был  посвящен  храм.  Во  время  праздников все основные обряды и ритуалы совершались  не внутри храмов, а на их ступенях.  Народ  размещался  вокруг  храма.  Поэтому  греческие  храмы не  были  такими  вместительными  как  христианские.  Внутри  они  были украшены довольно скромно –  колоннами или полуколоннами, фигур-ными карнизами. Освещались скупо, через отверстия в крыше и через дверь. Зато  снаружи храмы украшались пышно – красивыми колонна-ми,  фигурными антаблементами,  рельефами и круглой скульптурой.

Фронтон  и антаблемент  греки раскрашивали разными красками. Грече-ские храмы были яркими и нарядными.

Греки создавали храмы  разных размеров и маленькие, и большие.

При этом они всегда были соразмерны человеку. Маленькие храмы  не

казались  игрушечными,  пустяковыми.  Они  устанавливали  дистанцию между  богом  и  человеком,  внушали  уважение  к  божеству.  Большие храмы  создавали  ощущение  величия,  но  не  подавляли  человека,  как храмы Древнего востока. В этом проявлялась одна из важнейших черт греческой культуры – антропоцентризм – уважение к человеку и даже

его возвеличивание. Греческие  храмы  отличались  так  же  и  разнообразием  художест-венного образа. Одни были торжественными, величавыми, иногда даже строгими. Другие отличались легкостью и изяществом. Третьи создава-ли образ веселый, праздничный, нарядный.

Важнейшей особенностью греческой  архитектуры была ее тесная

связь  с  природой.  Греки  умели  вписывать  храмы  в  окружающий

ландшафт. Построенные из мрамора, ярко раскрашенные храмы краси-во смотрелись и на фоне деревьев, и на фоне гор, и на фоне неба. Гре-ческие  храмы были  связаны с природой  и самой своей конструкцией, своими  далеко  стоящими  от  стены колоннами.  Колонны – это часть храма, но между ними видно небо, деревья, между ними воздух и свет.

Колонны – это органичная связь храма с природой.

Отличительной  чертой  греческой  архитектуры  является  также 

тонкий учет особенностей человеческого восприятия. Греки  знали, если колонну сделать идеально прямой, то она будет казаться вогнутой в се-редине.  Поэтому середину  чуть-чуть  утолщали,  и колонна    восприни-малась как идеальная. Учитывая капризы человеческого зрения,  греки ставили колонны не прямо, а едва заметно наклоняли их к стене. Они уменьшают расстояние между крайними колоннами в ряду. Эти и дру-гие хитрости создают впечатление геометрической правильности грече-ских храмов и их удивительной пропорциональности.

На протяжении своей истории  греки создали огромное количество

прекрасных храмов, и лишь малая часть из них дошла до наших дней.

Среди сохранившихся шедевров греческой архитектуры: храм Аполло-

на в Дельфах (II пол. V в. до н.э.), храм Геры в Пестуме (I пол. V в. до

н.э.),  храм Зевса  в  Олимпии (I пол. V в. до  н.э.),  ансамбль Афинского акрополя (серед. II пол. V в. до н.э.), Храм Олимпейон (II пол. II в. до н.э.), храм Арсинойон на Самофракии (III в. до н.э.) и другие.

Самым выдающимся произведением  греческой архитектуры явля-

ется  ансамбль Афинского акрополя. Ранее говорилось,  что акрополь –это возвышающаяся над городом его центральная часть. Афинский ак-рополь  был возведен  еще в годы  ранней  архаики. Затем он  несколько раз перестраивался. В 449 году до н.э. началась последняя реконструк-ция акрополя, и он приобрел тот вид, который сохранился в веках.

Афинский акрополь расположен на стесанной вершине невысокой 

скалы,  имеющей неправильную  форму.  Он  окружен  каменной  стеной.

У  подножия скалы  располагались  театр,  стадион  и  небольшие  храмы.

Наверх вела мощеная дорога. Она доводила путешественника до широ-кой лестницы. По ней он поднимался к парадному входу пропилеям.

Их  воздвиг  архитектор  Мнесикл  в 437–32  гг.  до  н.э.  Пропилеи  пред-ставляли  из  себя  ворота,  перед которыми  стояло  пять  дорических  ко-лонн.  За  воротами  находилось  пять  ионических  колонн.  Ворота  и ко-лонны  были  перекрыты единой  двускатной  крышей.  Пропилеи  внеш-ним видом напоминали храм и хорошо вписывались в общий ансамбль акрополя.  Справа  от  пропилей  находился    маленький,  изящный храм Ники-Аптерос  (бескрылой). Он был ионического ордера. Его построил архитектор  Калликрат  в 427–21  гг.  до  н.э.  Слева от  пропилей находи-лась  пинакотека – хранилище картин  (архитектор  не  установлен).

Пройдя через пропилеи путешественник попадал на территорию акро-

поля.  В  центре  неправильной  формы  площади  стояла  девятиметровая бронзовая  статуя  Афины-воительницы.  Справа  возвышался  главный храм  акрополя – Парфенон.  Он  был  построен  в  честь  богини Афины-Парфенос (Афины-Девы) в 447–438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом. Парфенон соединял в себе элементы двух ордеров. Его десятиметровые колонны – дорические, а фриз – ионический. Парфенон

имел  большие  размеры  – 70A31  м.  Его  окружало  46  колонн.  Он  был обильно  украшен  рельефами,  речь  о  которых  пойдет  ниже.  Парфенон

поражал своим величием и  гармоничностью. Даже в нынешнем, разру-

шенном виде он производит неизгладимое впечатление. Слева от Пар-фенона  находится еще один  храм  – Эрехтейон, построенный в 421–405 гг.  до  н.э.  (архитектор  неизвестен).  Он  был посвящен  Афине, По-сейдону и мифическому царю Эрехтейону. Этот храм имеет необычную

асимметричную  форму.  В  него  ведут  три  входа.  Они расположены  на разных уровнях  и имеют неодинаковую высоту. На южном входе вме-сто  колонн  установлены статуи  девушек – кариатиды. Они поддержи-

вают своими головами тяжелые перекрытия. Эрехтейон богато оформ-лен резным орнаментом, имеет изящные ионические колонны. По срав-нению с Парфеноном он кажется небольшим и нарядным.

По  дошедшим  до  наших  дней  сведениям,  кроме  упомянутых  со-

оружений, на акрополе было большое количество мелких святилищ, со-кровищниц  и жертвенников.  Там находилось  и много статуй.  Однако точное их местоположение и внешний вид нам не известен. Их разру-шило время и войны. В ХVIII веке Греция находилась под властью ту-рок, которые устроили  в Парфеноне пороховой склад.  В 1687  году  во время войны с Венецией,  один  из  снарядов  попал в  Парфенон.  Пре-красный храм и окружающие его постройки были разрушены. В конце ХVIII века английский лорд Эльджин довершил разрушения. Он снял и увез  из  Греции  уцелевшие рельефы и статуи  Парфенона.  Таким обра-зом, ансамбль Афинского акрополя к настоящему времени сильно раз-рушен. Тем не менее, даже в таком виде он поражает своей грандиозно-стью, тщательной продуманностью, гармонией и мастерством исполне-

ния.

Наряду с храмовой в  Древней Греции развивались и  другие виды

архитектуры. Греки строили  кирпичные и каменные дома, одноэтажные 

и  двухэтажные,  скромные  и  богато  оформленные.  Они  строили  боль-шие театры, стадионы, маяки, мосты, каменные водопроводы, крепкие крепостные стены с башнями. Архитектура в Древней Греции достигла

очень высокого уровня и  в техническом, и в художественном плане. Ее

достижения переняли многие народы Средиземноморья, а для архитек-

туры Европы они и по настоящее время являются основополагающими.


Информация о работе Древнерусская культура