Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 22:30, реферат
Материальная и духовная культуры – два фундаментальных вида, две стороны культуры, находящиеся в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопосредования и взаимоперехода.
Материальная культура – это то, что обычно понимается нами под искусственно созданными предметами. Такие предметы оптимально помогают обществу, людям приспособиться к социальным и природным условиям жизни.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Материально-духовные виды культуры………………………………...5
1.1Экономическая...…………………………………………………………5
1.2Политическая………………………………………...…………………..7
1.3 Правовая…………………………………………………..……………..8
1.4 Экологическая…………………………………………..……………...10
1.5 Эстетическая……………………………………………..……………..12
Глава 2. Духовная и материальная культуры……………………………………14
2.1 Духовная культура…………………………………………...………....14
2.2 Материальная культура……………………………………...…………18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованных источников…………………………………………….23
Эта сфера человеческой деятельности специфична для разных эпох, обществ и социальных групп. При всей своей многообразной неустойчивости она является непременным условием существования любого общества, любой эпохи и любого человека, включая в себя исторически сложившиеся представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом.
Они воплощаются в конкретной деятельности, изучаются в теоретических трудах и так же, как и моральные нормы, воплощаются во всей системе поведения, в существующих обычаях и обрядах, в искусстве. В системе эстетической культуры можно выделить эстетическое сознание, эстетическое познание и эстетическую деятельность.
В эстетическом сознании мы различаем эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал. Не вдаваясь в специальный анализ каждого элемента, заметим лишь, что все они вырабатываются в процессе общественной практики, выражая отношение к миру, его оценку, представления о гармонии, совершенстве, о высшем уровне прекрасного. Эти представления воплощаются в деятельности, в мире создания вещей, во взаимоотношениях людей, в творчестве.
Эстетическое познание предполагает выработку перечисленных нами и других категорий, их анализ, систематизацию, т. е. создание эстетической науки. Эстетическая деятельность - это воплощение эстетического сознания и знаний об эстетическом в действительности и в творчестве.
ГЛАВА 2. ДУХОВНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРЫ.
В данной главе я хотела бы рассмотреть духовную и материальную культуры по отдельности.
2.1 Духовная культура
Понятие духовная культура более сложное, многогранное. Это познавательная (в широком смысле слова) и интеллектуальная деятельность, этические нормы и эстетические представления, религиозные убеждения. К духовной культуре относится также ряд аспектов педагогической деятельности, правовых представлений. В целом же провести четкую границу между материальной и духовной культурой нельзя. Например, одни и те же предметы могут играть роль утилитарных и эстетически ценных, являясь, по сути произведениями искусства (например ковры, посуда, архитектурные сооружения). Очевидно, в одних случаях такие предметы будут удовлетворять преимущественно утилитарные, в других - духовные (эстетические) потребности. Интеллектуальная деятельность также может направляться как на решение сугубо практических задач, так и на философское осмысление мира.
Понятие духовной культуры:
содержит в себе все области духовного
производства (искусство, философию, науку
и пр.), показывает социально-политические
процессы, происходящие в обществе (речь
идет о властных структурах управления,
правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.). Древние греки сформировали
классическую триаду духовной культуры
человечества: истину - добро - красоту.
Соответственно были выделены и три важнейших
ценностных абсолюта человеческой духовности:
теоретизм, с ориентацией на истину и созданием
особого сущностного бытия, противоположного
обычным явлениям жизни; этим, подчиняющий
нравственному содержанию жизни все иные
человеческие устремления;эстетизм, достигающий
максимальной полноты жизни с опорой на
эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры
нашли свое воплощение в различных сферах
деятельности людей: в науке, философии,
политике, искусстве, праве и т. д. Они во
многом и сегодня определяют уровень интеллектуального,
нравственного, политического, эстетического,
правового развития общества. Духовная
культура предполагает деятельность,
направленную на духовное развитие человека
и общества, а также представляет итоги
этой деятельности. Таким образом, содержанием
культуры становится вся человеческая
деятельность. Человеческое общество
и выделилось из природы благодаря такой
специфической форме взаимодействия с
окружающим миром, как человеческая деятельность.
Деятельность - это форма социально-культурной
активности, направленная на преобразование
действительности. Существует два вида
деятельности:практическая (т. е. материально-
В человеческой деятельности существуют
определенные ориентиры. Их называют ценностями.
Ценность - это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он
ориентируется в своей деятельности. Общество
выстраивает определенную систему культурных
ценностей, которая вырастает из идеалов
и потребностей его членов. В ее состав
могут входить: - главные жизненные ценности
(представления о цели и смысле жизни,
счастье);ценности межличностного общения
(честность, доброжелательность);
Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни - в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив - ее нет, а когда он умирает - то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти. Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования - это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание этого процесса и означает прекращение бытия человека. Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия. Другая точка зрения на проблему смысла жизни - религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души. Высшей формой человеческой деятельности является творчество.
Творчество - это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности. Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества.
Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука - эвристика, с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса. Существуют четыре основные фазы творчества: замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей работы); созревание идей (процесс конструирования «идеального предмета» в воображении творца),озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать); проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения). Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.
2.2 Материальная культура
Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.
Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.
При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.
Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.
Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещь — начальная форма бытия вещи в культуре.
Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.
Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.
Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая рассмотрение видов культуры, заметим следующее. И материальная, и духовная культура не существуют независимо друг от друга. Множеством различных связей они проникают друг в друга и взаимодействуют. Эти две стороны и составляют особенность, отличительные черты любой культуры.