Европейская культура в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью работы является изучение европейской культуры в эпоху средневековья.
В рамках данной темы, объектом исследования является средневековая Европа, а предметом исследования – культура в эпоху средневековья.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие
задачи:
- дать общую характеристику социокультурной ситуации в Европе средневековья;
- раскрыть предпосылки формирования средневековой культуры Западной Европы;
- привести периодизацию средневековой культуры;
- показать составляющие культуры европейского средневековья;
- рассмотреть народную культуру средневековой западной Европы через героический эпос, фольклор и народную смеховую культуру.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………

3
1. Общая характеристика социокультурной ситуации в Европе средневековья ………………………………………………………………...
4
1.1 Предпосылки формирования средневековой культуры Западной Европы ……………………………………………………………………...

4
1.2 Периодизация средневековой культуры ……………………………..

7
2. Составляющие культуры европейского средневековья ………………...

11
2.1 Средневековая культура как синтез античных и варварских начал ……

11
2.2 Христианство как фактор социокультурной интеграции ………………

13
2.3 Ценностный перелом рубежа XII–XIII вв. ……………………………...

16
2.4 Средневековое искусство ……………………………………………….

18
3. Народная культура средневековой западной Европы …………………..

23
3.1 Героический эпос ……………………………………………………...

23
3.2 Фольклор западноевропейских народов ……………………………..

28
3.3 Народная смеховая культура …………………………………………

31
Заключение ……………………………………………………………………

34
Список литературы …………………………………………………………..

35

Вложенные файлы: 1 файл

работа-Европейская культура в эпоху средневековья.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

     Средневековый человек выступал как каноническая личность, олицетворяющая обособление личного начала от всеобщего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После ХШ века наметился мировоззренческий поворот, все более осознавались притязания отдельной личности на признание.

     Этот  процесс шел постепенно, поэтапно, начавшись с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цеховому коллективу, где личные характеристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира)». [12]

     С развитием городов наука стала  выходить за рамки монастырей. Начала распространяться грамотность. Купцы  и миссионеры стали совершать  все более дальние путешествия. В городах сооружались грандиозные  здания. И все это требовало определенного уровня научных знаний. Разумеется, все знания носили практический характер: геометрия использовалась, как и раньше, при измерении полей и при строительстве, астрономия – при определении даты начала сельскохозяйственных работ, при расчете церковных праздников и в мореплавании; особым разделом астрономии считалась астрология – наука о связи небесных и земных явлений.

     Повсеместно в Европе возникают лаборатории, где алхимики пытались получить золото; их усилия способствовали развитию практической химии. К техническим достижениям того времени относятся водяная мельница, способ строительства глубоких шахт и откачки из них воды, подъемные механизмы, применявшиеся при строительстве, и т.п. Не было обойдено прогрессом и военное дело: создавались осадные машины – движущиеся башни, катапульты, баллисты и тараны, был изобретен арбалет.

     С развитием хозяйства, с усложнением  политической жизни возрастала потребность  в образованных людях. Старые монастырские школы перестали удовлетворять новым требованиям. Нужны были новые учебные заведения, дающие более систематическое образование по различным научным дисциплинам. Такими заведениями стали возникшие в Европе в XII-XIII в.в. университеты.

     Старейшими  являются итальянские университеты, такие, как Болонский, выросший на базе возникшей еще в XI веке высшей правовой школы и в 1158 году получивший статус университета. Впоследствии университеты стали возникать повсеместно. Самыми известными были Болонский университет, Сорбонна в Париже, Оксфорд и Кембридж в Англии, Пражский университет, Ягеллонский университет в Кракове и т.п.

     Университеты  в то время имели четыре факультета: богословский, юридический, медицинский  и «артистический», или факультет  свободных искусств, который считался подготовительным отделением для первых трех факультетов.

     Обучение  на подготовительном факультете проходило  в два этапа: I этап – «тривиум»  – включал в себя грамматику, логику и риторику, II этап – «квадривиум» – арифметику, музыку, геометрию  и астрономию. После этого выпускники получали ученую степень магистра свободных искусств и могли продолжать образование на одном из высших факультетов и получить степень доктора богословия, права или медицины. [12]

     Таким образом, количество образованных людей  в Европе стало возрастать. И еще более остро стала сказываться нехватка книг. Переписчики, как бы они ни работали, не могли удовлетворить возраставший спрос. Шаг вперед в этом деле сделал немецкий мастер Иоганн Гуттенберг, создавший разборный шрифт и печатный станок. Около 1445 г. вышла первая печатная книга. Книгопечатание быстро распространилось по Европе. Книг стало больше, они стали доступнее, этому способствовало также то, что ко времени изобретения печатного станка в Европе появился новый писчий материал – бумага, сменившая пергамент.

 

 

2.4   Средневековое искусство

 

 

     Упадок  и застой, охвативший науку и технику  в начале средневековья, коснулся и  художественной культуры. Во время  варварских набегов и междоусобных войн, а также от рук христианских фанатиков погибло множество  античных памятников и произведений искусства. Мастера самых различных профилей – ювелиры, скульпторы, архитекторы, художники – погибли либо были уведены в плен. Оставшиеся в живых писатели, философы, историографы были вынуждены приспосабливаться к требованиям и вкусам новых хозяев Европы – варварских королей. В результате были утрачены многие достижения античности в самых разных сферах художественной культуры. Само искусство приобрело новые черты, резко отличавшие его от искусства Греции и Рима.

     Стиль, господствовавший в культуре Западной Европы в IX-XII в.в., получил название романского. Он нашел выражение в архитектуре, скульптуре, живописи, наложил отпечаток и на мышление человека.

     Основными чертами романской архитектуры  были толстые и прочные стены, господство полуциркульных арок и сводов, тяжеловесность пропорций как светских, так и культовых сооружений, особо следует отметить отсутствие купольных перекрытий. Это объясняется рядом причин.

     Во-первых, как уже было указано, в раннем средневековье многие достижения античной архитектуры были утрачены, среди них, например – технология возведения купола. В руках средневековых западноевропейских мастеров остались только секреты строительства арок и сводов, причем тяжесть сводов требовала возведения толстых и крепких стен; мастера же, умевшие строить настоящие купольные перекрытия, к этому времени остались только в Византии.

     Во-вторых, в это время, как правило, все  здания, кроме своей основной функции, выполняли еще одну – оборонительную. Это касалось и жилых сооружений, и храмовых, в особенности монастырских комплексов. Следствием этого было дополнительное утолщение стен, узость оконных проемов, больше похожих на бойницы, наличие не только в замках, но и в храмах башен, а нередко и оборонительного рва с валом, а также практически полное отсутствие каких-либо декоративных элементов во внешнем оформлении. По словам французского ваятеля Родена, романская архитектура «ставит человека на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность». [11]

     Суровым было и внутреннее убранство феодальных замков. Жизнь и быт феодалов всех рангов – от простого рыцаря до короля – в то время мало чем отличались. Утонченный быт властителей Древнего Рима ушел в прошлое. Раннесредневековый феодал довольствовался простой одеждой, грубой пищей, был весьма неприхотлив не только в походной, но и в домашней обстановке. Такие популярные в Риме заведения, как бани и библиотеки, исчезли, сохранившись только в монастырях.

     Внутреннее  убранство храмов было значительно  богаче. Поскольку в христианских храмах, в отличие от античных языческих, богослужение ведется внутри храма, то строители много внимания уделяли как внутреннему оформлению стен, так и храмовой утвари. В романских церквах можно видеть рельефы, статуи, а также фрески и мозаики, покрывавшие стены, столбы и потолки; предметы богослужения изготавливались из драгоценных металлов и камней и нередко украшались чеканкой, эмалями. Все это делалось для создания во время богослужения торжественной и величественной атмосферы, человек должен был чувствовать себя среди этого великолепия ничтожным и грешным.

     Однако  и здесь на всем был виден отпечаток  романского стиля. Романские скульптуры и живописные изображения отличает схематизм, отсутствие портретного  сходства и пропорций тел, живописные изображения лишены перспективы, более важное всегда изображалось более крупным. Эти же черты характерны и для появившихся в начале II тысячелетия декоративных предметов домашнего обихода, а также для книжных миниатюр.

     Схематизм романских изображений не был  следствием какой-то хронической неумелости, небрежности или примитивности мышления средневековых мастеров. В основе романского типа мышления лежало предпочтение духовного телесному, материальному, и это сказалось на видении мира. Мастера стремились передать не внешний облик, но образ, особенно при изображении персонажей Священного Писания. Задачей мастера была передача внутреннего мира изображаемого персонажа, его переживаний или, наоборот, спокойствия, для чего подчеркивались одни, наиболее важные с точки зрения мастера черты, и затушевывались другие, второстепенные.

     С наступлением эпохи готики стиль  мышления изменился. В политической жизни установилась большая или  меньшая стабильность, вследствие этого  исчезла необходимость превращать жилище и храм в крепость; развитие науки и техники привело к усовершенствованию способов строительства, открытию новых методов обработки металлов, стекла и т.п. Теперь мастера научились возводить более легкие своды, для поддержания которых не требовались массивные стены.

     Поэтому в ряде случаев стена как таковая совершенно вытесняется пучками тонких колонн, на которые и распределяется тяжесть сводов, а между колоннами остаются огромные оконные проемы. Храмы приобретают более легкие, стремящиеся вверх очертания. Полуциркульные арки сменяются заостренными кверху стрельчатыми арочными проемами. Такие же заостренные формы приобретают башни и крыши готических храмов.

     Изменилось  и внутреннее убранство церквей. Теперь, когда стены практически  исчезли, уже нельзя было применять  в оформлении фрески и мозаики – их просто негде было размещать. Выход был найден, когда картины стали помещать прямо на окна, вставляя в сделанную из свинца фигурную раму заранее задуманной формы цветное стекло. Эта техника получила название техники витража. [13]

     О.Роден. Поцелуй

     С наступлением эпохи готики произошли  изменения и в скульптуре. Теперь она стала более реалистичной. Мастера стали придерживаться пропорций, фигуры приобрели портретное сходство с оригиналами. Готические соборы обильно  украшались статуями и с наружной стороны, причем число их могло исчисляться десятками и сотнями.

     Особо следует сказать об оформлении книг. Рукописные книги были настоящими произведениями искусства. Их обложка делалась из дерева, обтягивалась кожей, и, особенно у церковных  книг, оформлялась золотой и серебряной чеканкой, драгоценными камнями. Внутри книги были полны рисунками, или миниатюрами. В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе.

     Как уже указывалось, книжные миниатюры  имели те же черты, что и романские настенные изображения: схематизм, полное или частичное отсутствие перспективы, выделение размерами главного героя миниатюры. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали. Нужно также отметить, что техника книжной миниатюры с небольшими изменениями просуществовала в Европе вплоть до нового    времени.

     Завершая  разговор о культуре средних веков, следует отметить, что эта эпоха  не была ни случайной, ни противоестественной. Несмотря на разительный контраст между  античной и средневековой культурой, все же нужно признать, что средневековье в целом не было упадком. Это было время особого мировоззрения, особого видения многих вещей, что нашло свое отражение во всех сферах культуры. И именно в недрах средневековья зародилось то, что в последующую эпоху дало всплеск культурного развития; но семена Возрождения упали на хорошо возделанную почву средневековья. [13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Народная культура средневековой западной Европы 

     На  протяжении всего средневековья  в народной культуре сохраняются пережитки язычества, элементы народной религии. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.п. Древние верования в колдунов, оборотней сохранялись в крестьянской среде на всем протяжении средневековья. Для борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, умеющую не только навести порчу, но и лечить. [1] 

3.1 Героический эпос 

     Коллективной памятью народа был героический эпос, в котором нашли отражение его духовная жизнь, идеалы и ценности. Истоки западноевропейского героического эпоса лежат в глубине варварской эпохи. Лишь к VIII-IX вв. были составлены первые записи эпических произведений. Ранний этап эпической поэзии, связанный с формированием раннефеодальной военной поэзии - кельтской, англосаксонской, германской, древнескандинавской - дошел до нас лишь фрагментарно.

Информация о работе Европейская культура в эпоху средневековья