Египетская книга мёртвых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Исследование египетской религии мифологии затрудняется тем, что до нас дошел лишь отрывочный и неполно сохранившийся материал. Несомненно, что известные нам до сих пор сказания составляют незначительную часть тех многочисленных и разнообразных мифов, которые некогда слагались и жили в долине Нила. Более того, во многих случаях мы не имеем даже полных записей и тех сказаний, которые до нас дошли. У нас нет, например, полного текста такого важнейшего сказания, как миф об Осирисе. Равным образом не сохранились полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………2

Гл.1.Религиозные представления Древнего Египта
1.1. Религия Древних Египтян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...4
1.2. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………...15
1.3.Могилы и похоронные обряды………………………………27
Гл.2.Египетская книга мёртвых
1.1.История создания «Книги мёртвых»……………………….37
2.2. Человек и его семь оболочек………………………………43
3.3 .Магия и религия …………………………………………….55
4.4.Учение о «Царстве мёртвых»………………………………..60
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...65
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . …….68

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 467.73 Кб (Скачать файл)

 Когда сущность (Ба) отделяется  от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение. Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.

Вместе с тем Ба, которое, как птица, могло покидать тело спящего, мумию в гробнице, изваяние бога или царя и удаляться сколь угодно далеко, неизменно должно было возвращаться к тому телу, чьей душой оно являлось. Ба изображалось иногда сидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, но непременно спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано.

Ба образуют мир иной душ  и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.

В «Книге Мертвых» говорится  о вселении Ба умершего в божественного золотого ястреба, в птицу Феникс, в журавля, ласточку, овна, крокодила, змею.

Боги тоже имели свои души Ба, нередко несколько. Бог Ра обладал даже семью Ба, астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме того, планета Марс считалась Ба Гора (Красный Гор), Юпитер - Ба Гора и Ба Сета, Сатурн - Ба быка Гора.

Неподвижные звезды и созвездия  также рассматривались как Ба богов. К примеру, созвездие Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) -- Ба Исиды. 36 звездных деканов воплощали Ба определенных богов.

Иногда один бог считался Ба другого бога. В частности, Ра именуется в текстах Ба Нуна, Апис - Ба Птаха, Сокарис - Ба Осириса.

Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) - душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие «ментальное тело»).

Эб образовано человеческими  мыслями и мыслеобра-зами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб - это бессмертная душа.

Средоточием человеческого  сознания египетские посвященные считали  сердце. Отсюда - единое именование для двух понятий: «ментальное тело» и «сердце». После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику - Эб бога Осириса.

Эб рассматривалось как  нечто, наиболее осведомленное о  скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому  на Загробном Суде Эб могло стать  опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.

«Книга Мертвых» (главы 27 и 30) содержит магические заклинания, побуждающие  Эб не свидетельствовать на Загробном  Суде против умершего.

 В процессе мумификации  тела в него нередко вкладывали  искусственное сердце в виде  изваяния скарабея с начертанными  на нем заклинаниями. Амулет скарабея  пеленался и над сердцем мумии.  Эб-скарабей должен был обеспечить  умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде.

 Данная символика иносказательно  описывает Эб как энергию Солнца, ведь скарабей - символ бога Хепри (одна из ипостасей Ра - бог восходящего Солнца).                                                                      Пятая оболочка человека - также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшее современное понятие: «причинное или кармическое тело»). Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.

Именно душа-причина позволяет  человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и  государстве, с членами которых у нее были связи и в прежних воплощениях.

 Шестая оболочка человека - также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая  смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.

Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мысле-образами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уажат) воспринять поверхность Земли.

 Седьмая оболочка человека - дух (Ах), часть всеобщей энергетической  подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает «светлый, просветленный, освещенный, блаженный».

Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно все, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.

Ах - один на всех. Этот дух  защищает от зла: злых мыслей, слов и  деяний,- перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.

Дух-Ах есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность духов-душ или душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах).

Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса.

 Таким образом, при  обращении с живым или мертвым  человеком надо было принимать  во внимание все семь его  оболочек. Немалое внимание египетские  посвященные уделяли и подлинному  имени (др.-егип. Рин, позд.-егип. Рен) и тени (др.-егип. Шуит) человека.

Началом древнеегипетского  похоронного обряда считали мумификацию  первой оболочки (Сах) умершего.

Стремление предохранить тело от разложения привело египтян  к изобретению мумификации - своего рода консервации тела при сохранении его целостности.

 Поначалу мумификация  достигалась путем бинтования всех членов и торса пеленами льняной ткани.

 Затем процесс работы  с Сах покойного усложнился. Из полостей тела удалялись внутренности. Для сохранения тела использовали различные минеральные и растительные средства, прежде всего соли натрия, ароматические смолы кедра, кипариса, кассии и т. п.

 Наивысшего совершенства  искусство мумификации достигло  в XVI--XIII вв. до н. э.

 Позднее, во времена Семи греческих мудрецов и Пифагора, мумификация производилась примерно так.

 Умершего приносили  к бальзамировщикам, которые показывали  родственникам на выбор деревянные  раскрашенные изображения усопших.  При этом мастера называли  самый лучший способ бальзамирования,  который, как считалось, некогда  применяли Исида и Нефти-да к Осирису.

 Это был наиболее  дорогостоящий способ. Существовал  и второй, более простой и дешевый  способ бальзамирования. Наконец,  имелся и третий способ - самый  дешевый.

 Потом бальзамировщики  опрашивали родных усопшего, каким способом и за какую цену те желали бы мумифицировать умершего. Договорившись о цене, родственники возвращались домой, а мастера немедленно и самым тщательным образом принимались за работу.

 Три способа бальзамирования  в ново- и позднеегипетский периоды выглядели приблизительно следующим образом.

 Первый способ. Сначала  железным крючком через ноздри  из тела Сах извлекали мозг. Таким способом удаляли только часть мозга; остальную часть выводили путем впрыскивания растворяющих растворов. Затем острым эфиопским камнем делали разрез в паху и очищали всю брюшную и грудную полость от внутренностей (кроме сердца!), которые собирали в четыре специальных сосуда -канопа.

На крышке каждого канопа было изображено «дитя Гора» (сыновья  бога Гора): Имеет (Амсет) - хранитель канопа с печенью; Хани - хранитель канопа с легкими; Дуамутеф - хранитель канопа с желудком; Кебехсенуф - хранитель канопа с кишечником.

Вычистив полость и  промыв ее пальмовым вином, мастера  вновь прочищали ее растертыми благовониями. Наконец полость тела наполняли  чистой растертой миррой, кассией  и прочими благовониями (кроме  ладана) и зашивали.

 После этих операций  тело клали на 70 дней в натровый  щелок, ведь Исида тоже в  течение 70 дней собирала тело  своего мужа Осириса и мумифицировала  его.  По истечении этого срока тело обмывали, высушивали особым образом, обвязывали пеленами из разрезанного на бинты очень тонкого полотна виссона и скрепляли повязки камедью вместо клея.

 Считалось, что все  материалы, используемые бальзамировщиками,  получены из слез Исиды и Нефтиды по убитому мужу-брату Осирису. 11елены для мумии должны были изготовить бог ткачества Хедихати и богиня Таитет. Бог виноделия Шесему должен был дать

Анубису и сыновьям Гора масла и притирания для бальзамирования.

 После этого родственники  забирали тело, изготавливали деревянный  саркофаг в виде человеческой  фигуры и помещали туда мумию.  Этот саркофаг хранили в семейной  усыпальнице, где приставляли  его стоймя к стене.

 Таким способом бальзамировали своих умерших состоятельные и знатные люди.

 Второй способ. Если  родственникам из-за дороговизны  первого способа пришлось выбрать  более дешевый, то мастера поступали так.

 С помощью трубки  для промывания впрыскивали в  брюшную полость покойного кедровое  масло, не разрезая при этом  паха и не извлекая внутренностей.  А затем, плотно закрыв все  отверстия тела, чтобы масло не  вытекло, клали тело в натровый  щелок на 70 дней.

 На больший срок, однако, оставлять тело в щелоке было  нельзя. В последний день выпускали  масло из тела. Масло это действовало  столь сильно, что разлагало все  внутренности, которые вытекали  вместе с маслом. Натровый щелок  разлагал жир, так что от  усопшего оставались лишь кожа  да кости.

 Затем, тщательно омыв  и просушив тело, его возвращали  родственникам, больше уже ничего  с ним не делая. Аоронили покойника в яме, иногда в глиняном гробу или большом сосуде.

 Третий способ. Третий  способ бальзамирования, применявшийся  к беднякам, был прост и дешев.  В брюшную полость вливали  сок редьки и клали тело  в натровый щелок на 70 дней. После  чего, омыв и высушив тело, возвращали  его родным для похорон в  обычной земляной могиле.

 Если для совершения  действий над Сах покойного достаточно было навыков и умелости рук, то для воздействия на остальные, неощутимые и невидимые энергетические оболочки человека, требовались другие способы и приемы. Тут невозможно было обойтись без действенного слова. Отсюда и начинается наш путь к правильному толкованию «Книги Мертвых».

3.3. Магия и религия.

 Магия окрашивала весь  круг мышления древнего египтянина. Посвященные Египта полагали, что  магию людям даровала Исида,  чтобы при жизни отводить от  них удары судьбы, болезней, сновидений, а умершему обеспечить безопасную вечную жизнь в мире ином, а также для установления контактов живых с умершими, духами и божествами.

 В основе магии лежит  принцип, на котором основана  и наука: убеждение в постоянстве  и единообразии действия сил  природы, в незыблемости взаимосвязи  причин и следствий.

Однако магия, в отличие  от науки, основана на вере человека в  свою способность воздействовать на вещь посредством обращения к сверхъестественным силам.

 Мы не разделяем  стремления современной науки  разграничить магию и религию.  Для нас очевидно, что в древнем  сознании область магических  действий не ограничивалась воздействием  жреца на того или иного  субъекта или вещь. Магические  свойства имели и приемы принудительного  воздействия на души, духов и  божеств посредством заклинаний, а также всякого рода восхвалений, молитв и умилостивления высших существ.

 Вся «Книга Мертвых»  являет собой именно такое  единство магического сознания: она описывает и обыкновенные  колдовские воздействия на «священные  вещи» (изваяния, изображения, кристаллы,  камни, предметы, глиняные и деревянные  изделия и т. п.), исчерпывающе  доносит содержание необходимых  заговоров, заклинаний духов и  божеств, содержит вдохновенные  молитвы и восхваления верховным  богам. То есть все то, что  необходимо знать умершему или тем, кто совершает похоронный обряд.

По мере знакомства с «Книгой  Мертвых» мы обнаруживаем в ней описания простейших способов передачи магической силы через непосредственное соприкосновение  источника или носителя этой силы с той вещью, на которую направлена магия. Это прикосновение руки посвященного, изготовление и установка, ношение «святых предметов»: фетишей, амулетов и талисманов.

 Изредка заметны намеки  на приемы начинательной магии,  когда реально производились  только начала желаемых действий, окончание же их предоставлялось  магической силе. Это, скажем, установка  и направление «святых вещей», которые впоследствии будут оберегать  четыре стены (стороны) погребальной  камеры от злых духов.

 Немало примеров, когда  действие магической силы направлялось  не на предмет непосредственно,  а на его заместителя, и уже  через последний - на сам объект. Изготовление копий, фигурок,  портретных изображений живых людей, душ умерших, следов ноги, «работника-заместителя» ушебти - вот краткий перечень таких случаев в «Книге Мертвых».

Информация о работе Египетская книга мёртвых