Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:09, курсовая работа
Исследование египетской религии мифологии затрудняется тем, что до нас дошел лишь отрывочный и неполно сохранившийся материал. Несомненно, что известные нам до сих пор сказания составляют незначительную часть тех многочисленных и разнообразных мифов, которые некогда слагались и жили в долине Нила. Более того, во многих случаях мы не имеем даже полных записей и тех сказаний, которые до нас дошли. У нас нет, например, полного текста такого важнейшего сказания, как миф об Осирисе. Равным образом не сохранились полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.
Введение ……………………………………………………………2
Гл.1.Религиозные представления Древнего Египта
1.1. Религия Древних Египтян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...4
1.2. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………...15
1.3.Могилы и похоронные обряды………………………………27
Гл.2.Египетская книга мёртвых
1.1.История создания «Книги мёртвых»……………………….37
2.2. Человек и его семь оболочек………………………………43
3.3 .Магия и религия …………………………………………….55
4.4.Учение о «Царстве мёртвых»………………………………..60
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……...65
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . …….68
Когда сущность (Ба) отделяется от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение. Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.
Вместе с тем Ба, которое, как птица, могло покидать тело спящего, мумию в гробнице, изваяние бога или царя и удаляться сколь угодно далеко, неизменно должно было возвращаться к тому телу, чьей душой оно являлось. Ба изображалось иногда сидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, но непременно спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано.
Ба образуют мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.
В «Книге Мертвых» говорится о вселении Ба умершего в божественного золотого ястреба, в птицу Феникс, в журавля, ласточку, овна, крокодила, змею.
Боги тоже имели свои души Ба, нередко несколько. Бог Ра обладал даже семью Ба, астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме того, планета Марс считалась Ба Гора (Красный Гор), Юпитер - Ба Гора и Ба Сета, Сатурн - Ба быка Гора.
Неподвижные звезды и созвездия также рассматривались как Ба богов. К примеру, созвездие Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) -- Ба Исиды. 36 звездных деканов воплощали Ба определенных богов.
Иногда один бог считался Ба другого бога. В частности, Ра именуется в текстах Ба Нуна, Апис - Ба Птаха, Сокарис - Ба Осириса.
Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) - душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие «ментальное тело»).
Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобра-зами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб - это бессмертная душа.
Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце. Отсюда - единое именование для двух понятий: «ментальное тело» и «сердце». После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику - Эб бога Осириса.
Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.
«Книга Мертвых» (главы 27 и 30) содержит магические заклинания, побуждающие Эб не свидетельствовать на Загробном Суде против умершего.
В процессе мумификации
тела в него нередко
Данная символика
Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее были связи и в прежних воплощениях.
Шестая оболочка человека - также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.
Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мысле-образами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уажат) воспринять поверхность Земли.
Седьмая оболочка человека
- дух (Ах), часть всеобщей энергетической
подосновы вселенной. По-
Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно все, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.
Ах - один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний,- перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.
Дух-Ах есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность духов-душ или душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах).
Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса.
Таким образом, при
обращении с живым или мертвым
человеком надо было принимать
во внимание все семь его
оболочек. Немалое внимание египетские
посвященные уделяли и
Началом древнеегипетского похоронного обряда считали мумификацию первой оболочки (Сах) умершего.
Стремление предохранить тело от разложения привело египтян к изобретению мумификации - своего рода консервации тела при сохранении его целостности.
Поначалу мумификация достигалась путем бинтования всех членов и торса пеленами льняной ткани.
Затем процесс работы с Сах покойного усложнился. Из полостей тела удалялись внутренности. Для сохранения тела использовали различные минеральные и растительные средства, прежде всего соли натрия, ароматические смолы кедра, кипариса, кассии и т. п.
Наивысшего совершенства
искусство мумификации
Позднее, во времена Семи греческих мудрецов и Пифагора, мумификация производилась примерно так.
Умершего приносили
к бальзамировщикам, которые показывали
родственникам на выбор
Это был наиболее
дорогостоящий способ. Существовал
и второй, более простой и дешевый
способ бальзамирования.
Потом бальзамировщики опрашивали родных усопшего, каким способом и за какую цену те желали бы мумифицировать умершего. Договорившись о цене, родственники возвращались домой, а мастера немедленно и самым тщательным образом принимались за работу.
Три способа бальзамирования в ново- и позднеегипетский периоды выглядели приблизительно следующим образом.
Первый способ. Сначала железным крючком через ноздри из тела Сах извлекали мозг. Таким способом удаляли только часть мозга; остальную часть выводили путем впрыскивания растворяющих растворов. Затем острым эфиопским камнем делали разрез в паху и очищали всю брюшную и грудную полость от внутренностей (кроме сердца!), которые собирали в четыре специальных сосуда -канопа.
На крышке каждого канопа было изображено «дитя Гора» (сыновья бога Гора): Имеет (Амсет) - хранитель канопа с печенью; Хани - хранитель канопа с легкими; Дуамутеф - хранитель канопа с желудком; Кебехсенуф - хранитель канопа с кишечником.
Вычистив полость и промыв ее пальмовым вином, мастера вновь прочищали ее растертыми благовониями. Наконец полость тела наполняли чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и зашивали.
После этих операций
тело клали на 70 дней в натровый
щелок, ведь Исида тоже в
течение 70 дней собирала тело
своего мужа Осириса и
Считалось, что все
материалы, используемые
Анубису и сыновьям Гора масла и притирания для бальзамирования.
После этого родственники
забирали тело, изготавливали деревянный
саркофаг в виде человеческой
фигуры и помещали туда мумию.
Этот саркофаг хранили в
Таким способом бальзамировали своих умерших состоятельные и знатные люди.
Второй способ. Если
родственникам из-за
С помощью трубки
для промывания впрыскивали в
брюшную полость покойного
На больший срок, однако, оставлять тело в щелоке было нельзя. В последний день выпускали масло из тела. Масло это действовало столь сильно, что разлагало все внутренности, которые вытекали вместе с маслом. Натровый щелок разлагал жир, так что от усопшего оставались лишь кожа да кости.
Затем, тщательно омыв
и просушив тело, его возвращали
родственникам, больше уже
Третий способ. Третий
способ бальзамирования,
Если для совершения действий над Сах покойного достаточно было навыков и умелости рук, то для воздействия на остальные, неощутимые и невидимые энергетические оболочки человека, требовались другие способы и приемы. Тут невозможно было обойтись без действенного слова. Отсюда и начинается наш путь к правильному толкованию «Книги Мертвых».
3.3. Магия и религия.
Магия окрашивала весь
круг мышления древнего
В основе магии лежит
принцип, на котором основана
и наука: убеждение в
Однако магия, в отличие от науки, основана на вере человека в свою способность воздействовать на вещь посредством обращения к сверхъестественным силам.
Мы не разделяем
стремления современной науки
разграничить магию и религию.
Для нас очевидно, что в древнем
сознании область магических
действий не ограничивалась
Вся «Книга Мертвых»
являет собой именно такое
единство магического сознания:
она описывает и обыкновенные
колдовские воздействия на «
По мере знакомства с «Книгой Мертвых» мы обнаруживаем в ней описания простейших способов передачи магической силы через непосредственное соприкосновение источника или носителя этой силы с той вещью, на которую направлена магия. Это прикосновение руки посвященного, изготовление и установка, ношение «святых предметов»: фетишей, амулетов и талисманов.
Изредка заметны намеки
на приемы начинательной магии,
Немало примеров, когда
действие магической силы