Жанна д’Арк как историческая личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 19:22, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Есть в мировой истории вечные темы. К ним неизменно возвращается каждое новое поколение исследователей, обнаруживая неизвестные факты, прослеживая ускользавшие прежде связи событий, сцепления причин и следствий.
К числу таких вечных тем относится простая и бесконечно сложная история Жанны д'Арк. Простая, потому что ее можно изложить на одной страничке школьного учебника, и смысл великого патриотического подвига орлеанской героини будет понятен любому подростку.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат жанна дарк.docx

— 48.05 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Есть в мировой истории вечные темы. К ним неизменно возвращается каждое новое поколение исследователей, обнаруживая неизвестные факты, прослеживая ускользавшие прежде связи событий, сцепления причин и следствий.

К числу таких вечных тем относится простая и бесконечно сложная история Жанны д'Арк. Простая, потому что ее можно изложить на одной страничке школьного учебника, и смысл великого патриотического подвига орлеанской героини будет понятен любому подростку. Сложная - потому что за появлением Жанны на исторической сцене скрываются глубинные процессы в жизни далекого от нас французского общества эпохи Столетней войны.

А между тем история Жанны д'Арк созвучна и событиям из нашего российского прошлого, где борьба против иноземных вторжений буквально пронизывает столетия, и нашему тревожному настоящему, которое постоянно ставит вопрос о подлинном и ложном патриотизме.

Работа М. Уорнер оказала существенное влияние на всю последующую историографию. Именно с нее начинается традиция изучения двух «личностей» Жанны д’Арк – реальной и вымышленной, поскольку здесь впервые со всей очевидностью утверждается идея о том, что процесс мифологизации Орлеанской Девы начался уже в 1429 г., т.е. в тот момент, когда она впервые появилась на исторической сцене.

Труды В. И. Райцеса, посвятившего истории Жанны д’Арк две монографии и ряд статей, составляют гордость отечественной медиевистики и до сих пор обеспечивают ей мировое признание. Райцес посвятил свои работы тщательному анализу самые разнообразные мифы, сложившихся вокруг Орлеанской Девы при ее жизни или сразу же после ее смерти.

Работа К. Бон – одна из последних публикаций по истории Жанны д’Арк, где наиболее полно описываются, а затем развенчиваются самые невероятные легенды, возникавшие вокруг французской героини на протяжении нескольких столетий: о ее «пастушеском» или, как вариант, «королевском» происхождении; о ее «галлюцинациях»; о политических интригах при дворе Карла VII, которые позволили Жанне д’Арк появиться на исторической сцене; о предательстве, якобы совершенном в отношении нее королевскими советниками; наконец, о ее «жизни после смерти».

Объект исследования: Жанна д’Арк.

Предмет исследования: Жанна д’Арк как историческая личность.

Цель исследования: описать Жанну д’Арк с точки зрения современников и потомков.

Задачи исследования:

    1. Раскрыть происхождение Жанны д’Арк. 
    2. Описать военную карьеру Жанны д’Арк. 
    3. Описать момент плена и казни Жанны д’Арк. 

Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования.

 

 

1 Происхождение  Жанны д’Арк 

 

«Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у нее приятный женский голос. Ест она мало, пьет еще меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. Обильно проливает слезы, хотя лицо у нее обычно веселое. С неслыханной легкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении» 1.

Это единственный дошедший до нас подробный словесный портрет Жанны д'Арк. Такой ее изобразил камергер и советник Карла VII в письме миланскому герцогу. Письмо это датировано 21 июня 1429 года. Это описание дополняют свидетельства других современников: Жанна была высокой черноволосой девушкой, у нее, по словам герцога Алансонского, были красивая грудь и ласковый голос. Все эти подробности были важны для современников, потому что Жанну обычно видели либо в мужском костюме, либо в доспехах, а ее противники распространяли слухи, что Орлеанская Дева - вообще не женщина, но некое странное существо, выдающее себя за женщину.

Жанна д'Арк родилась 6 января 1412 года в небольшой деревне Домреми на берегу Мааса, по соседству с Лотарингией. Чудеса начались буквально с момента ее рождения. «Она увидела свет сей бренной жизни в ночь на богоявление Господа, когда весь люд радостно славит деяния Христа. Достойно удивления, что все жители были охвачены в ту ночь необъяснимой радостью и, не зная о рождении Девы, бегали взад и вперед, спрашивая друг друга, что случилось. Некоторые сердца испытывали при этом какой-то неведомый прежде восторг. Что еще? Петухи, словно глашатаи радостной вести, пели в течение двух часов так, как никогда не пели раньше, и били крыльями, и казалось, что они предвещают важное событие»2.

Историки по-разному оценивают достоверность этого события. Можно с достаточным основанием полагать, что легенда о рождении Жанны-Девы восходила к самому авторитетному факту - рождеству Христа. И второе: как известно, в средневековом сознании петушиный крик означал не только конец ночи, но и прекращение власти нечисти, победу сил света и добра над силами тьмы и зла.

О детстве Жанны д'Арк можно узнать только из процесса по отмене приговора. Самый подробный рассказ оставил Жан Моро. На его глазах Жанна росла, он присутствовал при ее крещении в церкви, так как являлся одним из крестных отцов девочки.

Родители Жанны обрабатывали землю. Это были добрые, верные католики, усердные землепашцы, которые пользовались хорошей репутацией у своих односельчан. Все жители деревни любили и Жанну. Они считали, что девочку хорошо и надлежащим образом воспитали в вере и в добрых обычаях. Жители видели, как Жанна ходила за плугом, иногда пасла в полях стадо, а также выполняла разную женскую работу по дому. Что в ней поражало, так это ее набожность. Священник утверждал, «что лучше ее никого не было в его приходе». Еще она любила слушать звон церковных колоколов.

Жанна жила в Домреми с отцом, матерью и двумя братьями, Жаном и Пьером. Их дом стоял в центре деревни, рядом с церковью, и его месторасположение вполне соответствовало той видной роли, которую отец Жанны играл в жизни общины Домреми. Он занимал одно время выборную должность декана (или сержанта) общины, в его обязанности входил, в частности, сбор налогов. Эти сведения отчасти объясняют истоки того чувства собственного достоинства, которое было присуще самой Жанне: она с детства привыкла ощущать себя дочерью человека, пользовавшегося всеобщим уважением. Жанна росла как все крестьянские дети. Со слов матери она выучила три молитвы, на этом ее образование и завершилось. Позже, находясь при дворе дофина, она, по-видимому, научилась писать свое имя.

У биографов нет единого мнения о происхождении Жанны. В частности, выдвигается гипотеза о королевском происхождении Жанны. Якобы она была внебрачной дочерью герцога Людовика Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской, и родилась Жанна в ноябре 1407 года. Впервые эта версия была выдвинута супрефектом Бержерака Пьером Казом в 1805 году3. Данные хронистов разнятся: ребёнок, рождённый Изабеллой Баварской 10 ноября 1407 года во дворце Барбетт, называется либо сыном Филиппом, либо дочерью Жанной. Например, Клод де Вилларе во «Всеобщей истории Французского королевского дома» в первом издании 1764 года говорит о сыне по имени Филипп, в издании 1770 года уже о девочке Жанне, в третьем издании - снова о девочке. Через четыре года после смерти Вилларе его последователи в очередном издании «Всеобщей истории» вернулись к версии о сыне4. По официальной версии, ребёнок прожил от нескольких часов до суток и был похоронен в усыпальнице Сен-Дени. Сторонники альтернативной версии считают, что Изабелла опасалась мести обманутого мужа, и именно поэтому ребёнок от связи Изабеллы с тогдашним, как предполагают, её любовником Людовиком Орлеанским был подменён другим младенцем и отдан в семью д’Арк.

По мнению сторонников альтернативной версии, д’Арки не были землепашцами. Жак д’Арк (предполагаемый отец Жанны) родился в 1375 году в Сеффоне (Шампань) и принадлежал к ветви д’Арков, которая разорилась в результате войны и моровой язвы и временно утратила дворянское достоинство. В 1419 году д’Арк был старостой Домреми5, подчиняясь непосредственно местному прево, откупщиком и главой местного ополчения. Об уровне доходов семьи говорит то, что он владел «двадцатью гектарами земли, из которых 12 составляла пашня, четыре - луга, и ещё четыре - леса», лошадьми и достаточно большим стадом овец и коров, а в 1419 году приобрёл в пользование замок Иль (ныне разрушенный).

Предположение, что Жанна-Дева - дочь Изабеллы Баварской, то опровергается, то возрождается вновь. Одним из его оснований выступает, например, тот «бесспорный» факт, что Изабелла была брюнетка с голубыми тазами и Жанна тоже.

Или еще одно «доказательство». Карл дал Жанне право на личное знамя. Этим он приравнял ее к «знаменным рыцарям», наиболее сильным, богатым и знатным вассалам, которые командовали отрядами «своих людей», - из этого, безусловно, следует, что он тоже знал, что она королевской крови. По-видимому, предполагается, что Изабелла непринужденно поведала ему о наличии его единоутробной сестры, ее незаконной дочери.

Эта версия до настоящего времени имеет множество последователей, несмотря на то что еще в 1839 г. Ш. Валле детально разбиравший эту проблему, констатировал: «Те, кто придал аристократическое обличье фамилии этой знаменитой простолюдинки, изуродовали ее истинное лицо, исказили истинную правду этого персонажа в самом важном и заметном се проявлении: имени; вопреки общеизвестным фактам широко распространили предрассудок, будто пастушка была дворянского происхождения».

Многие современники считали Деву святой и блаженной, хотя в ней не было ничего от иконы. В минуты веселья она смеялась заразительно, но, когда это требовалось, умела гневаться так сильно, как никто из ее приближенных. Ее отличали отвага, честность и страстная набожность.

Наш соотечественник В. Устинов, знаток того периода европейской истории, который принято называть Столетней войной, прямо называет Жанну «дочерью Людовика Орлеанского». Он является сторонником версии о спасении Жанны и инсценировке ее сожжения. Но версия о ее чудесном спасении очень слабо сочетается с мифом о королевском происхождении девушки: разве что и французы, и англичане ну просто никак не могли допустить казни отпрыска королевского дома, хоть и незаконнорожденного.

Украинский последователь М. Герасимова, полтавчанин Сергей Горбенко занимается изучением различных загадочных обстоятельств, имевших место в истории Франции. Его привлекает воссоздание внешнего облика видных исторических деятелей. Действительно, впечатление о человеке складывается не только по его делам и поступкам, но и по его манерам, привычкам, но тому, как он говорит, как выглядит. По его мнению, «ее письма свидетельствуют о глубоких и обширных знаниях и о том, что она не могла быть безграмотной крестьянкой из Лотарингии». В то же время имеется множество свидетельств того, что Жанна не знала грамоты и научилась от матери лишь нескольким молитвам и основным постулатам христианской веры, а ее письма-обращения продиктованы. Лишь к концу своей короткой жизни она научилась ставить на пергаменте подпись, но чаще всего рисовала крест. Горбенко уверен, что Жанна - это дочь Карла VI.

Несмотря на все усилия исследователей, не существует единого мнения о происхождении семьи д’Арк из Домреми. Специально проведённые генеалогические исследования тоже ничего не дали, во Франции того времени фамилия д’Арк была достаточно распространённой: её носили крестьяне, священники, горожане, дворяне. Более того, некая Жанна д’Арк упоминается как получившая вознаграждение от короля Карла VI6.

Существуют документы XVII века, подтверждающие наличие герба у семьи д’Арк. Но подлинность их далеко не безусловна, и «традиционалисты» возражают, что королю незачем было присваивать Жанне аристократическую фамилию и собственный герб, если бы у её семьи уже был свой.

 

2 Военная карьера Жанны д’Арк 

 

Тем не менее, родной край Жанны не знал оккупации, но война его не пощадила. В 1423 году сеньор де Коммерси заключил с жителями Домреми и Гре соглашение, обещав им защиту и покровительство в обмен на 220 золотых экю. Это была огромная по тем временам сумма, и когда опекаемые слегка помедлили с выплатой, разгневанный «покровитель» совершил налет на большой крестьянский обоз с сеном и лесом, выручив от продажи добычи более половины платы за «охрану и защиту». Спустя два года банда солдат-наемников разграбила деревни и угнала скот 7.

Как видно, сама среда, в которой происходило формирование личности Жанны, способствовала раннему пробуждению у нее патриотического чувства. В детстве она очень хотела, чтобы французский король сам владел своим королевством, а когда подросла, решила помочь ему «спасти королевство Французское». Известно, что эта патриотическая миссия осознавалась самой Жанной как исполнение божественной воли.

В начале лета 1428 года у нее уже существовал замысел коронации дофина. И все же она пока не решается уйти из дома, хотя «голос говорил ей два, а то и три раза в неделю, что нужно, чтобы она, Жанна, ушла и направилась во Францию и чтобы отец ничего не знал об ее уходе». Последним и самым мощным импульсом было известие об осаде Орлеана, достигшее Домреми в конце октября. Теперь она чувствовала свое предназначение в том, чтобы снять осаду с города.

В начале января 1429 года в Нанси состоялась встреча Жанны с дофином Карлом Лотарингским. До него дошел слух об объявившейся неподалеку боговдохновленной деве, и он распорядился послать за ней. Хотя встреча с герцогом Лотарингским и не имела видимых практических результатов, она укрепила позицию Жанны в общественном мнении. Впрочем, уже само приглашение посетить владетельного вельможу свидетельствовало о ее быстро растущей популярности. Именно в это время возникла вера в Жанну-Деву, в ее особую освободительную миссию.

13 февраля 1429 года, в первое  воскресенье великого поста, в  сопровождении нескольких человек  Жанна выехала в дальний путь. Начался поход за освобождение  Франции. Ехали быстро. За одиннадцать  дней преодолели более шестисот  километров, большей частью по  неприятельской территории. По прибытии  в Шенон она встретилась с  дофином. После многочисленных проверок  Жанну решили отправить к Орлеану. Она имела под своим началом  небольшой отряд, который состоял  из свиты и обслуги. К маю 1429 года Орлеан находился в осаде  уже более полугода. В пятницу 29 апреля Жанна д'Арк вошла  в Орлеан через восточные ворота. Благодаря ее авторитету и  популярности, а также личному  мужеству, осада с Орлеана была  снята и англичане увели остатки  своих войск8.

Информация о работе Жанна д’Арк как историческая личность