Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 06:52, контрольная работа
ТРАГЕДИЯ — большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии (см.), специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. имеет своей основой не всякую борьбу личности с препятствиями, но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение мировоззрений.
1. Трагедия как жанр драматургии.
А) Особенности и существенные признаки трагедии.
Б. Учение Аристотеля о катарсисе.
В. Особенности трагедий Шекспира как классической формы трагедии нового времени.
Г. Развитие Шекспировских традиций в трагедиях А.С. Пушкина
2. Комедия как жанр драматургии.
А) Особенности и существенные признаки комедии.
3. Драма как жанр драматургии.
А.)Особенности драмы как жанра драматургии.
Б.) Разновидности драмы как жанра драматургии.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ХАБАРОВСКИЙ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ
Контрольная работа по теории драмы и основам сценарного мастерства
«Жанры драматургии»
Хабаровск 2012
Содержание.
А) Особенности и существенные признаки трагедии.
Б. Учение Аристотеля о катарсисе.
В. Особенности трагедий Шекспира как классической формы трагедии нового времени.
Г. Развитие Шекспировских традиций в трагедиях А.С. Пушкина
2. Комедия как жанр драматургии.
А) Особенности и существенные признаки комедии.
3. Драма как жанр драматургии.
А.)Особенности драмы как жанра драматургии.
Б.) Разновидности драмы как жанра драматургии.
1. Трагедия как жанр драматургии.
ТРАГЕДИЯ — большая форма драмы, драматургический
жанр, противополагаемый комедии (см.),
специфически разрешающий драматическую
борьбу неизбежной и необходимой гибелью
героя и отличающийся особым характером
драматического конфликта. Т. имеет своей
основой не всякую борьбу личности с препятствиями,
но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение
мировоззрений.
А) Особенности и существенные признаки
трагедии. Термин трагедия появляется впервые в древней Греции
для обозначения религиозного обряда
— традиционных мимических игр и хоровых
песен (дифирамбов), связанных с аграрными
празднествами в честь бога Диониса. Ритуальной
основой этих празднеств было жертвоприношение
козла (по-гречески tragos, откуда и возникло
название «трагедия», «козлиная песнь»,
«песнь в честь козла»), сопровождавшееся
исполнением сказания о Дионисе. Это сказание
некогда, в глубокой древности, повествовал
народу жрец, позднее же оно перешло к
дифирамбическому хору, наряду с к-рым
в обряде участвовали пляшущие «хоры сатиров»,
мимически воспроизводившие события того
же сказания о Дионисе. Из сочетания дифирамба
с хором сатиров и произошла, по свидетельству
Аристотеля, трагедия., на ранних ступенях своего развития
сохранившая тесную связь с мифом о Дионисе.
Постепенно расширяя область трагедия. введением других мифов, усложняя драматизацию
сюжета, — культовое действо перешло в
театральное зрелище. Этапы этого перехода
точно не установлены, окончательно же
сложилась трагедия. как драматическая форма в период VII—VI
вв. до н. э. Зачинателем трагедия. античное предание называет коринфского
поэта Ариона. Первая точная дата в истории
трагедия. — 534, когда в Афинах выступил со своим
хором «отец аттической трагедия.» Феспис, сделавший крупный шаг в развитии
жанра введением актера (протагониста).
Вслед за этим выступлением в системе
афинских общегородских празднеств окончательно
оформился хороводный театр, достигший
полного расцвета в эпоху общегреческой
гегемонии Афин (479—431). В этот период уяснились
границы жанра, раскрылись принципы композиционного
построения и развертывания сюжета, сложилась
тематика, и термин «трагедия.» приобрел вполне определенное и устойчивое
значение.
Для решения проблемы Т. необходимо поставить
вопрос о том, в каких социальных условиях
возник этот жанр, какие исторические
явления он отразил, какие идейно-художественные
запросы удовлетворял он, когда и как переживал
свой распад, в какой зависимости вновь
появлялся на сцену.
История театра и драмы свидетельствует
о том, что в одни эпохи жанр трагедиия является преобладающим, в другие же
— то исчезает совершенно, то существует
как застывшая шаблонная форма, то деформируется
в такой мере, что удерживает лишь название
трагедия. Этот жанр создается впервые в истории
театра и драмы в эпоху великого социального
переворота. Античная трагедия. возникла в Греции в эпоху гибели и разложения
родового строя, освобождения мелких свободных
производителей — крестьян и ремесленников
— от власти родовой общины и образования
античных городов-государств в форме демократических
республик. В эту эпоху рушились патриархальные
устои родового быта, распадалась цельность
родового мировоззрения; в мир кастовых
традиций, строгих нравов, наивной веры
врывались религиозные сомнения, индивидуализм,
авантюризм торгового горожанина. Бурно
развивалась новая, индивидуалистическая
культура, новая философия, новое искусство;
вместе с ломкой старого социального уклада
Грецию охватывала, новая, демократическая
религия — культ Диониса, страдающего
бога-освободителя. В то же время «моральное
влияние, унаследованное мировоззрение
и мышление старой родовой эпохи еще долго
передавались последующим поколениям,
вымирая лишь мало-помалу» (Энгельс, «Происхождение
семьи, частной собственности и государства»).
Воспринятый сквозь призму унаследованного
мировоззрения, сдвиг всех форм жизни
и сознания ощущался древними как потрясение
земли и неба, смена богов; непонятная
закономерность исторического процесса
вставала как непостижимое предначертание
судьбы. В этой борьбе двух мировоззрений,
в смене двух миров создавалась народная
и героическая, имевшая громадное общественное,
всенародное значение, выражавшая подлинный
«голос народного сознания» (Гегель), античная
трагедия., высшее воплощение которой дали величайшие
трагики древнего мира — Эсхил, Софокл
и Еврипид. Генетически связанная с мифологией
и культовым действом новой религии, греческая
трагедия. в то же время уходила своими корнями
в народный эпос, народный культ героев.
Как указывал Гегель, «древняя трагедия. основывается на эпическом и героическом
состоянии мира». Симптоматично для генезиса
трагедия., что первые трагики создали ряд историко-героических
драм на тему освободительной борьбы греков
(«Взятие Милета», «Финикиянки» Фриниха,
«Персы» Эсхила).
Б. Учение Аристотеля о катарсисе. По Аристотелю очищение души является одной из целей и одним из следствий трагедии. Он дает трагедии такое определение: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем, [производимое] речью, услащенной по-разному в различных ее частях, [производимое] в действии, а не в повествовании, и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей». «Услащенная речь» - это речь, имеющая ритм, гармонию и напев. «По-разному в разных частях» означает, что в одних частях это услащение совершается только метрами (частными случаями ритмов), а в других еще и напевом. Речь и музыкальные часть – средства подражания, зрелище – способ; характер – то, что нас заставляет называть действующие лица каковыми-нибудь, это склонности людей; мысль – это то, в чем говорящие указывают на что-то конкретное или выражают суждение более или менее общее.
Аристотель говорит, что «начало и как бы душа трагедии – именно сказание и [только] во вторую очередь – характеры». Он подчеркивает, что из всех моментов, входящих в трагедию, «самое важное – состав происшествий, так как трагедия есть подражание не людям, но действию и жизни, счастью и несчастью, а счастье и несчастье заключается в действии, и цель [трагедии] – какое-нибудь действие, а не качество». В этом смысле трагический миф (или сказание), как картина действий, резко противопоставляется изображению характеров. Характеры – это и есть как раз то самое, что создает в людях их качество. А трагические поэты «выводят действующих лиц не для того, чтобы изобразить их характеры». Но миф не есть и изображение мыслей. Аристотель в весьма краткой формуле высказывает подлинную разницу, существующую между мифом, с одной стороны, и изображением характеров и умонастроения – с другой. Подобное этой антитезе, говорит Аристотель, происходит и в живописи. «Именно, если бы кто-нибудь без всякого плана употребил в дело лучшие краски, то он не произвел бы на нас такого приятного впечатления, как просто обозначив линией данное изображение». Миф, следовательно, понимаемый как действенный символ жизни, является как бы идеальной структурой жизни, смысловым скелетом действия, в то время как характеры и мысли изображаемых лиц и сами они суть только эмпирическое исполнение этих идеальных структур, причем, взятое само по себе, это эмпирическое наполнение гораздо проще и менее интересно; оно одинаково может применяться к любой структуре, так как само по себе оно – совершенно вне искусства и трагедии.
В. Особенности трагедий Шекспира как классической формы трагедии нового времени. Для нас пьесы Шекспира, прежде всего великое явление книжной литературы. Многие представляют себе, что Шекспир писал их для печати. Но в том-то и заключается особенность его пьес, что они писались не для чтения. Трагедии и комедии Шекспира были сценарием и либретто для театральных постановок. Именно так создавал свои пьесы Шекспир. Поэтому он даже не стремился к тому, чтобы увидеть их напечатанными. Шекспир писал свои пьесы для определенной труппы. Каждая роль предназначалась актеру, данные которого учитывались при создании образа. Количество главных персонажей зависело от состава труппы. Женщин-актрис в Англии тогда не было, и женские роли исполняли обученные этому мальчики-актеры. В разное время в труппе Шекспира таких мальчиков было то больше, то меньше, сколько именно, нетрудно подсчитать, взяв пьесы, написанные Шекспиром в разные годы. Обычно у него две-три-четыре женские роли. Всего в труппе было не более шестнадцати человек, поэтому, создавая пьесы с большим количеством действующих лиц, Шекспир делал так, чтобы один и тот же актер мог сыграть две роли, одну в начале, а другую во второй половине пьесы. Учитывал он также, что актеры, играющие большие роли, устают вовремя спектакля. Поэтому он строил действие так, чтобы Гамлет, Фальстаф, Отелло, Лир, Макбет не появлялись подряд в каждой сцене. Он устраивал передышки для исполнителей главных ролей. Шекспир учитывал также эмоциональное состояние зрителей. После сцен большого драматического напряжения он вводил веселые, смешные эпизоды, выпускал на подмостки шутов. Подобные особенности пьес Шекспира могли возникнуть только оттого, что автор до мелочей понимал театральную работу и приспособлял свою творческую фантазию к конкретным условиям сцены. Ничего подобного не могло прийти в голову философам и аристократам, если бы они сочиняли пьесы в тиши кабинета. Пьесы Шекспира родились на сцене народного театра его времени. Они настолько срослись с природой этого театра, что теперь, когда техника сцены XVI-XVII вв. мало известна, по пьесам Шекспира можно в значительной мере восстановить особенности тогдашней сцены и актерского искусства.
Г. Развитие Шекспировских традиций в трагедиях А.С. Пушкина. Французское издание Шекспира 1821 г. было первым и основным из тех источников, с помощью которых Пушкин в 1823—1825 гг. начал серьезно изучать творения английского драматурга. В истории французского шекспироведения это издание занимает довольно важное место; тем не менее оно полно недостатков и ни в коем случае не могло заменить подлинник. Напечатанные здесь переводы сделаны были в основном Летурнером еще в XVIII в. (1776—1779) и притом в прозе. Для своих первых французских читателей они имели большое значение, так как впервые открывали для них Шекспира с такой широтой и полнотой, но для XIX в. они уже являлись архаическими и старомодными. Исправления, сделанные в ряде этих переводов как Ф. Гизо, так и в особенности другим редактором издания — А. Пишо, хорошим знатоком всех идиом английской речи, несколько улучшили текст, приблизив его к оригиналу, но не сделали его более поэтическим по своему стилю и звучанию. Переводы Летурнера, в частности, не передают одного из характерных приемов Шекспира — чередования стихотворных и прозаических сцен; весьма искусное пользование Пушкиным подобной сменой стихов и прозы, ставшей одним из признаков драматической структуры «Бориса Годунова» именно под воздействием Шекспира, заставляет предположить, что, создавая свою трагедию в 1825 г., Пушкин, безусловно, должен был видеть шекспировский текст также в английском подлиннике.
В 30-х годах, уже испытав на себе мощное воздействие шекспировской драматургической манеры и отдав себе полный отчет во всех ее отличительных особенностях, Пушкин несколько раз засвидетельствовал, что он не мог в то время следовать ни переводческому восприятию, ни критическому истолкованию Шекспира у Летурнера; на первых порах, очевидно, Пушкину пришлось угадывать подлинного Шекспира сквозь прозаический текст Летурнера, а также преодолевая издавна известные русскому поэту критические осуждения Шекспира и английской драматургии, высказанные Вольтером и Лагарпом. В заметке 1832 г. («Всем известно, что французы народ самый anti-поэтический...») Пушкин писал, что «Montesquieu смеется над Гомером, Вольтер и Лагарп над Шекспиром»; очевидно, он имел в виду действительно не очень сочувственный отзыв Лагарпа о переводе Шекспира Летурнером. В позднейшей статье, предназначавшейся для «Современника», «О Мильтоне и Шатобриановом переводе Потерянного рая», говоря об истории и теории искусства перевода во Франции, Пушкин прямо назвал переводческие работы Летурнера и оценил их как не удовлетворяющие современным требованиям: «Наконец критика спохватилась. Стали подозревать, что г. Летурнер мог ошибочно судить о Шекспире и не совсем благоразумно поступил, переправляя на свой лад Гамлета, Ромео и Лира. От переводчиков стали требовать более верности и менее щекотливости и усердия к публике — пожелали видеть Данте, Шекспира и Сервантеса в их собственном виде, в их народной одежде»
2. Комедия как жанр драматургии.
А) Особенности и существенные признаки комедии.
Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») — жанр художественного
произведения, характеризующийся юмористическ
Аристотель определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде» («Поэтика», гл. V).
К числу видов комедии относятся такие
жанры, как фарс, водевиль, интермедия
Различают комедию положений и комедию характеров.
Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства.
Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества.
3. Драма как жанр драматургии.
А.)Особенности драмы как жанра драматургии.
Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил
особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанрдраматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно
бытовую сюжетику и более приближенную
к обыденной реальности стилистику. С
возникновением кинематографапе
Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Понятие «драма как жанр» (отличное от понятия «драма как род литературы») известно в русском литературоведении. Так, Б. В. Томашевский пишет
С другой стороны, драма как жанр в истории
литературы распадается на несколько
обособленных модификаций. Так, XVIII век — время мещанской драмы (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер). В XIX веке развитие получает реалистическая и нату
Многие драматурги XIX-XX веков исполь
Б.) Разновидности драмы как жанра драматургии.
В отличие от лирики драма воспроизводит внешние по отношению к автору события; по сравнению с эпосом она имеет форму диалога, а не повествования. В основе драматического действия лежит, как правило, конфликтная ситуация, определяющая характер отношений, действий, поступков и слов персонажей. Разнообразие общественных коллизий порождает богатство драматических жанров – трагедия, комедия, драма (как жанр; ее иногда называют бытовой драмой или просто пьесой), мелодрама, водевиль, фарс. Развитие драмы связано с именами Эсхила, Софокла, У. Шекспира, Ж. Мольера, Б. Брехта, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и многих других великих драматургов.
схожие:
- 1. Один из основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), охватывающий произведения, обычно предназначенные для исполнения на сцене; подразделяются на жанровые разновидности: трагедию, комедию, драму в узком смысле, мелодраму и фарс. Текст драматических произведений состоит из диалогов и монологов, воплощающих те или иные человеческие характеры. Сюжеты, формы драмы на протяжении истории менялись. 2. Разновидность пьес, в которых конфликт не получает трагической развязки, но действие не приобретает и чисто комического характера. Занимает промежуточное положение между комедией и трагедией. Получила особенное распространение во второй половине XIX и ХХ веках. Ярким примером такой разновидности пьес является драматургия А.П. Чехова.