Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:22, курсовая работа
Цель работы: раскрыть смысл женской личности с экзистенциалистской точки зрения французской писательницы и философа Симоны де Бовуар в произведении «Второй пол».
Задачи: 1) понять причины женских движений
2) почему возникла аксиома “анатомия это судьба”
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности женского движения
1.1 развитие женской личности с точки зрения исторического и социокультурного аспекта…………………………………………….5
1.2 феномен женских движений в Европе…………………………..12
Глава 2. Роль Симоны де Бовуар в изменении статуса женщины в европейской культуре
2.1 биография Симоны де Бовуар……………………………………15
2.2 ее точка зрения на место женщины в культуре…………………20
2.3 структура и содержание произведения Симоны де Бовуар
«Второй пол»..........................................................................................22
Заключение …………………………………………………………...25
Список литературных источников………………………………...26
Когда же во время летних каникул 1926 года эти отношения накалились до предела, она отправилась в путешествие по ночному Парижу, прихватив с собой младшую сестру.
Что не нравилось в ней родителям? Им казалось, что она «выпала» из нормальной жизни, что учеба сделала ее оторванной от реальности, что она идет поперек всем и всему. Почему конфликтовала Симона? Потому что ей казалось, что ее все время пытаются поучать, но при этом отчего-то никто и никогда не замечает ее взросления, становления, успехов в учебе. Возрастной максимализм Симоны достиг апогея, и вот под предлогом участия в общественных бригадах она убегала вечерами из дома и кочевала по стойкам ночных баров, изучая нравы присутствующей там публики. Наглядевшись всего вдоволь, Симона подытожила, что увидела другую жизнь, о существовании которой она и не догадывалась. Но «сексуальные табу оказались» для нее такими живучими, что она и помыслить не могла о распутстве. В этом смысле «полнота жизни» ее пока не интересовала. О себе семнадцатилетней она пишет, что была экстремисткой, «хотела получить все или ничего». «Если я полюблю, — писала Симона, — то на всю жизнь, я тогда отдамся чувству вся, душой и телом, потеряю голову и забуду прошлое. Я отказываюсь довольствоваться шелухой чувств и наслаждений, не связанных с этим состоянием».
В 19 лет Симона объявила своим родственникам:
«Я не хочу, чтобы моя жизнь подчинялась
чьему бы то ни было желанию, кроме моего
собственного».
Джордж де Бовуар не в состоянии был обеспечить
ни одну из своих дочерей приданым. Симону
это побудило к усиленной учёбе. Вскоре
замечательная студентка Сорбонны получила
степень магистра и сделала успешную карьеру.
В преддверии эпохального 1929 года — встречи
с Жаном Полем Сартром — Симона де Бовуар
уже была непохожей на других интеллектуалок.
Ей шел 21-й год, а ему — 24-й. Он заприметил
ее сам, но почему-то сначала подослал
к ней своего друга. Когда же всей компанией
они стали готовиться к заключительным
экзаменам, Сартр понял, что встретил самую
что ни на есть подходящую спутницу жизни,
в которой его удивляло «сочетание мужского
интеллекта и женской чувствительности».
А она в свою очередь впоследствии писала:
«Сартр в точности соответствовал грезам
моих пятнадцати лет: это был мой двойник,
в котором я находила все свои вкусы и
пристрастия…» Она признавалась, что
«будто встретила своего двойника» и «знала,
что он останется» в ее жизни навсегда.
Отныне, после успешно сданных экзаменов,
где Сартру досталось первое, а Симоне
— второе место (председатель экзаменационной
комиссии при этом пояснил, что Сартр обладает
уникальными интеллектуальными способностями,
но прирожденный философ — Симона), она
вместе с ним принялась низвергать эстетические
и социальные ценности современного общества,
следуя оригинальной философской доктрине
— гуманистического экзистенциализма.
Социальные катастрофы XX века виделись
им «миром абсурда», в котором нет места
ни смыслу, ни Богу. Единственная реальность
этого бытия — человек, который сам должен
наполнить свой мир содержанием. И в нем,
в этом человеке, нет ничего заранее заданного,
заложенного, поскольку, как считали Сартр
и Де Бовуар, «существование предшествует
сущности». А сущность человека складывается
из его поступков, она — результат его
выбора, точнее, нескольких выборов за
всю жизнь. Побудителями же поступков
философы называли волю и стремление к
свободе, и эти побудители сильнее общественных
законов и «всевозможных предрассудков».
По окончании учебы Сартра забрали
в армию на полтора года. А Симона осталась
в Париже, продолжала учиться. После армии
он получил место профессора в Гавре и
стал пользоваться особым вниманием со
стороны студенток: большой оригинал,
искусный ритор, человек обширных познаний,
он был для них властителем дум. Но Симону
его увлечения на стороне, как принято
считать и как она, впрочем, писала сама,
не смущали. Их союз вообще был особенным,
непохожим на привычные союзы. Свои отношения
молодые люди называли морганатическим
браком и говорили, что пребывают в этом
состоянии в двух обличьях: иногда они
разыгрывали небогатых и всем довольных
буржуа, иногда — представляли себя американскими
миллиардерами и вели себя соответственно,
подражая манерам богачей и пародируя
их. Сартр же в свою очередь отмечал, что
Симона помимо таких совместных перевоплощений
«раздваивалась» еще и сама по себе, «превращаясь»
то в Кастора (Бобра, это прозвище она получила
от друзей в годы студенчества), то в капризную
мадемуазель де Бовуар. А когда вдруг действительность
становилась скучной ему самому, то оба
они объясняли это тем, что в Сартра вселялась
ненадолго душа морского слона — вечного
страдальца, — после чего философ начинал
всячески гримасничать, имитируя слоновью
тревогу.
Они не имели ни детей, ни общего быта, ни обязательств, пытаясь доказать самим себе, что только так можно почувствовать радикальную свободу. По молодости они забавлялись всевозможными играми и чудачествами. «Мы жили тогда в праздности», — вспоминала Симона. Розыгрыши, пародии, взаимные восхваления имели, продолжала она, свою цель: «они защищали нас от духа серьезности, который мы отказывались признавать столь же решительно, как это делал Ницше, и по тем же причинам: вымысел помогал лишать мир давящей тяжести, перемещая его в область фантазии…»
Судя по воспоминаниям Симоны, она действительно была влюблена безумно и бесконечно счастлива от сознания того, кто оказался с ней рядом. Она всячески подмечала необычайность натуры своего избранника, говорила, что его цепкое, бесхитростное внимание схватывало «вещи живыми», во всем богатстве их проявления, что он внушал ей ту же робость, что внушали позднее лишь некоторые сумасшедшие, которые и в лепестке роз видели хитросплетения интриг. Да и как тут не стать восхищенной, когда рядом с тобой человек, одни мысли которого завораживают? «Парадокс разума состоит в том, что человек — творец необходимости — не может подняться над нею до уровня бытия, как те прорицатели, что способны предсказывать будущее другим, но не себе. Вот почему в основе бытия человека как создания природы я угадываю грусть и скуку», — писал Сартр в парижской газете в конце 1920-х год5
Непреложные качества оригинальной личности — авантюризм, своенравие, желание бросить вызов общественному мнению — были в Симоне, видимо, от рождения. Иначе для чего бы благочестивая девушка, воспитанная в добропорядочной религиозной семье, вдруг отказалась от брака и детей, провозгласила себя абсолютно свободной от всех существующих «предрассудков» на эту тему, стала писать вызывающие романы, проповедовать идеи женской независимости и откровенно заговорила про атеизм, бунт и революционные перемены? Признания своей неординарности мадемуазель де Бовуар никогда не таила и говорила о ней в открытую, в том числе и на страницах «воспоминаний», замечая, что с детства была склонна считать себя уникумом. Объясняла, что ее «превосходство над другими людьми» происходило оттого, что она никогда ничего в жизни не упускала — и в будущем ее «творчество сильно выиграло от такого преимущества». А еще Симона очень рано сделала для себя вывод, который стал одним из основополагающих в ее последующей «философии существования»: жить в двадцать лет вовсе не значит готовиться к своему сорокалетию. И еще — жизнь, следуя Симоне, это отношение к миру, делая свой выбор отношения к миру, индивидуум сам себя определяет.
Имя Симоны де Бовуар мало известно российскому читателю, а если кому либо оно и знакомо, то, вероятно, в связи с творчеством французского писателя экзистенциалиста Жан Поля Сартра. Между тем Симона де Бовуар одна из наиболее выдающихся представителей литературного мира своего поколения.
Мировое признание Бовуар получила благодаря философской работе «Второй пол». В ней Симона писала: «Человек не рождается, а скорее становится женщиной. Ни биологическая, ни физиологическая, ни экономическая судьба не определяют роли, которую играет женщина в обществе, эту роль определяет цивилизация в целом, которая создаёт это существо — нечто среднее между мужчиной и евнухом, — которое и называют женщиной».После публикации эта работа, как единственная в своём роде и весьма революционная, получила громадную известность, но и была разгромлена суровой критикой. Резкие высказывания Бовуар по поводу отношения полов спровоцировали нападки традиционалистов. Последние утверждали, что «Второй пол» — наиболее напыщенное и претенциозное произведение писательницы, что оно догматично и пессимистично. Некоторые критики считали, что взгляды Бовуар унижают женщину, как якобы содержащие в себе предположения о врождённом превосходстве мужчин. Однако в лице многих феминисток писательница нашла горячих поклонниц, которые впервые в произведениях Бовуар увидели своего подлинного глашатая, талантливого выразителя идей женского равноправия. До настоящего времени проблемы, затронутые Симоной де Бовуар, имеют самое актуальное значение.
9 февраля 2008 года Франция отмечала 100-летие со дня рождения «исключительной личности», «целой эпохи» - писательницы Симоны де Бовуар. В ее честь назвали новый стодевяносто-метровый двухъярусный пешеходный мост, который соединил правый берег Сены с расположенным на левом берегу реки комплексом библиотеки Ф. Миттерана: «Она была выдающейся писательницей, и мост ведет к библиотеке. Она была современным мыслителем, и мост получился очень современным. Она была женщиной, и мост очень женственный. Он изящен, элегантен и не играет мускулами», - отметил автор проекта, австрийский архитектор Дитмар Файхтингер.
Сартр покоился на кладбище Монпарнас, куда по странному стечению обстоятельств выходили окна ее небольшой квартиры. Ее не стало весной. 14 апреля 1986 года. Она умерла в одной из больниц Парижа, персонал которой никак не мог поверить, что в их стенах последние дни доживала сама Симона де Бовуар: она ушла в одиночестве, к ней никто не приходил и не справлялся о ее самочувствии. Да и кто смел предположить, что Симона может состариться и уйти? Она при жизни стала легендой, а легенды, как известно, вечны…
2.2 Ее точка зрения на место женщины в культуре
Симона де Бовуар полагала, что быть женщиной означает не столько принадлежность к особой биологической категории людей, сколько причастность к особой социопсихической реальности – «женственности». В контексте модели мировосприятия мужчины, по Бовуар, женщина понимается, в первую очередь, как существо, соотнесенное с ним, как определенная «инакость», как «другое». Такая ситуация одновременно порождает как «овещнение» женщины вкупе с утратой ею свободы, так и определенный набор сексуально-поведенческих и культовых преимуществ. По мнению Бовуар, положение женщин в обществе качественно отлично от состояния человечества в целом, ибо мужчины сформировали мир, в котором женщина («иная») обречена выступать «вторым полом». Не столько биология сколько традиционалистская женственная эмоциональность и сопряженная самооценка задают и предопределяют тип распределения социальных ролей в обществе. Несмотря на то, что исторический опыт, по Симоны де Бовуар, предельно широкий спектр жизненных позиций, которые могли занимать женщины, ни одна революция и ни одна освободительная доктрина не оказались в состоянии обеспечить реального равенства полов.
Миф о женской природе, реконструируемый Бовуар на материалах творчества ряда авторов (в том числе, А.Бретона и Стендаля), по ее мнению, постулировал и укоренил в массовом сознании традиционный архетип о всеобъемлющей эмоциональности женской природы, о ее изначальной неидентичности мужчине. В ходе исследования этапа детства и юности людей (особенно девочек), а также устройства и этапов возрастных (как правило, скачкообразных и внезапных) изменений в устройстве женского тела сформулировала весьма пародоксальный вывод о том, что женщинами не рождаются, женщинами становятся. Репертуары достижения женщиной подлинного равноправия с мужчиной, по мнению Бовуар , не могут быть парциальными: весьма значимое всеобщее экономическое освобождение должно быть дополнено культурно-нравственным переворотом.
“В наши дни женщине доступны не только сценическое искусство, многие женщины пробуют свои силы в различных сферах творческой деятельности. Ситуация женщины предрасполагает ее к поискам спасения в занятиях литературой и живописью.
Живопись, философия, литература – это те сферы, где мир перестраивают заново а основе человеческой свободы, это сферы созидания. Для того чтобы выразить себя в них, следует прежде всего заявить о себе как о такой свободной личности. Традиционное образование и обычаи ограничивают возможности женщины в мире; поэтому ей приходиться вступать в жестокую схватку за свое место в нем, в схватку, в ходе которой не может быть и речи о преодолении пределов данности. Ей нужно сначала утвердить себя там в своем суверенном одиночестве; но женщине прежде всего недостает навыка, как, одолевая тоску, заброшенность и черпая силы в гордости, овладевать своей трансценденцией.”6
Симона де Бовуар полагала, что приоритетный сексуальный инстинкт, присущий мужчинам, в конечном счете уступает по биологической энергетике и психической значимости женской любви. Смыслом ее, по мнению Б., выступает обретение гармонии между женскими эротизмом и нарциссизмом, с одной стороны, и воплощение мистической ориентации любящих женщин на поиск Бога в предмете своей страсти. Не отвергая того обстоятельства, что сексуальные различия будут всегда оказывать значимое воздействие на отношения полов, что женственность, как особое социопсихическое свойство, не должна оставаться решающим инструментом самоопределения женщины в мире, равно как и компенсирующим механизмом в системе властных отношений между полами. Признание универсальной человеческой природы женщины и мужчины – основа того культурного переворота, который, в состоянии предвосхитить истинную женскую эмансипацию. «Эмансипировать женщину – значит отказаться от того, чтобы ограничивать ее соотнесенностью с мужчиной, не отрицая эту последнюю пусть она будет независима, и тогда она будет существовать и для него тоже признавая друг друга за личность, каждый из них все же останется друг для друга иным». Судьба женщины, в контексте идей Бовуар, не может оставаться уделом мужской половины человечества. Женщина обязана восстановить свое человеческое достоинство в процессе творческого самоутверждения, она в исторической перспективе, не может не обрести подлинную свободу и равноправие.
«Человек не рождается, а скорее становится женщиной. Ни биологическая, ни физиологическая, ни экономическая судьба не определяют роли, которую играет женщина в обществе, эту роль определяет цивилизация в целом, которая создаёт это существо — нечто среднее между мужчиной и евнухом, — которое и называют женщиной».7
2.3 Структура и содержание произведения Симоны де Бовуар «Второй пол»
В 2008 году по многих странах широко отмечалось столетие со дня рождения Симоны де Бовуар, а в 2009 году исполнится 60 лет со дня выхода в свет «Второго пола». Несмотря на то, что философские, литературные и биографические тексты Симоны де Бовуар хорошо известны на Западе, следует отметить, что в постсоветских странах работы Симоны де Бовуар остаются практически неизвестны большому кругу читателей.
Симона де Бовуар обращается в своем повествовании к мифам и легендам, о «тайне пола», о «загадке женской души», созданным, по ее словам, мужчинами. Опираясь на высочайшие образцы мировой литературы, она снова и снова говорит о чудовищной несправедливости обычной женской судьбы, о традиционном небрежении к слабому полу и связанной с этим унизительной повседневной дискриминации.
Восьмисотстраничная книга французской писательницы - безусловное дитя своего времени. Она - букварь и энциклопедия, созданная с изнурительной подробностью первопроходца, боящегося чего-то недосказать из чувства ответственности, которое понимается как недоверие к преемникам. Она полна идеализации социализма и приблизительностей естественнонаучного анализа. Но не прочитать ее нельзя.
Первый том книги, "Факты и мифы" разделен на три части : «Судьба», «История», «Мифы». Посвящен, что называется, "адресам и явкам". К идее равенства полов автор идет через вульгарно-забавные данные биологии, истории и мифологии, нудно и трепетно доказывая ее через половые расклады персонажей фауны. Однако французский современник писательницы ленив, нелюбопытен и плохо обучаем, за что получает в первой главе части "Судьба" мелкоузорную, как восточный ковер, дифференцированную по половому признаку биологическую историю человеческого тела с формулами расчета массы мозга у мужчин и женщин.
«Тело женщины - это один из основных элементов, определяющих положение, которое она занимает в мире. Но одного лишь тела недостаточно, чтобы дать женщине определение: оно живет лишь той реальностью, что воспринята ее сознанием через действия и в рамках общества. Одной биологии недостаточно. Речь идет о том, чтобы выяснить, как была в ней подправлена природа в ходе истории, что сделало человечество с человеческой самкой»8
Вторая и третья главы наезжают на фаллократические комплексы отцов марксизма и психоанализа - и поделом. Таким образом, половая "судьба" складывается из "трех источников и трех составных частей": биологии, точки зрения психоанализа и приговора исторического материализма.
Информация о работе Женская личность в работе Симоны де Бовуар «Второй пол»