Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:07, контрольная работа
Широко известна фраза, что самые неприступные крепости - это головы людей. К сожалению, сегодняшняя реальность и практика заставляют признать, что именно голова человека - самое уязвимое сооружение, а число манипуляторов сознанием, желающих поживиться на этой слабости, растет в невероятной прогрессии. Неслучайно в популярной серии фильмов “Горец” все действие крутиться вокруг отсечения голов - единственного средства лишать бессмертных бессмертия. Это одновременно и признание важности головы для жизни, и указание на ее коварную слабость. Все стало с ног на голову - ахиллесова пята стала головой и превратилась в лакомую цель тысяч лукавых Парисов, мечущих в нее свои стрелы.
Введение.
1) Жертвы деструктивных культов и их характеристики.
2) Помощь жертвам активного манипулирования психикой.
Заключение.
Консультирование обычно начинается по инициативе родителей или мужа (жены) члена группы. Родитель или муж (жена), обеспокоенные участием близкого в культе, договариваются о встрече наедине или о телефонной консультации с консультантом “по реформированию мышления” или с "командой" таких консультантов.
Родители или супруг(а) должны узнать о культовом манипулировании (особенно о том, которое использует группа, привлекшая их близкого человека) и о моделях общения, которые могут помешать их отношениям с культистом. Если необходимо, они могут участвовать в семейных консультациях с психотерапевтами или, в некоторых случаях, с консультантом . Затем консультант и клиент примут решение о том, как эффективнее всего убедить культиста поговорить с консультантом . Тогда семья представляет консультанта по психологическому насилию культисту, консультант обычно будет представлять участие в культе как семейную проблему, каким оно действительно является. Консультант просит культиста принять участие в просмотре (прочтении, прослушивании) информации, которая может помочь ему и его семье лучше понять и справиться со своими проблемами. Если культист соглашается, что случается в большинстве случаев, консультант может потратить один или несколько дней, обсуждая культы и психологическое манипулирование, проводя обзор письменных материалов, просматривая и обсуждая видеофильмы и обсуждая значение этой информации для культиста и семьи. Консультант хотя и не прячет свои взгляды относительно культов, стремится не оказывать на культиста, который решает, как реагировать на эту информацию, давление и не манипулировать им. [Джиамбалво ,1998,с.82].
Консультант уважает окончательное решение культиста, заключается ли оно в том, чтобы остаться в группе, или в том, чтобы уйти. Если культист покидает группу, консультант обеспечивает его информацией о том, как продолжать образовательный процесс, начатый во время консультирования о выходе, и где получить помощь для того, чтобы справиться с послекультовыми проблемами. Большинство консультантов полагают, что когда культист дает им достаточное время для представления их информации - обычно около трех дней - человек решает уйти из культа примерно в 90% случаев. Если культист не дает консультантам достаточного времени, но слушает их информацию до определенной степени, неофициальные оценки отмечают, что около 60% решат, в конечном счете, покинуть группу.
Хотя существуют различные подходы к консультированию о выходе, все они отвечают потребностям семьи или пострадавшего члена семьи и стремятся помочь культистам, обеспечивая их информацией, о которой они не знают. Подход, предлагаемый К. Джиамбалво, можно назвать сосредоточенным на информации консультированием о выходе. Он отличается от сосредоточенного на процессе консультирования о выходе, или оттого, что С. Хассен называет "стратегической терапией воздействия", и от подходов, которые выдвигают на первый план определенные теологические моменты, прежде всего то или иное религиозное переобращение. С. Хассен допускает более активную и целенаправленную роль консультанта в подведении клиента к выходу из культа, в том числе и за счет некоторых технических приемов. Неприемлемы для совести практического психолога или психотерапевта должны быть попытки предопределить в ходе консультирования изменения в более широкой и глубокой системе жизненных, духовных, в том числе и религиозных, взглядов клиента. [Волков,1997, с.102-109]. Консультирование о выходе не производит существенной психологической перемены. Оно просто обеспечивает информацией, которая является катализатором перемены, которая пробуждает культистов, затем уже способных сделать истинный выбор, вытекающий скорее изнутри, нежели снаружи. Опора на психологические методики в консультировании о выходе может сделать более трудным для культистов определение того, был ли выбор, сделанный ими во время консультирования о выходе, действительно их выбором, а не консультанта по выходу”.
Особенностями консультирования о выходе является:
1. Значительная роль предварительного сбора информации.
2. Активное участие семьи и близких (но не семейная терапия!).
3. “Командная” работа консультантов.
4. Длительность и интенсивность.
5. Акцент на предоставление информации как на единственную цель консультирования, т.е. информирование вместо психотехники.
6. Участие бывших культистов.
Реально консультирование о выходе относится к добровольным отношениям между профессиональным помощником и нуждающимся в помощи индивидуумом, семейством, группой, или социальной единицей, в которых консультант занимается обеспечением информацией, что позволяет клиенту более ясно определять и решать проблему, по которой они искали консультацию.
Консультация о выходе - это представление информации относительно принципов и практических применений восстановления социальной идентичности. Консультация предполагает почтительный диалог в открытой обстановке, дополненный образовательными материалами, типа подходящих литературных, подлинных исходных материалов (первоисточников), сообщений средств массовой информации, и личных свидетельств. Главная помощь может быть оказана при хорошо спланированной работе близких адепта и специалиста, которые помогает как семье, так и самому культисту. В качестве группы используется: семья, знакомые, бывшие члены культа. Групповые механизмы воздействия на личность в культе вполне уместно нейтрализовать аналогичными групповыми механизмами «не деструктивного действия». Необходимо учитывать, что во время знакомства с культом, завербованный получает только одностороннюю информацию со стороны культа, а вовсе не исследует обе точки зрения. Группа - это своеобразная «барокамера» при переходе человека из культа в реальность.
До начала консультирования родителям стоит начать немедленный сбор информации об особенностях культа. В общении с членом своей семьи, вовлеченным в культ надо избегать конфронтации, не критиковать посещаемую группу и ее членов. Критика культа приведет к негативным мгновенным реакциям. Дело в том, что личность долгое время пребывающего в секте, подвергается значительной трансформации, сказывающейся в невротичном и неадекватном реагировании на любую негативную информацию о секте. Критическая информация является слишком резким переходом. Необходимо понимать, что каким способом культиста вербуют, примерно таким же образом следует предоставлять критическую информацию. Должна происходить минимальная дозировка информации, которая разрушает непосредственно саму систему ценностей, а не компоненты системы. Когда система нарушена, можно приводить доказательства неверности доктрин. Разрушая систему ценностей культиста, необходимо понимать, что культист, на данный момент, уже не может жить без этой системы. Старая атеистическая система не годится для возврата в нее. Поэтому необходимо предоставить другую, но подлинно христианскую систему ценностей, чтобы перейти в нее. Если этого не произойдет, тогда культист не обнаружив лучшей замены, возвратится обратно, а духовно зрелые братья по культу помогут заделать появившиеся трещины в системе ценностей. Она активно вытесняется из сознания. Если член семьи будет совершать поступки, выходящие за этические рамки, следует набраться мужества и спокойно переносить подобное поведение. Надо понимать, что это происходит из-за глубокого внутри личностного конфликта. Можно также демонстрировать интерес к его культовой деятельности и даже попросить когда-нибудь посетить организацию вместе с ним. Это увеличит его доверие к членам семьи и уменьшит напряжённость в отношениях, а углубленное знакомство с группой, даст опыт того, какие подходы следует использовать в общении. Можно также включать методы мягкого контроля и тщательно отслеживать средства, которые тратятся и количество времени, которое он проводит в секте.
Однако даже такой вид общения не приведёт к тому, что человек, полностью зависимый от группы и эмоционально включённый в её деятельность уйдёт из секты. Без помощи специалистов вырвать личность из культа, не нанеся значительных травм её психическому здоровью, практически невозможно. После этого, работая уже вместе с профессионалами, надо договориться о том, что он выделит часть своего времени (не менее 3 дней) и проведёт их с членами своей семьи или консультантом, обеспокоенными его посещением группы и решившими предпринять кое-какие действия. Если он очень испуганно реагирует на "чужих" людей, стоит первоначально не раскрывать ему цель своих намерений. [Волков,1997,с.102-109].
Единственный вариант эффективности консультирования - абсолютная изоляция личности от секты на время работы с консультантами. Для этого можно вывести за город, либо на время сменить место жительства. Готовиться к консультированию надо кропотливо, просчитывая все возможные варианты, тщательно прослеживая все аспекты, устраняя сами возможности ошибок. Не факт то, что огромный объём проделанной работы, даст эффективный результат, поэтому стоит запастись терпением и мужеством. Главное - это бороться до последнего, но, при этом, думая о его психологическом здоровье, обращая внимание на его эмоциональное состояние, ориентируясь на его потребности.
Если консультирование даст позитивный эффект, то членам семьи надо будет приложить определённые усилия, чтобы удержать этот положительный результат. Уделять много времени. Искать альтернативные занятия его бывшему посещению секты. Стоит постараться изолировать его от контактов с людьми из секты. Лучше всего - уехать на время куда-нибудь на отдых. Необходимо помочь ему обрести эти социальные навыки, адаптироваться, Для этого наилучшей формой являются все программы социально-психологического тренинга как способа научения социальными умениям и навыкам, формирования гибкого стиля поведения с самоответственностью, критичностью, креативностью, уверенностью в себе. В консультировании о выходе первостепенное значение имеет тщательное разъяснение тех социально-психологических механизмов, которые были задействованы манипуляторами для их подчинения и установления зависимости. Отсутствие ясного представления о том, что же с ними случилось, иногда на многие годы отравляет жизнь людей, даже уже вышедших из культов, или приводит к новым рецидивам вовлечения в культ.
Заключение
Указанные
псевдопедагогические
Подобные «педагогические» системы и технологии обычно имеют, как уже отмечалось, явное или скрытное оккультное содержание. Вопреки закону о светском характере образования они, зачастую, находят себе место в государственных школах, поскольку стараются скрывать свою сущность и истинные цели. Тогда происходит либо навязывание оккультных мировоззренческих установок, либо подготовка детей к естественному принятию соответствующих взглядов в будущем. Представители псевдопедагогических культов прилагают большие усилия к воспитанию в детях духа, враждебного традиционным культуро-созидательным и государственно -образующим религиям.
Специалистам известен целый ряд подобных деструктивных культов, кроме того, во многих странах (и на территории России) отмечается возникновение новых их ветвей и разновидностей.
Список используемой литературы:
Информация о работе Жертвы деструктивных культов и их характеристики