Запад – Восток: диалог или противостояние культур?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:22, реферат

Краткое описание

Для своего реферата я выбрала тему «Восток - Запад: противостояние или диалог культур.» , так как этот вопрос, часто обсуждаем и как мне кажется, имеет большое значение для нашей страны. Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно - экономических и политических структур.

Содержание

1. Введение.
2-3
2. Оценка ученных и философов Запада и Востока.
3-6
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации.
7
4. Традиции Востока и Запада.
8
5. . Сойдутся ли Запад и Восток
9
6. . Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур.
10-13

7. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
13-15
8. Специфика России.
16
9. Заключение. 17-18
10. Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 50.73 Кб (Скачать файл)

7.Проблема  деления культур  на ”восточные  ” и “западные”

«Запад  есть Запад, Восток есть Восток,

не встретиться  им никогда.

Лишь  у подножья Престола Божья

в день страшного  суда.»

Редьярд Киплинг.

Когда резню устраивают азиаты - это зверство; когда европейцы - политическая необходимость.

Шри Ауробиндо.

Деление культур  на восточные и западные фиксирует  не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и  способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

В современной культурологии  под «Западом»  подразумевается  европейская и  американская культура, под «Востоком» - культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Для средних  веков это деление  зависит от того, рассматривается  этот вопрос с европоцентристской или общемировой  точки зрения. В первом случае под Востоком подразумевают культуры Византии, Египта, Сирии и Палестины, под Западом - культуры развитых государств Европы - Франции, Италии, Испании, Германии, Англии. В рамках мировой культуры Восток - это в первую очередь, Китай, Индия, Япония, Персия; европейскую культуры и преемственную ей византийскую относят к западным культурам.

Несмотря  на такие отличия  в разделении стран  на Запад и Восток, у этих двух «противоположных»  типов культур  можно выделить присущие им черты.

Западная  культура ориентирована  на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование  культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных  формах. Для социодинамики  западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс  перехода к новому протекает как  ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических  и политических структур. Запад, будучи носителем начала творческого, потенции, постоянного поиска, бунта, дерзновения и, в это же время, являя стремление к постоянному аналитическому познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытия земного, телесного, разрушая тем самым гармонию, постоянство и органичность собственной жизни.

Дени де Ружмон в книге «Вызов запада» называет две выдающиеся идеи, характерные  для западной культуры: личность и  машину. Это важно, поскольку личность и машина противостоят друг другу, а  потому Запад переживает огромное психологическое  напряжение. «Личность предполагает индивидуальность, персональную ответственность, тогда как машина является продуктом  интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации, групповой жизни». (Д. Судзуки «Лекции  о Дзен-буддизме»). Причем понятие  личности в данном контексте следует  понимать даже не как монаду (древних  греков), но как принцип бесконечного, всеобъемлющего порыва, полета Духа за рамки всех условностей и границ. При всем этом, нельзя не отметить еще  одну немаловажную черту западного  менталитета - его склонность к научному исследованию мира. Наука Запада занята плетением сетей сложных методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она  пытается понять его и его природу. Д. Судзуки пишет: «Какими бы мелкими  не были ячейки сети, пока есть сеть, имеется  и то, что сквозь нее ускользает, а именно то, что не может быть каким-либо образом измерено. Числа  уходят в бесконечность, и однажды  науки признаются в собственной  неспособности заманить реальность в свою сеть». Оказывается, что сама Жизнь - эта удивительная тайна, для  познания которой и создавались  науки - неминуемо бежит из-под  линз микроскопов и датчиков других научных приборов.

Восток является воплощением некой иррациональности, трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступал от заповедей существования в  мире духовном (при этом, подчас, ущемляя  существование плоти, но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию и гармонии). На Востоке новое  не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается  в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники, посредующей отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Восток - это  сжатость, глубина, тишина. В данном отношении особенно показательным  примером является японская поэзия хайку. Известный английский исследователь  японской культуры Р.Х. Блейс писал  по этому поводу: «Хайку - это самый  короткий поэтический жанр, при котором  стихотворение еще имеет форму  и ритм. Сокращая поэтическое произведение до семнадцати слогов, мы приближаемся к невидимому, неописуемому поэтическому переживанию, пока каждая характеристика объекта не станет для него неотъемлемой, пока само стихотворение не станет прозрачным и как бы написанным без  слов». Восток провозглашает принцип  познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние  с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этого являются «Пустота» (шуньята (санскрит.)) или «Недеяние» (увей (кит.)). Эти термины отнюдь не означают отрицание мира или вообще отрицание чего- либо, скорее наоборот: они говорят о запредельности, сверхреальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. Сатпрем говорил об индуизме: «Так называемый индуизм - это выдумка запада; индусы говорят только о «вечном законе», санатана дхарма, который существует и для мусульман, негров, христиан и даже анабаптистов. То, что кажется человеку запада самой важной частью религии - а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает, что человек не является католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для индуса самым несущественным аспектом, ибо он инстинктивно стремится отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке».

 

8.Специфика  России

Как будут складываться отношения между европейской и исламской цивилизациями, имеет жизненно важное значение для России. С первых веков своего существования Русь непосредственно соприкасалась с мусульманским миром. Ростово-суздальское княжество граничило с Волжской Болгарией, с которой им были установлены дипломатические отношения. Начиная с ХП века русские купцы и паломники постоянно посещали Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, страны Магриба. По мере своего расширения Московское государство вобрало в себя территории, населенные мусульманами. Восточные мотивы оказали заметное влияние на творчество КАК БУДУТ СКЛАДЫВАТЬСЯ отношения между европейской и исламской цивилизациями, имеет жизненно важное значение для России. С первых веков своего существования Русь непосредственно соприкасалась с мусульманским миром. Ростово-суздальское княжество граничило с Волжской Болгарией, с которой им были установлены дипломатические отношения. Начиная с ХП века русские купцы и паломники постоянно посещали Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, страны Магриба. По мере своего расширения Московское государство вобрало в себя территории, населенные мусульманами. Восточные мотивы оказали заметное влияние на творчество лей "доктрины Эйзенхауэра" была провозглашена защита от советской угрозы Мекки и Иерусалима11 (последний, действительно, в 1962 году был оккупирован, но не СССР, а союзником Соединенных Штатов -- Израилем). Многовековое проживание русских бок о бок с другими народами привело к возникновению на территории России уникальной цивилизации, основывающейся на взаимопонимании и взаимотворчестве различных культур и религий, в том числе христианства и ислама.

 

9. Заключение 

Подводя итоги  сравнения запада и востока как  двух культурных ареалов и, обобщая  все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей. Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни. В процессе работы над этой темой, я выявил отличия между западной и восточной культурами, по которым Запад и Восток противостоят друг другу. Их основные различия в пути развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т.д. Стоит отметить, что западный человек, европейский колонизатор, считал, что он одарил людей Востока, тем, что те не способны были создать сами (машины, техника и т.д.). Т.к. они «варвары». Хотя сейчас ситуация изменилась. Например, Япония стала одной из ведущих стран с устойчивой экономикой, политическим строем. Она удерживает первые позиции на звание самой прогрессивной страны в области науки, техники, электроники, даже если её культурное развитие не было основано на принципе заимствования из других культур. Основной разгадкой, по моему мнению, отличия Востока и Запада, есть принципиальная разница психологии, менталитета представителей двух цивилизаций. Философия европейца и человека востока различны. В этом можно убедиться в отношении к природе, окружающей среде. Как уже говорилось раньше для европейца природа: «не храм, а мастерская» для восточного жителя мира это единое целое вместе с ним самим.

Но для меня трудно выделить ту культуру и ту цивилизацию, которая была бы лучше другой, Я  думаю если есть противостояния, соперничество между Востоком и Западом, то сейчас в глобализации оно должно сгладиться и они будут развитыми органично. Потому что знаменитых, интересных, очень умных людей на плечах, которых держится вся культура, руками которых она творится достаточно на Востоке и на Западе.

Цивилизация Востока  была жизнеспособна, пока ей приходилось  сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

Эти культуры различны, но с другой стороны они, дополняя друг друга, образуют общую мировую  культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты  и гармонично связаны эти два  культурных ареала - Восток и Запад. 
 

10. Используемая литература

1. Аверинцев  С. Морфология культуры О. Шпенглера  // Вопросы литературы.1968.№1.

2. Бердяев Н.А.  и др. О. Шпенглер и закат  Европы. - М., 1922.

3. Маркарян Э.С.  О концепции локальных цивилизаций. - Ереван, 1962.

4. Данилевский  Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

5. Журнал ВПИ. Культурология 2006 г.

6. Культурология.П.С.Гуревич.2000.г.

7. Вопросы философии. Е.Н. Аникеева , А.В.Семушкин 1998

8. Журнал” Международная  жизнь.”А.Подцероб.1998.

9. Журнал” Международная  жизнь.”А.Подцероб.1998.

10. История мировой  культуры, Чернокозов А.И. 1997.

Информация о работе Запад – Восток: диалог или противостояние культур?