Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:22, реферат
Для своего реферата я выбрала тему «Восток - Запад: противостояние или диалог культур.» , так как этот вопрос, часто обсуждаем и как мне кажется, имеет большое значение для нашей страны. Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно - экономических и политических структур.
1. Введение.
2-3
2. Оценка ученных и философов Запада и Востока.
3-6
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации.
7
4. Традиции Востока и Запада.
8
5. . Сойдутся ли Запад и Восток
9
6. . Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур.
10-13
7. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
13-15
8. Специфика России.
16
9. Заключение. 17-18
10. Используемая литература
7.Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
«Запад есть Запад, Восток есть Восток,
не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья
в день страшного суда.»
Редьярд Киплинг.
Когда резню устраивают азиаты - это зверство; когда европейцы - политическая необходимость.
Шри Ауробиндо.
Деление культур
на восточные и западные фиксирует
не только их территориальное расположение,
но и характеристику методов и
способов познания мира, ценностной ориентации,
основных мировоззренческих установок,
общественно-экономических и
В современной культурологии под «Западом» подразумевается европейская и американская культура, под «Востоком» - культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Для средних веков это деление зависит от того, рассматривается этот вопрос с европоцентристской или общемировой точки зрения. В первом случае под Востоком подразумевают культуры Византии, Египта, Сирии и Палестины, под Западом - культуры развитых государств Европы - Франции, Италии, Испании, Германии, Англии. В рамках мировой культуры Восток - это в первую очередь, Китай, Индия, Япония, Персия; европейскую культуры и преемственную ей византийскую относят к западным культурам.
Несмотря на такие отличия в разделении стран на Запад и Восток, у этих двух «противоположных» типов культур можно выделить присущие им черты.
Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. Запад, будучи носителем начала творческого, потенции, постоянного поиска, бунта, дерзновения и, в это же время, являя стремление к постоянному аналитическому познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытия земного, телесного, разрушая тем самым гармонию, постоянство и органичность собственной жизни.
Дени де Ружмон
в книге «Вызов запада» называет
две выдающиеся идеи, характерные
для западной культуры: личность и
машину. Это важно, поскольку личность
и машина противостоят друг другу, а
потому Запад переживает огромное психологическое
напряжение. «Личность предполагает
индивидуальность, персональную ответственность,
тогда как машина является продуктом
интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации,
групповой жизни». (Д. Судзуки «Лекции
о Дзен-буддизме»). Причем понятие
личности в данном контексте следует
понимать даже не как монаду (древних
греков), но как принцип бесконечного,
всеобъемлющего порыва, полета Духа за
рамки всех условностей и границ.
При всем этом, нельзя не отметить еще
одну немаловажную черту западного
менталитета - его склонность к научному
исследованию мира. Наука Запада занята
плетением сетей сложных
Восток является
воплощением некой
Восток - это сжатость, глубина, тишина. В данном отношении особенно показательным примером является японская поэзия хайку. Известный английский исследователь японской культуры Р.Х. Блейс писал по этому поводу: «Хайку - это самый короткий поэтический жанр, при котором стихотворение еще имеет форму и ритм. Сокращая поэтическое произведение до семнадцати слогов, мы приближаемся к невидимому, неописуемому поэтическому переживанию, пока каждая характеристика объекта не станет для него неотъемлемой, пока само стихотворение не станет прозрачным и как бы написанным без слов». Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этого являются «Пустота» (шуньята (санскрит.)) или «Недеяние» (увей (кит.)). Эти термины отнюдь не означают отрицание мира или вообще отрицание чего- либо, скорее наоборот: они говорят о запредельности, сверхреальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. Сатпрем говорил об индуизме: «Так называемый индуизм - это выдумка запада; индусы говорят только о «вечном законе», санатана дхарма, который существует и для мусульман, негров, христиан и даже анабаптистов. То, что кажется человеку запада самой важной частью религии - а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает, что человек не является католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для индуса самым несущественным аспектом, ибо он инстинктивно стремится отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке».
8.Специфика России
Как будут складываться отношения между европейской и исламской цивилизациями, имеет жизненно важное значение для России. С первых веков своего существования Русь непосредственно соприкасалась с мусульманским миром. Ростово-суздальское княжество граничило с Волжской Болгарией, с которой им были установлены дипломатические отношения. Начиная с ХП века русские купцы и паломники постоянно посещали Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, страны Магриба. По мере своего расширения Московское государство вобрало в себя территории, населенные мусульманами. Восточные мотивы оказали заметное влияние на творчество КАК БУДУТ СКЛАДЫВАТЬСЯ отношения между европейской и исламской цивилизациями, имеет жизненно важное значение для России. С первых веков своего существования Русь непосредственно соприкасалась с мусульманским миром. Ростово-суздальское княжество граничило с Волжской Болгарией, с которой им были установлены дипломатические отношения. Начиная с ХП века русские купцы и паломники постоянно посещали Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, страны Магриба. По мере своего расширения Московское государство вобрало в себя территории, населенные мусульманами. Восточные мотивы оказали заметное влияние на творчество лей "доктрины Эйзенхауэра" была провозглашена защита от советской угрозы Мекки и Иерусалима11 (последний, действительно, в 1962 году был оккупирован, но не СССР, а союзником Соединенных Штатов -- Израилем). Многовековое проживание русских бок о бок с другими народами привело к возникновению на территории России уникальной цивилизации, основывающейся на взаимопонимании и взаимотворчестве различных культур и религий, в том числе христианства и ислама.
9. Заключение
Подводя итоги сравнения запада и востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей. Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни. В процессе работы над этой темой, я выявил отличия между западной и восточной культурами, по которым Запад и Восток противостоят друг другу. Их основные различия в пути развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т.д. Стоит отметить, что западный человек, европейский колонизатор, считал, что он одарил людей Востока, тем, что те не способны были создать сами (машины, техника и т.д.). Т.к. они «варвары». Хотя сейчас ситуация изменилась. Например, Япония стала одной из ведущих стран с устойчивой экономикой, политическим строем. Она удерживает первые позиции на звание самой прогрессивной страны в области науки, техники, электроники, даже если её культурное развитие не было основано на принципе заимствования из других культур. Основной разгадкой, по моему мнению, отличия Востока и Запада, есть принципиальная разница психологии, менталитета представителей двух цивилизаций. Философия европейца и человека востока различны. В этом можно убедиться в отношении к природе, окружающей среде. Как уже говорилось раньше для европейца природа: «не храм, а мастерская» для восточного жителя мира это единое целое вместе с ним самим.
Но для меня трудно выделить ту культуру и ту цивилизацию, которая была бы лучше другой, Я думаю если есть противостояния, соперничество между Востоком и Западом, то сейчас в глобализации оно должно сгладиться и они будут развитыми органично. Потому что знаменитых, интересных, очень умных людей на плечах, которых держится вся культура, руками которых она творится достаточно на Востоке и на Западе.
Цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.
Эти культуры различны,
но с другой стороны они, дополняя
друг друга, образуют общую мировую
культуру, в которой мирно существуют
различные ценности и менталитеты
и гармонично связаны эти два
культурных ареала - Восток и Запад.
10. Используемая литература
1. Аверинцев
С. Морфология культуры О.
2. Бердяев Н.А. и др. О. Шпенглер и закат Европы. - М., 1922.
3. Маркарян Э.С.
О концепции локальных
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
5. Журнал ВПИ. Культурология 2006 г.
6. Культурология.П.С.Гуревич.
7. Вопросы философии. Е.Н. Аникеева , А.В.Семушкин 1998
8. Журнал” Международная жизнь.”А.Подцероб.1998.
9. Журнал” Международная жизнь.”А.Подцероб.1998.
10. История мировой культуры, Чернокозов А.И. 1997.
Информация о работе Запад – Восток: диалог или противостояние культур?