5 июня (дата для 2014 года) Семик
(Зеленые святки) являлся главным
рубежом между весной и летом.
В народном календаре, с принятием
христианства, к этим дням был
приурочен праздник Троицы. В
обрядах Зеленых святок приветствовали
первую зелень и начало летних
полевых работ. Цикл Зеленых святок
состоял из нескольких обрядов:
внесения в село березки, завивания
венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы
или русалки). Березка являлась символом
неисчерпаемой жизненной силы. Как и во
время зимних святок — колядок, во всех
обрядах участвовали ряженые, изображавшие
животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся
во время Зеленых святок, можно выделить
две основные темы: любовную и трудовую.
Считалось, что подражание трудовой деятельности
обеспечивало благополучие будущих полевых
работ. Во время исполнения песни «Ты удайся,
удайся, мой лен» девушки показывали процесс
сеяния льна, его прополки, уборки, чесания
и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли»
сопровождалось движениями, в которых
участники воспроизводили процессы сева,
сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на
полях и выполняли магическую функцию.
Позже ритуальный смысл был утрачен, и
их стали петь в местах гуляний. В дом было
принято приносить ветки березы и букеты
первых цветов. Их сушили и хранили в укромном
месте весь год. После начала жатвы растения
клали в житницу или подмешивали к свежему
сену. Из листьев деревьев, собранных во
время праздника, вили венки, клали их
в горшки, где высаживали капустную рассаду.
Считалось, что троицкие растения обладают
магической силой. Чтобы обеспечить высокий
урожай, иногда служили специальный молебен.
С ним связан обычай «плакать на цветы»
— ронять слезинки на дерн или пучок цветов.
После завершения специальных молитв
все участники отправлялись на кладбище,
где украшали ветками березы могилы и
устраивали угощение. Помянув умерших,
уходили домой, оставив на кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон
или проводов Костромы. Образ Костромы,
связан с завершением зеленых святок,
обряды и ритуалы часто принимали форму
ритуальных похорон. Кострому могла изображать
красивая девушка или молодая женщина,
наряженная в белое, с дубовыми ветками
в руках. Ее выбирали из участвующих в
обряде, окружали девичьим хороводом,
после чего начинали кланяться, оказывать
знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали
на доски, и процессия перемещалась к реке,
где «Кострому пробуждали», а празднование
завершалось купанием. Кроме того, обряд
похорон Костромы мог проводиться с чучелом
из соломы. В сопровождении хоровода чучело
носили по деревне, а затем закапывали
в землю, сжигали на костре или бросали
в реку. Считалось, что на следующий год
Кострома воскреснет и снова придет на
землю, принеся плодородие полям и растениям.
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1581/
© Calend.ru
5 июня (дата для 2014 года) Семик
(Зеленые святки) являлся главным
рубежом между весной и летом.
В народном календаре, с принятием
христианства, к этим дням был
приурочен праздник Троицы. В
обрядах Зеленых святок приветствовали
первую зелень и начало летних
полевых работ. Цикл Зеленых святок
состоял из нескольких обрядов:
внесения в село березки, завивания
венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы
или русалки). Березка являлась символом
неисчерпаемой жизненной силы. Как и во
время зимних святок — колядок, во всех
обрядах участвовали ряженые, изображавшие
животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся
во время Зеленых святок, можно выделить
две основные темы: любовную и трудовую.
Считалось, что подражание трудовой деятельности
обеспечивало благополучие будущих полевых
работ. Во время исполнения песни «Ты удайся,
удайся, мой лен» девушки показывали процесс
сеяния льна, его прополки, уборки, чесания
и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли»
сопровождалось движениями, в которых
участники воспроизводили процессы сева,
сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на
полях и выполняли магическую функцию.
Позже ритуальный смысл был утрачен, и
их стали петь в местах гуляний. В дом было
принято приносить ветки березы и букеты
первых цветов. Их сушили и хранили в укромном
месте весь год. После начала жатвы растения
клали в житницу или подмешивали к свежему
сену. Из листьев деревьев, собранных во
время праздника, вили венки, клали их
в горшки, где высаживали капустную рассаду.
Считалось, что троицкие растения обладают
магической силой. Чтобы обеспечить высокий
урожай, иногда служили специальный молебен.
С ним связан обычай «плакать на цветы»
— ронять слезинки на дерн или пучок цветов.
После завершения специальных молитв
все участники отправлялись на кладбище,
где украшали ветками березы могилы и
устраивали угощение. Помянув умерших,
уходили домой, оставив на кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон
или проводов Костромы. Образ Костромы,
связан с завершением зеленых святок,
обряды и ритуалы часто принимали форму
ритуальных похорон. Кострому могла изображать
красивая девушка или молодая женщина,
наряженная в белое, с дубовыми ветками
в руках. Ее выбирали из участвующих в
обряде, окружали девичьим хороводом,
после чего начинали кланяться, оказывать
знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали
на доски, и процессия перемещалась к реке,
где «Кострому пробуждали», а празднование
завершалось купанием. Кроме того, обряд
похорон Костромы мог проводиться с чучелом
из соломы. В сопровождении хоровода чучело
носили по деревне, а затем закапывали
в землю, сжигали на костре или бросали
в реку. Считалось, что на следующий год
Кострома воскреснет и снова придет на
землю, принеся плодородие полям и растениям.
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1581/
© Calend.ru