Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:56, контрольная работа
Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур. Более того, психоаналитические сюжеты попали в художественную литературу и в 80--90-х годах XX в. широко использовались в кинематографе. Обычно при рассмотрении вопроса психоанализа в изучении культур на первый план выдвигается фундаментальное значение психосексуального влечения как определяющего мотива истории и Эдипов комплекс в качестве объяснительной концепции межличностного взаимодействия.
В начале 20 века в изучении
культур возникло новое явление -психоаналитическая
концепция культуры. В каком-то смысле
оно стало продолжением психологического
изучения культуры. Этот подход к исследованию
и теория культуры существуют и развиваются
и сейчас. Психоанализ поставил перед
западной культурой проблему индивидуального
и коллективного бессознательного.
Инициатива применения психологической науки для объяснения явлений культуры принадлежала австрийскому невропатологу и психиатру Зигмунду Фрейду (1856 -- 1939), создателю психоанализа. Исходным пунктом своей концепции он делает гипотезу о трехуровневом строении человеческой психики.
1. Бессознательное Оно
-- инстинкты, безотчетные
2. Сознательное Я -- посредник между бессознательным и внешним миром, рассудок.
3. Сверх-Я -- то, что олицетворяет
запреты, нормы социального
Взаимоотношения между этими уровнями сложны и драматичны.
Я пытается подчинить себе Оно, вытесняя в область бессознательного неприемлемые желания и идеи (сексуальные, агрессивные, антисоциальные). Вытесненные желания, тем не менее, сохраняют свою активность и, маскируясь, усыпляют бдительность сознания. Столкнуться с бессознательным можно в сновидениях, обмолвках, ошибках. Сверх-Я также может господствовать над Я, а через него над Оно, выступая в роли совести, чувства вины, комплексов. В отдельных случаях столкновение бессознательного с Я и Сверх-Я может привести к неврозам и душевным болезням.
Фрейд не только использовал своё глубокое знание историко-философской традиции (Платон, Аристотель, И.Кант, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), но и предложил собственную оригинальную, хотя и несколько эклектичную систему философской культурологии.
З.Фрейд подменил проблему смерти, тождественной ей по сути, но не уводящей в трансцендент проблемой рождения. Понятие «смерть» и «рождение» при этом действительно сливаются воедино, а задача культурологии в рамках классического психоанализа может быть обозначена как исследование трех важнейших этапов, рождения-смерти субстанциональной системы «человек-культура»:
1. Культура рождения вместе
с первым прачеловеком как
система его фобийных (фобия-страх)
проекций, функционально распадающаяся
на свод провоцирующих
2. Культура поворачивается
своей продуктивной стороной, выступая
в качестве отработанной
3. Культура проявляет
себя исключительно
Придавая большое значение действиям инстинктов, Фрейд выделяет в качестве основного так называемый инстинкт размножения (сексуальный), поскольку он единственный, который вырабатывает энергию (либидо).
Эта энергия требует выхода, разрядки, что может быть реализовано следующими путями:
а) инстинктивный импульс либидо может быть разряжен в действии;
б) вытеснен в бессознательное;
в) погашен посредством переключения энергии с культурно и социально неприемлемых целей на приемлемые и одобряемые цели (этот процесс Фрейд назвал сублимацией).
Проблема человека в том, что существует непримиримое противоречие между природным началом и нормами культуры. Если, согласно Фрейду, человек «по природе» стремится только к удовлетворению «диких и необузданных» желаний, то эта цель неосуществима. Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных социальных позывов.
Если же культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у индивида бунт или невроз, либо делает его несчастным, недовольным собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.
В этой концепции не остается места даже для самоценной личности, обладающей духовной и волевой автономией от природы и общества, поэтому абсолютизация Фрейдом биологических сторон жизни человека вызвала критику не только со стороны ученых, отрицательно относившихся к психоанализу в целом, но и со стороны ближайших последователей австрийского психиатра.
Например, Карл Гюстав Юнг (1875--1961) - швейцарский психолог, философ и психиатр развил свою версию учения о бессознательном, назвав её «аналитической психологией» и желая этим подчеркнуть и свою зависимость, и самостоятельность по отношению к Фрейду. Юнг считал «психическое» первосубстанцией, а индивидуальная душа представлялась ему в виде светящейся точки в пространстве коллективного бессознательного. Если Фрейд видел суть личностного и общекультурного эволюционного процесса в рационализации (по принципу: там, где было «оно», будет «я»), то К.Г.Юнг связывал формирование личности с гармоническим и равноправным «сотрудничеством» сознания и бессознательного, с взаимопроникновением и уравновешиванием в человеке «мужского» и «женского», рационального и эмоционального начала, «восточных» и «западных» элементов культуры, интравертных и экстравертных ориентаций, архетипического и феноменального материала психической жизни.
Юнг полагал, что в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, существует и более глубокий слой -- коллективное бессознательное, являющееся запечатленным в структурах мозга отражением опыта прежних поколений. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах -- изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы, искусства и во многих других областях духовной жизни.
Архетипы могут выражаться в первообразах, например, Матери-Земли, Отца-Солнца, Древа Жизни, Мудрого старца. Архетипы тесно связаны с фольклором, обычаями, изначальной сельскохозяйственной деятельностью, оккультными науками, именно с теми сферами культуры, которые всегда восходят к далекому прошлому, к «подкультуре», подобно тому, как сознание восходит к подсознанию. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. Их нельзя осмыслить и адекватно выразить в языке, их можно только описать. Возьмем для примера два архетипа -- архетип «священного» и архетип «тени». Священное, по Юнгу К., есть чувство чего-то всемогущего, таинственного, ужасающего и, в то же время, неодолимо притягивающего и обещающего полноту бытия. Этот архетип выражен в самых разнообразных представлениях и символах, в образах богов различных религий. «Тень» -- это темный бессознательный двойник нашего Я: «Мы несем в себе наше (историческое) прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями».
Человек призван
искать культурно-символическое
Фрейд и его ученики в основном занимались лечением душевнобольных, со временем к психоаналитикам за помощью стали обращаться и здоровые люди, которые страдали от «трудностей жизни» -- в работе, в семье и т. п. Как можно врачевать трудности жизни? Целью психоаналитического лечения является приспособляемость -- обретение человеком способности вести себя так, как ведет себя большинство людей его культуры. Поэтому именно те модели поведения, которые одобряются обществом и данной культурой, задают критерии душевного здоровья. Однако эти модели зачастую не соответствуют общечеловеческим гуманистическим нормам, выражая всего лишь нормы социально-приемлемой деятельности. Их «правильность» считается чем-то само собой разумеющимся, а отклоняющееся поведение рассматривается как неправильное и, следовательно, нездоровое. Лечение, ставящее своей целью социальную приспособляемость, может лишь уменьшить страдания невротика до среднего уровня страдания, внутренне присущего данному обществу.
Если психоанализ
связал с культурой функции