Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 06:29, монография
Большинство массовых развлечений, игр, забав сельской провинции Тамбовского края сохранились в виде эпизодов, некогда бытовавшей обрядово-праздничной культуры. Культура досуга сельских обывателей умело совмещала в себе праздник и практичность, в ней гармонично сосуществовали опыт, мудрость прошлого и образ жизни людей. Каждой игре был присущ свой характер, возрастной и половой цензор, время, пространство и по необходимости текст.
Традиционные игры и развлечения жителей
старинных сел Бондарского района Тамбовской области
(зимний календарный цикл)
Большинство массовых развлечений, игр, забав сельской провинции Тамбовского края сохранились в виде эпизодов, некогда бытовавшей обрядово-праздничной культуры. Культура досуга сельских обывателей умело совмещала в себе праздник и практичность, в ней гармонично сосуществовали опыт, мудрость прошлого и образ жизни людей. Каждой игре был присущ свой характер, возрастной и половой цензор, время, пространство и по необходимости текст. Особенно устойчивыми к процессу эволюции досуга оставались зимние забавы, это любимое и веселое времяпровождение сельских обывателей старинных сел Бондарского района процветало почти до конца XX века. Зимние игры отличались своей драматизацией и динамичностью, в них охотно принимали участие и взрослые, и дети – это колядки, гадания, кулачки и др., некоторые из них сопровождались словестно-музыкальным текстом.
Наиболее популярными в зимнее время года оставались «славления Христа» на Рождество, право участвовать в «славлении» длительное время оставалось исключительно за мальчиками. Традиционно, «славление Христа» заключалось в обходе домов с исполнением рождественского тропаря.
«Рождество
твое, Христе Боже наш,
Позже, где – то во второй половине 20 столетия, в обходе дворов на Рождество уже участвовали дети обоего пола. К этому периоду появились новые тексты, представляющие собой небольшие песенки-стихи духовного благожелательного содержания. Например:
«Ангел с небушка спустился
И сказал:ʺХристос родилсяʺ,
Мы пришли Христа прославить
И вас с праздничком поздравить!»
(Рукояткина Евдокия Григорьевна, 1927г.р., с. Вередеревщина)
Стих в некоторых случаях имел свое продолжение: «Старый старичок, открывай сундучок, доставай пятачок. С праздником!»
Другой стих включал персонаж ветхозаветного писания – Деву Марию:
«Шла Мать Мария вдоль синего моря, плакала, рыдала,
Иисуса Христа искала. Навстречу ей дети:
ʺДети, вы дети, куда идете?ʺ
ʺХриста славить, хозяина с хозяюшкой
С праздником поздравить…ʺ
В селе Вердеревщина бытовал коротенький стих, исполняемый на Рождество:
«Хлопчик, хлопчик, сел на снопчик,
В дудочку играет – Христа забавляет,
Старый старичок - открывай сундучок,
Доставай пятачок…»
«Славильщики» совершали обход дворов далеко до рассвета. Первым, кто войдет в дом стелили шубу и ставили на коленочки прямо на пороге – «штобы наседачка садилась и цыплятачек многа вывадила…» - так вспоминала Кобзева Анна Александровна (с. Пахотный Угол). Обряд был распространен во многих здешних селах, разве что имел небольшие различия, к примеру, в с. Вердеревщина – дети садились на полушубок, их накрывали покрывалом и заставляли квохтать…
Хозяева награждали посетителей мелкими деньгами.
Обходы дворов продолжались при встрече Нового года по старому стилю, но уже в вечернее время, причем в наших селах по воспоминаниям жительницы с. Вердеревщина - Клавдии Сергеевны Соломатиной (Коробовой, 1925г.р.), колядовали только девочки, которые собирались корагодами (небольшими группами по 5-8 человек). Обязательным условием колядок было ряженье – участники курагода обмазывали лицо сажей, древесным углем, облачались в вывернутые тулупы, одевали длинные цветастые юбки и с веселыми песнями-колядками обходили дворы - поздравляли хозяев с Новым годом. Неотъемлемым атрибутом колядующих была холщевая сумка, в которую они складывали подарки – пироги, пышки, блины и др., приготовленные гостеприимными хозяевами. Со временем половозрастные границы обряда стали размыты, к колядкам приобщились все желающие, что превратило их в апофеоз зимних праздников.
Необходимо отметить, что в каждом селе существовала своя песня-колядка. В основном пели - «Овсень – Коляда, подай пирога…», при этом «посевали в домах» зерном, приговаривая: «Сею, сею, посеваю, С Новым годом поздравляю…». Вот некоторые тексты, зафиксированные по словам жителей наших деревень.
В с. Пахотный Угол (записано со слов Кобзевой Анны Александровны, 1935г.р.) пели:
«Овсень, Овсень, мы ходили по всем,
По маленьким, по стареньким,
По сугробам, по снегам, по веселым вечерам,
Мы ходили, мы искали дядь Мишин двор
У дядь Мишина двора стоят три терема,
В первом тереме – его женушка «красно солнышко»,
В другом
терему – его детушки «
А во третьем терему сам дадь Саша-господин,
Сидит на скамеечке, считает копеечки,
Кто не даст пышку – свинью за лодыжку,
Кто не даст пирога – уведу корову за рога…
С праздником!!!»
Подобное лексико-
«Авсень, Авсень,
Мы ходили по всем
Мы ходили, мы искали дядь Колин двор,
Мы его нашли середи Москвы,
А он отынен – серебром окачен,
Его детушки – яснозвездушки,
У его двора - стоит дров костер,
Ему сына женить, сноху приводить,
Чернобровую, черноглазую…
С Новым годом, хозяева!»
В с. Кривополянье по словам Селянской (Поляковой) Марии Дмитриевны, 1940г.р., ряженые исполняли песню-колядку следующего содержания:
«Овсень, Овсень, подавай со всем,
С кишочкими, с блиночкими,
Кто не даст пирога - то корову за рога,
Кто не даст пышку – свинью за лодыжку…»
В селе Вердеревщино вспоминала Кошелева (Ситина) Раиса Захаровна,(1932г.р.) пели:
«Овсень - Коляда, подай пирога,
Не подашь пирога - мы корову за рога,
Не подашь пышку – свинью за лодыжку,
Не подашь огурец – разломаем весь крылец…»
За последние десятилетия возникло огромное количество вариантов песенок-колядок, вот некоторые из них:
Авсень, Коляда, подай пирога,
Не подашь пирога – мы корову за рога,
Не подашь пышку – свинью за лодыжку,
Не подашь десятку – унесем бабку,
Не подашь хлеба – унесем деда,
Не подашь огурец – разломаем весь крылец!
Авсень, Авсень, авсень – перепелка,
По полю летала – пшенку собирала,
Ехали цыгане с тремя кобелями,
Один кобель-рыщет, другой кобель-свищет, третий кобель-не нашел,
Он заплакал и ушел…
Авсень, Авсень, завтра новый день,
Не дадите пирога – мы корову за рога,
Не дадите пышку – свинью за лодыжку,
Не дадите хлеба – стащим с печки деда,
Не дадите лапку – стащим с печки бабку,
Ой, мороз, мороз, мороз,
Не вели долго стоять, вели денег подавать,
Доставай сундучок – вынимай пяточек,
Пятачка – мало, давай кусок сала,
Куска сала – мало,
Открывай банку – доставай баранку.
Авсень, Авсень, мы ходили по всем,
Мы нашли ваш дом – серебром обведен,
Не дадите пирога – уведем корову за рога,
Не дадите блин – закроем вас на клин,
Не дадите тыщу – унесем всю пищу,
Не дадите хлеба – унесем и деда,
Не дадите ножку – разобьем окошко.
Зимнее время было богато на забавы, ватаги детей собирались, чтобы поиграть в снежки, слепить снежные крепости, устроить в сугробах лазы или просто покататься с горы. Катания с горы были особенно веселыми и шумными, каких только приспособлений для скатывания не придумывал этот веселый народ. Традиционные технологии сельской детворы можно сравнить разве что с современным сноубордом. Сельская детвора приспосабливала обычную кошелку к легкому скольжению по заснеженному склону – дно обмазывали жидким навозом, затем обливали водой до получения зеркальной поверхности – индивидуальные плетеные «сани» служили прекрасным средством передвижения с горы. Некоторые ребятишки умудрялись стащить из сеней колоду, в которой рубили капусту, она с успехом заменяла большие сани, ведь в нее помещалось сразу по 3-4 человека. А вот затаскивать колоду на гору было делом нелегким: «десять человек пруть», наверху после потасовки в колоду забирались самые прыткие и съезжали с горы.
Взрослые мужчины и юноши не оставались безучастными к зимним развлечениям, их игры явно указывают на испытания мужества, силы и стойкости – это кулачки. В некоторых селах кулачки начинались с Крещенья, так в с. Кривополянье вся мужская половина развлекалась кулачными боями с мужиками из соседней деревни. Все участники боя собирались в середине села «…отсюдова наши, а другие с Ряски, с другой деревни… вот и гнали...кто-кого…» - вспоминала Прасковья Семеновна, если кривополянские терпели поражение, бежали за помощью к Василию (это дед мужа Прасковьи Семеновны), а был ещё прадед - Моисей) и как рассказывал ей дед Василий, оба были здоровые и всегда держали верх в кулачках.
В с. Вердеревщина массовые «кулачки» начинались на масленой неделе и продолжались с четверга до воскресения. Кошелева Раиса Захаровна рассказывала, что её дядя был очень сильный, но после «кулачек» даже не мог сам есть, потому что руки не поднимались и его приходилось кормить. Кулачные бои обычно устраивались в поле «село на село», собирались со всей округи парни, мужики - бились руками, толкали друг друга грудью, плечами. Но всему была мера и соблюдалось строгое правило – кто упал, того больше не били. Между мужчинами с. Вердеревщина устраивались занятные состязания на пальцах – двое мужчин перекрещивали между собой средние пальцы и тянули до тех пор, пока кто-нибудь не отпустит палец. Одного из таких силачей, который выиграл не одно состязание, даже прозвали «Крючок».
Если мужская половина испытывала себя в силовых состязаниях, то женская половина начиная с Рождества до Крещения активно гадали «на женихов». Обычно в гаданиях принимали участие девушки, как правило, это происходило поздно вечером или ночью. В селе Вердеревщина – бросали валенок через крышу или забор, гадали перед зеркалом, «сливали воск». Вот описание одного святочного гадания, при котором можно узнать имя суженого – «…ва двор вынасили стол, пасиридине ставили кашу и по разные стораны стала клали деревянные ложки, выхадили в адной нижней рубахе, садились за стол и го(ы)варили…» - «Суженый ты мой, ряженый, приди ко мне наряженный, ужинать». После этого, кто первый из мужчин войдет в дом, тем именем будет нарекаться суженый. (Рукояткина Е.Г.) В Кривополянье старики стращали молодежь и запрещали гадать на воске, пугая их бесовской печатью, поэтому девушки ограничивались в гаданиях на колодцах – замыкали его ключом, а кто первый откроет, тот и будет суженым. Гадали также на зеркалах – «глядели какой жаних пойдёть, потом пуляли через двор валенки, а у нас ребята подглядели и валенки утащили и мы остались в одной..»(Прасковья Семеновна, с. Кривополянье).
С наступлением весны ватаги ребятишек собирались на холмах, где уже виднелись проталинки – зажигали колеса, затем зацепив за проволоку разматывали их и запускали – чье дальше улетит. Играли в чижика, лапту, салки.
На «Сороки» пекли постное обрядовое печенье по форме напоминающее птиц – «жаворонки» и раздавали детям, в одно из них запекали денежку. Существовало поверье - кому из детей достанется денежка - тот будет богатым. В селе Вердеревщина дети, подняв высоко жаворонка вверх несли его к деревьям и подвешивали за веревочки на ветви, при этом пели заклички:
(Кошелева (Ситина) Раиса Захаровна,1932г.р., с. Вердеревщина Записано Овчинниковой Н.В., апрель 2012г.)
Информация о работе Зимние забавы старинных сел бондарского района