Значение книги в жизни современного школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:58, доклад

Краткое описание

Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о позитивном отношении у школьников к чтению, так и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

Вложенные файлы: 1 файл

«Значение книги в жизни современного школьника».doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Анализ анкетирования 

«Значение книги  в жизни современного школьника».

 

С целью изучения отношения  ребят к чтению художественной литературы я предложила учащимся ответить на вопросы анкетирования.  В опросе приняли участие 205 учащихся. Возраст участников эксперимента от 7 до17 лет. Я проанализировала ответы по трем возрастным группам: начальная школа , среднее звено, старшеклассники.

 

Опрос включал следующие  вопросы:

 

  1. Любите ли Вы читать?
    1. Да
    2. Нет
    3. Смотря что

 

  1. Какой источник информации Вы предпочитаете?
    1. Книга
    2. Периодические издания
    3. Энциклопедии, словари, справочники
    4. Электронные издания Интернета
    5. Телевидение.

 

  1. Что для Вас предпочтительнее?
    1. Работа с книгой
    2. Считывание с компьютера

 

  1. Сколько времени в день Вы читаете?

 

  1. Назовите своего любимого писателя, поэта и любимое произведение

______________________________________________________

 

  1. Ваша любимая тема?

______________________________________________________

 

  1. Какого жанра произведения Вы любите читать?

_____________________________________________________

 

  1. Как Вы считаете: для чего нужны книги?

_____________________________________________________

 

На вопрос, «Любите ли вы читать?», ответили все участники опроса, «да» - 176 гимназистов, остальные учащиеся выбрали вариант ответа «смотря что» (29 ребят).

На вопрос,  «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ чтения показал, что учащиеся начальных классов проявляют примерно одинаковый интерес, как к периодическим изданиям, так и к познавательным книгам. Учащиеся среднего звена больше интересуются периодикой. Старшеклассники отдают предпочтение программной литературе.

За справочной литературой  учащиеся обращаются ежедневно и  часто. В читальном зале изучают  словари: орфографические, толковые, словообразовательные и многие другие, а также обращаются к предметным энциклопедиям и справочникам.

Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Учащиеся начальной и средней школы  на первое место ставят книгу.

Анализ ответа на вопрос «Что для Вас предпочтительнее?» говорит нам о том, что только учащимся начальной школы радость приносит общение с книгой (64 уч). В то же время большинство ребят  среднего и старшего звена  (82уч.) предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов.  В век компьютеризации дети не хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски.  Большинство ребят уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию, что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше. Однако 59 ребят выбрали книгу, объясняя это тем, что чтение книги – это средство получения новых знаний, чтение расширяет кругозор, улучшает память и т. д.

Согласно нашим данным, преобладающая часть детей и  подростков на досуге читает. Лишь пятая  часть опрошенных (41уч.) на чтение тратит до 30 мин. в день. Треть опрошенных детей и подростков (68 уч.) читают от получаса до часа. Остальные - более одного часа в день. Таким образом, большая часть гимназистов – это читающие на досуге дети и подростки.

Любят читать в свободное  время преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать.

Отношение к чтению –  важная характеристика, и она свидетельствует как о позитивном отношении у школьников к чтению, так и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

В среднем же около  трети опрошенных отмечали, что «любят читать, но не хватает времени». Результаты нашего исследования говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков.

А.С. Пушкин назван любимым писателем 167 гимназистами. Многие учащиеся называют произведения поэта и писателя (Сказки, «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Я помню чудное мгновенье», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» и многие другие) своими любимыми. Сергей Есенин и Марина Цветаева на 2 и 3 месте. Многие учащиеся не только любят их стихи, но и знают произведения наизусть.

Гимназисты достаточно хорошо знакомы  с произведениями классиков, изучаемыми по школьной программе.

Для учащихся начальной  школы наиболее интересна тема природы, о животных, на втором месте тема дружбы. Малыши отдают предпочтение таким жанрам, как сказка, любят читать стихи. Фантастика особенно интересна учащимся среднего звена (5-8 класс). 38 ребят утверждают, что любят читать о магии, космических путешествиях и перемещениях во времени. Тема природы интересна и подросткам (21 человек указывают данную тему). О дружбе и любви с удовольствием читают 40 респондентов. Многие участники опроса считают важной тему Родины. Многим старшеклассникам интересна тема любви и дружбы. Стоит заметить, что у молодежи большой интерес вызывают книги в жанре «фэнтези». На третьем месте – детективы. Роман – любимый жанр учащихся старшей школы. Очевидно, сказывается влияние школьной программы.

На вопрос, для чего нужны книги, ответили почти все  участники анкетирования. Размышления  детей отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. Приведу примеры некоторых высказываний: Книга – моя маленькая дверь в большой мир; Я читаю, чтобы развивать свое мировоззрение; Книга – спутник жизни; Чтение – свет в конце тоннеля; Настоящая книга, кроме того, что она учит, радует, открывает человеку красоту мира, еще исцеляет душу и тело; Читайте добрые книги, они помогут вам развить самые высокие душевные качества; Для меня книга – средство отдыха души и советчик одновременно; Встреча с книгой – это всегда новые открытия; Чтение - только начало. Творчество жизни – вот цель.

В результате обобщенного  анализа ответов учащихся, можно  констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены педагоги, психологи, библиотекари, родители.

В каком возрасте книга перестает приносить радость современному ребенку? Ответить на этот вопрос можно так: при переходе из начальной в основную школу.

С каким удовольствием  учащиеся начальной школы прибегают  в библиотеку, роются в книгах, берут  книги по рекомендации учителя, родителей, одноклассников. Процесс чтения у маленьких читателей проходит под контролем учителей на уроках внеклассного чтения, личных бесед с ребятами, родителями. Школьные библиотекари проводят экскурсии в библиотеку, конкурсы, викторины. Это все поддерживает у ребят интерес к книге.

И вот, они приходят  в основную школу. В библиотеку они  теперь больше прибегают за книгами, которые заданы. Их круг чтения сужается, а свободное чтение теперь больше формируется под влиянием рекламных  акций, общения друг с другом. Этому же начинают следовать и родители, покупая ребенку книги, которые необходимы только для учебы и те, которые «читают все»: детские детективы,  ужастики и прочее «массовое чтиво». Самостоятельное чтение в этот период постепенно становится полярным: учебное (деловое) и развлекательное (легкое). Сужается не только круг чтения, но круг общения о прочитанном. Взрослые постепенно самоустраняются от процесса развития детей интереса к книге, как раз в тот период, когда это наиболее необходимо взрослеющему подростку. Так стоит ли винить детей в том, что источник духовного роста постепенно исчезает из их сферы интересов?

Причина сложившейся  ситуации – в том, что с переходом  в основную школу книге, как в  семье, так и в учебно-воспитательном процессе, уделяется значительно меньше внимания, чем на начальном этапе обучения. Это постепенно происходит не только с художественной, но научно-популярной литературой. Самостоятельный процесс чтения литературы вызывает у ребенка серьезные трудности в восприятии и понимании текста, особенно что, касается научно-познавательных книг. Тексты усложняются, а навыки  работы с ними не приобретаются. Постепенно возникает психологический барьер, который ребенок самостоятельно не может преодолеть, и он заменяет книгу другим источником информации, более доступным для восприятия, таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребенка. Можно предположить, что интерес книге в учебном процессе целенаправленно не  формируется, и учащиеся недостаточно владеют навыками самостоятельной читательской деятельности.

Увлечь ребенка чтением  – задача не из простых. Здесь мало одних вразумляющих бесед и самых  страстных призывов. Важно учитывать  детскую психологию, склонность мальчишек  и девчонок к играм, любовь к праздникам, желание проявить себя.

Принцип в массовой работе с детьми – обязательное их участие  в подготовке и проведению чего бы то ни было: библиотечного урока, праздника  и даже обзора литературы. Таким  образом, включается мощнейший стимул – личная заинтересованность ребенка.

Формирование устойчивого читательского интереса – долгая, кропотливая работа, требующая от библиотекаря творчества и глубокого понимания психологии ребенка.

Что же происходит? Почему наши дети перестают читать? Виновата ли в этом «экспансия экрана», так  агрессивно и стремительно ворвавшаяся в нашу жизнь и фактически подавившая и оттеснившая книгу в даль далекую? Может быть, ребенок, находящийся  с младенчества рядом с телевизором и компьютером действительно все меньше и меньше нуждается в художественном слове и в самом образе, рожденном этим словом? Телевизионный и компьютерный герой представляется ему более ярким и привлекательным, чем какая-то словесно обрисованная Красная шапочка.

Итак, одним из главных  факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Первая книжка в руках мамы, бабушки, дедушки – с этого начинается детское чтение и именно с этого начинается читатель.

Жизнь семьи запечатлевается  в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.

Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения  школьников в библиотеки.

Чтобы приобщить к  активному чтению учащихся, начиная  с 5 класса, используются различные  формы такие как, например:

    • Реклама новых книг;
    • Библиотечные уроки;
    • Мероприятия в игровой форме;

Новые информационные технологии сегодня проникают во все сферы  нашей жизни; компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. В последние десятилетия возникают опасения по поводу того, что дети читают меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время у такого ребенка всегда находится. Да, сегодня подростки находятся в море визуальной информации: видео, интерактивное мультимедиа позволяют учиться или получать информацию более комфортно и увлекательно. Вот почему для приобщения детей и подростков к чтению необходимы аудиовизуальные и мультимедийные материалы. В настоящее время современные библиотеки используют новые средства, методы и формы работы с читателями, компьютерные и Интернет - технологии, формируют культуру работы с информацией.  

Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.

Проводя библиотечное исследование библиотека МОУ гимназии №2 г. Сургута выявила, какое место занимает книга и библиотека в жизни школьника. А также анкетирование позволило выявить пробелы в работе школьной библиотеки.  По итогам исследования школьная библиотека МОУ гимназии №2 г. Сургута наметила ряд мероприятий в поддержку чтения современных школьников, появилась необходимость подготовить и провести ряд мероприятий в школьной библиотеке. Цель мероприятий библиотеки будет направлена на улучшение работы школьной библиотеки с учетом результатов библиотечных исследований. Мероприятия школьной библиотекой помогут в решении главной задачи - вернуть интерес детей и подростков к чтению, желанию общаться о прочитанном на красивом звучном русском языке, развивать культурную компетентность, что в дальнейшем даст положительные результаты в адаптации к "взрослой" жизни. Результаты библиотечного исследования необходимо представить и обсудить на педагогическом совете школы. Работникам школьной библиотеки принять самое активное участие в работе этого педсовета. Изучить опыт других школьных библиотек из других регионов по поддержке чтения школьников. Подготовить рекомендательный библиографический указатель "Проблемы чтения российских школьников", который будет рекомендован учителям, родителям, работникам библиотек, педагогам дополнительного образования в поддержку чтения школьников. Совместно с методическим объединением учителей русского языка и литературы гимназии №2 составить план работы школьной библиотеки по совместному проведению уроков литературы в библиотеке, используя информационные технологии по привлечению к чтению учебной программной литературы. Совместное проведение уроков литературы поможет не только привлечь к чтению, но и привлечь школьников к частому посещению самой библиотеки. Рекомендовать в виде информационного бюллетеня преподавателям русского языка и литературы больше применять медиаресурсы школьной медиатеки для проведения уроков в виде информационного бюллетеня. Совместно с учителями предметниками и классными руководителями составить план мероприятий по привлечению молодежи к чтению с применением различных форм и методов работы библиотеки. Такие как круглый стол, диспут, конференция, книжная выставка "Молодые в поисках себя", "Книги помогающие жить". Организовать электронную выставку "Книга мой лучший друг" в библиотеке. Подготовить презентацию "17 причин, почему нужно читать книги".

Информация о работе Значение книги в жизни современного школьника