Золотое кольцо России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

При ней на Русь приезжают итальянские мастера, сооружаются стены и башни Кремля, белокаменные соборы, которые сохранились до наших дней. Архитектурный облик Москвы формировался на протяжении многих веков.Лучшие российские и зарубежные мастера трудились над созданием неповторимого образа красивейшей столицы мира. Описание ее - задача непосильная для этой работы, поэтому обратимся к другим городам.

Содержание

Введение
1. Сергиев Посад....................................................................................................................................4
2. Переславль Залесский……………………………………………………………………………4-5
3. Ростов Великий…………………………………………………………………………………......5
4. Ярославль……………………………………………………………………………………….......6
5. Кострома…………………………………………………………………………………………….6
6. Нерехта……………………………………………………………………………………………...7
7. Иваново…………………………………………………………………………………………......7
8. Холуй, Палех…………………………………………………………………………………......7-8
9. Мстера………………………………………………………………………………………………8
10. Владимир……………………………………………………………………………………….8-11
11. Суздаль……………………………………………………………………………………......11-12
Заключение…………………………………………………………………………………………...13
Список используемой литературы………………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат культурология.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ: 
Введение

1. Сергиев Посад....................................................................................................................................4

2. Переславль Залесский……………………………………………………………………………4-5

3. Ростов Великий…………………………………………………………………………………......5

4. Ярославль……………………………………………………………………………………….......6

5. Кострома…………………………………………………………………………………………….6

6. Нерехта……………………………………………………………………………………………...7

7. Иваново…………………………………………………………………………………………......7

8. Холуй, Палех…………………………………………………………………………………......7-8

9. Мстера………………………………………………………………………………………………8

10. Владимир……………………………………………………………………………………….8-11

11. Суздаль……………………………………………………………………………………......11-12

Заключение…………………………………………………………………………………………...13

Список используемой литературы………………………………………………………………….14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Введение

"Бывают города-труженики, города-коммерсанты,  города-ханжи, города-музеи, города-венценосцы". Так писал о городах К. Паустовский.  Это касается всех городов  мира, но только в России есть  созвездие городов, городков и поселков, которые уже давно зовут Золотым кольцом России. В этих городах сочетаются уникальные памятники архитектуры, скромная красота природы и гений человека -- его мастерство, видение жизни и стремление украсить свой быт -- народные промыслы. Эти места плодотворны, облагораживают человека, вызывают у него подъем душевных сил, гордость за свой народ. Так что же входит в понятие "Золотое Кольцо"? Это сама Москва и окружающие ее областные города: Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново и множество районных городов: Ростов Великий, Суздаль, Переславль-Залесский, Нерехта, Плесс, Палех, Гусь-Хрустальный и множество других, замечательных своей природой и архитектурой или своими мастеровыми мест. Так случилось, что Москва -- тоже драгоценный камень "Золотого кольца России". Только самый большой и самый красивый. Начиналась Москва в XII в., как и другие города Золотого кольца, небольшой крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В начале XIV в. внук Александра Невского московский князь Юрий Данилович задумал отобрать ярлык на Великое княжение Владимирское у богатой и сильной Твери. С тех пор здесь, в Москве, стало биться сердце России. Иван Калита -- брат Юрия укреплял и расширял Московскую Русь. Царственный внешний вид Москва приобрела при Иване III после его женитьбы на византийке Софье Палеолог. При ней на Русь приезжают итальянские мастера, сооружаются стены и башни Кремля, белокаменные соборы, которые сохранились до наших дней. Архитектурный облик Москвы формировался на протяжении многих веков.Лучшие российские и зарубежные мастера трудились над созданием неповторимого образа красивейшей столицы мира. Описание ее - задача непосильная для этой работы, поэтому обратимся к другим городам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СЕРГИЕВ ПОСАД

Обычно турне по Золотому кольцу начинается с Сергиева Посада. Основанный в XV в., и названный в честь святого Сергия Радонежского, город знаменит одним из самых почитаемых русских монастырей - Троице-Сергиевой Лаврой. Она возникла на холме Маковец недалеко от города Радонежа. Мощи святого захоронены в лавре, ставшей своеобразным "русским Ватиканом". За высокими стенами расположены соборы Троицкий, Успенский, церковь Сергия, Рождества Иоанна Предтечи, мужской монастырь, духовные школы, самая богатая в России библиотека религиозной литературы, многие знаменитые иконы, золотой потир князя Василия Темного. Рядом с Успенским собором находится усыпальница Бориса Годунова и его родных. Здесь история русского православия словно бы оживает в камне, красках, колокольных звонах.

 

 

2.ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ 
На севере от Москвы лежит Ярославская область. Въезжая в нее со стороны Москвы, мы попадаем в Переславль-Залесский, что расположен в 100 км от столицы на берегах Плещеева озера. Издавна селились люди вокруг озера, образующего волны даже при небольшом ветре. В 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий основал город. Он некогда был богат и знаменит. Само название города переводится с древнерусского как "перенявший славу". Самым известным переславским князем был Александр Невский, родившийся здесь и получивший власть в Новгороде. На Красной площади князю установлен памятник. Этот городок видел почти всех великих князей и царей. В эпоху Ивана Грозного Переславль стал оплотом опричнины. Царь рассматривал его как стратегический пункт, ведущий на Вологду, где он хотел сделать столицу. Никитский монастырь в 1561--1964 гг. был превращен в неприступную крепость. В начале XVII в. Переславль-Залесский был захвачен польско-литовскими интервентами, которых в 1609 г. войска Скопина-Шуйского выдворили из города. Горожане вместе с ополчением Минина и Пожарского участвовали в освобождении Москвы. Небывало оживился Переславль в 1688 г., когда Петр I начал строить на Плещеевом озере "флотилию", положившую начало русскому флоту. Со всей страны стали съезжаться сюда плотники, кузнецы, лесорубы, резчики. Они оказали влияние на развитие ремесел в городе. 
Сейчас город -- заповедное место. Он пленяет каждого особым уютом, спокойствием узких улочек, тихим течением Трубежа, перевернутыми лодками возле аккуратных домиков, вдоль улицы -- реки. В городе четыре действующих монастыря: Горицкий Успенский монастырь, возникший при Иване Калите, Троицкий Данилов монастырь был основан иноком Даниилом, крестным отцом Ивана Грозного; Федоровский монастырь, знаменитый собором Федора Стратилата; Никитский монастырь -- древнейший в городе, существовавший с 1350 г. Старейшее сооружение Северо-Восточной Руси -- Спасо-Преображенский собор (1157 Г.). Храм предельно прост и скромен, но сколько в нем силы и мощи! Он поражает свой суровостью и неприступностью. В соборе похоронены сын и внук Александра Невского. На площади перед храмом сооружен памятник полководцу. Овеянное легендами Плещеево озеро, изумительное по красоте и чистоте, является одной из главных ценностей Переславля-Залесского. В 1988 г. на территории города был создан Переславский национальный парк. Он призван сохранить уникальную историческую среду.

 

 

3.РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

Города, как люди: у каждого своя судьба. Одни -- из простых приобретают  значимость, другие, некогда процветавшие, -- теряют былую славу. Ростов Великий -- один из древнейших русских городов. Он старше Москвы почти на 300 лет, ровесник Киева и Новгорода. Ростов на озере Неро упоминается в "Повести временных лет" в 862 г., когда на Русь был призван Рюрик -- родоначальник русских князей. Уже с XVII в. город именовался Великим. Это означало не размер города, а величину светской и духовной власти. Великим называли только два города -- Новгород, северную столицу России, и Ростов - центр епархии. Был он столицей Залесья, потом -- центром удельного княжества. Ко времени татарского нашествия город имел каменный собор, княжеский двор с церковью, епископский двор и несколько монастырей, где в начале XIII в. возникла школа иконописи и духовное училище. В XVI в. взят в опричнину Иваном Грозным, а в начале XVII в. разорен польско-литовскими интервентами. Ростов долго сохранял значение крупного центра на пути из Москвы в Архангельск и одного из крупнейших епархиальных центров Руси. Во второй половине XVII в. при митрополите Ионе III Сысоевиче сооружается Архиерейский двор, получивший название Ростовский кремль. Многое из того, что и сегодня восхищает нас в Ростове, связано с именем Ионы Сысоевича. Это не только архитектурный ансамбль Ростовского кремля, но и знаменитая звонница Успенского собора. Всего на звоннице 15 колоколов. Среди них самый большой -- Сысой, весом 32 тонны. Звоны колоколов слышны в радиусе двадцати километров. Этими звонами восхищались французский композитор Гектор Берлиоз и русский певец Федор Шаляпин. Но не только памятниками архитектуры славится Ростов Великий, а еще и самобытным искусством живописной эмали -- финифтью, которая знаменита далеко за пределами России.

 

 

 

 

 

4. ЯРОСЛАВЛЬ

В 1010 г. на месте селения Медвежий гром при слиянии рек Которосли  и Волги ростовским князем Ярославом Мудрым был заложен город, задачей которого была охрана пути от Волги к Ростову Великому. В летописи Ярославль упоминается с 1071 г. В начале XIII в. благодаря выгодному географическому положению превратился в один из крупных городов Ростовской земли и вскоре стал столицей княжества. В 1463 г. Ярославль присоединился к Московскому княжеству. Его история тесно переплетается как с именами царей династии Романовых, князя Пожарского, полководцев Александра Невского, так И с именами известных людей - Федора Ушакова, поэта Н. Некрасова. Поистине золотым для Ярославля стал XVII в. В этот период сложилась ярославская школа зодчества (церковь Ильи Пророка, Богоявленская церковь, постройки Спасо-Преображенского монастыря). Монастырь пользовался покровительством московских властей. В 1792 г. ярославский собиратель старинных манускриптов и библиограф А. И. Мусин-Пушкин обнаружил в библиотеке монастыря список ценнейшего памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Современный Ярославль -- областной центр России, порт на Волге. Население -- 630 тыс. жителей. В городе 5 вузов, 3 театра, цирк, филармония, музеи. Известны ярославские шины, эмали, краски, дизели, синтетический каучук. В драгоценном ожерелье древнерусских городов город сияет ярким, немеркнущим светом.

 

 

5. КОСТРОМА

Дальше путь наш лежит в Кострому -- один из известных городов Золотого кольца России, его жемчужины. Кострома дальше всех расположена от Москвы (330 км). Предположительно город был  основан в 1152 г. Юрием Долгоруким как форпост северных рубежей Руси. С 1246 г. Кострома -- центр самостоятельного княжества, а в середине XIV в., после присоединения к Московскому княжеству, становится опорным пунктом русского государства в Поволжье. Особое значение Костромы для истории России -- это призвание на царство из Ипатьевского монастыря Михаила Романова, положившего начало новой династии российских монархов. Украшение центра города -- уникальный ансамбль Торговых рядов XVIII в. и одна из самых замечательных церквей Верхнего Поволжья -- церковь "Воскресения на Дебре" (XVII в.).В Костроме все необычно: центральную площадь местные жители называют Сковородкой, стоит на ней первый в России памятник крестьянину-герою, а памятник Ленину - на постаменте Романовых. В городе оживают известные имена -- Иван Сусанин, Михаил Романов, Борис Годунов, литературные персонажи А. Островского. На улицах города немало старинных особняков с кованными оградами, столетние липы.

 

6. НЕРЕХТА

В Костромской области есть типичный уездный русский городок Нерехта. Первые упоминания о городе относятся к 1214 г. В XIV--XVIII вв. Нерехта -- центр солеварения, а с XVIII в. -- центр ремесел: иконописного, сапожного, серебряного, льняного. В этом маленьком городке 5 церквей: Владимирская (1676--1678 гг.), Никольская (1710--1725 гг.), Воскресенская, Преображенская, Крестовоздвиженская, Троице-Сыпанов монастырь.

 

 

7. ИВАНОВО

Дуга нашего путешествия поворачивает на юг, в Ивановскую область. В 1971 г. город Иваново отметил свой столетний  юбилей, но село Иваново известно с 1561 г. Именно в этом году Иван Грозный пожаловал Иваново братьям жены Марии Темрюковны - кабардинским князьям Темрюковичам-Черкасским. В начале XVII в. село разорили польско-литовские интервенты, но, оправившись, село становится большим торговым и промышленным центром. Здесь появляются текстильные мануфактуры. Ивановские ситцы известны во всем мире. Своеобразный архитектурный облик города складывается из роскошных особняков и кирпичных корпусов текстильных фабрик. Иваново известен революционными традициями: стачками, забастовками, первыми Советами рабочих депутатов. Иваново остается художественным центром России, известным своими традициями.

 

 

8. ХОЛУЙ, ПАЛЕХ

Знаменитое на весь мир село Палех  расположено в 60 км от Иваново. Здесь  изготавливают прекрасные лаковые миниатюры. Известный американский художник Рокуэли Кент оставил при посещении Палеха в книге отзывов следующие слова: "Искусство Палеха заслуживает того, чтобы быть среди величайших работ всех времен". Стиль древнерусской живописи берегут более трех веков, при этом имея свой собственный оригинальный стиль миниатюрного письма. Они пишут темперными красками на яичной эмульсии. Такие краски быстро высыхают, не растворяются при наложении слоев, что позволяет получать тонкие цветовые переходы. Большинство изделий имеют черный фон, рисунки условны, фигуры вытянуты, окрашены в сказочно-необычные цвета. Эта область народного искусства донесла до наших дней традиции древней иконописи.Южнее Палеха лежит поселок Холуй поэтический уголок, воплощение прелести среднерусской природы. Здесь было развито мастерство иконописи. Создавались дешевые иконы для села. После революции мастера Холуя стали писать на папье-маше темперными красками. Их миниатюры отличаются от палехских, мстерских, федоскинских использованием синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Большие партии художественных изделий народного промысла идут на экспорт: в Англию, США, Италию, Испанию, Канаду и другие страны, где знают и высоко ценят искусство мастеров Холуя и Палеха.

 

 

9. МСТЕРА

Недалеко от Холуя, но уже во Владимирской области, на реке Клязьме расположен поселок Мстера. Он знаменит своими художественными промыслами. Миниатюры из папье-маше мстерских мастеров успешно конкурируют с подобными из Холуя, Палеха, Федоскино. Еще поселок известен своими вышивальщицами, создающими изделия владимирской глади (белое по белому) и миниатюрами из металла (солонки, сахарницы и прочая утварь). Тихая прелесть русской природы, ее очарование, легенды и сказки превращаются здесь в творения рук человеческих, украшая жизнь, оставаясь в истории на века.

 

 

10. ВЛАДИМИР

Итак, мы во Владимирской области, пожалуй, самой привлекательной и яркой  на Золотом кольце. Летопись впервые  упоминает о Владимире в 1108 г. Основание города было связано с  именем князя Владимира Мономаха, державшего в то время в своих руках плодородные земли. Защищаясь от набегов волжских булгар и враждебных рязанских и Муромских князей, Владимир Мономах приказывает насыпать земляные валы и укрепить поселение на высоком берегу Клязьмы. Новому городу было дано имя Владимир. Край этот долго именовался Залесским, так как находился далеко от Киева и Чернигова за глухими и дремучими лесами. Город становится пограничной крепостью Суздальского княжества. Возвышение и расцвет города начинается во времена княжения Андрея Боголюбского. Он превращает город в столицу Владимиро-Суздальского княжества. В 1158 г. на высоком холме началось строительство большого белокаменного Успенского собора. Белый, с золотыми куполами, богато украшенный золоченой медью и позолотой, фресками. Он поражал современников, производил огромное впечатление. Сочетание белого камня и золота было необычайно эффектно. Богатым был интерьер собора. Летописец с восторгом перечисляет серебряные и золотые сосуды, мозаичные полы, обилие света и большое количество светильников. Среди оборонительных сооружений Владимира особое место заняли сложенные из белого камня Золотые ворота (1164 г.). Вместе с тем они были местом торжественных встреч и проводов не только князей, но и ратников, отправлявшихся защищать Русь. У Золотых ворот встречали дружины Александра Невского и московского князя Дмитрия Донского. Под аркой ворот проезжали Дмитрий Пожарский и Александр Суворов. Могучие стены Золотых ворот выдержали натиск Батыя в 1238 г., не дав им ворваться в город через ворота. Довольно скоро Владимир становится одним из крупнейших городов на Руси. Но он оставался в основном деревянным и поэтому часто горел. Об одном из пожаров писал летописец в 1185 г. Он сообщает, что сгорел почти весь город, а Успенский собор весь сгорел. Зодчие не только восстановили его, но и дополнили, превратили храм в новый огромный собор с восемнадцатью колоннами. И вот над городом и речными просторами величаво поднялся пятиглавый Успенский собор. В нем вплоть до Ивана III возводили на княжеский престол не только владимирских, но и московских князей. Собор горел еще несколько раз, его грабили, он терял свой привлекательный вид. В 1408 г. для возобновления древней росписи собора из Москвы был прислан гениальный русский живописец Андрей Рублев с Даниилом Черным и учениками. Живописцам пришлось расписывать Успенский собор заново. Одновременно с росписью стен собора Андрей Рублев создал один из грандиознейших иконостасов того времени, где иконы основного ряда были более трех метров высоты. К сожалению, до нашего времени вся роспись не дошла. Фресковая роспись Андрея Рублева проникнута большим гуманизмом, фигуры людей грандиозны, их лица наделены национальными чертами, дышат душевной стойкостью и нравственной чистотой. В своих фресках Андрей Рублев раскрыл идеал своего современника и свое представление о человеке.В 1194 г. на княжеском дворе владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо начинается сооружение новой удивительной постройки, которая должна была олицетворять могущество и силу владимирского князя. Такой постройкой стал Дмитриевский собор. Этот храм благодаря необычной, богатой, декоративной росписи, обладал особой торжественностью и царственной величавостью. Белокаменная резьба как бы спадает тяжелой тканью от золоченой главы и завершается кистями колонок аркатурного пояса. Неизгладимое впечатление производит необычайное разнообразие животного и растительного мира. На его стенах крупный скульптурный портрет Всеволода III и его семьи, а также фигура Александра Македонского. Внутри собора сохранилась небольшая часть фресковой росписи, выполненная гениальными мастерами. 
На рубеже XII--XIII вв. в городе основывается княжеский женский монастырь. В отличие от более ранних построек Владимира он был сложен из тонкого кирпича - плинфы, а не из белого камня. В XVII в. собор монастыря был расписан замечательным русским мастером Марком Матвеевым. Жизнерадостная красочная живопись отражает личное отношение мастера к человеку. В XVII в. на территории древнего посада поднялась стройная, многоярусная церковь Богородицы. Недалеко от Золотых ворот появилась очень маленькая церковь Николы. В XVIII в. строится церковь Николы в Галлеях, церковь Спаса и Георгиевская, трехэтажная Никитская церковь.Бесценные памятники белокаменного зодчества с уникальными фресками были восстановлены советскими реставраторами и предстают теперь перед нами в их немеркнущей красоте.В середине XII в. недалеко от города Владимира на высоком берегу реки Клязьмы возводится княжеская резиденция Боголюбово. Летопись сообщает, что князь Андрей построил "город камен". Град Боголюбов был первым каменным городом Северной Руси, свидетелем возвышения, славы и трагической гибели одного из выдающихся людей Древней Руси -- князя Андрея Боголюбского. Именно сюда князь привез чудотворную икону Божьей Матери. Ныне на месте княжеской резиденции -- действующий женский монастырь. Здесь сохранился уникальный фрагмент бывшего дворца -- башня с винтовой лестницей и переход в собор. Прежде центральное место среди построек княжеской резиденции занимал Рождественский собор, окованный золоченой медью, площадь перед дворцом была выложена белокаменными плитами. Внутреннее убранство храма восхищало современников: фресковая роспись, необычные круглые столбы храма, его пол, выложенный из больших золоченых медных плит, огромное количество золотой и серебряной утвари, украшенной драгоценными камнями. Все это сверкало и переливалось в свете свечей, утверждая и подчеркивая могущество и богатство владимирского князя. В 1174 г. в результате боярского заговора Андрей Боголюбский был убит в своем загородном дворце. Среди поздних построек монастыря привлекает внимание пятиглавый храм в честь той, знаменитой иконы Божьей Матери (1866 г.), который схож с Храмом Христа Спасителя (арх. К. А. Тон). Сохранилась церковь Рождества Богородицы (1756 г.), Благовещенская трапезная церковь (1804 г.).Из великолепного тройного окна лестничной башни открывается замечательный вид на заливные луга, где проглядывает необычайно изящное здание белокаменного храма. Это церковь Покрова на Нерли (1165 г.), памятник, получивший благодаря совершенству своих форм мировую известность. Храм -- памятник воинской победе владимирских полков над волжскими булгарами, в то же время храм был памятником сыну Андрея -- Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью. Это был первый на Руси храм, посвященный новому празднику Покрова Богородицы. Необычайно трудная задача стояла перед мастерами, получившими от князя заказ на постройку этого храма на широком просторе. Усложняло дело то, что во время весеннего половодья все окрестные луга заливались водами Нерли и Клязьмы. Но зодчие великолепно справились с поручением. Они заложили на лугу фундамент из булыжника, на котором возвели из тесаного белого камня в два приема стены, ставшие основанием храма. Стены эти засыпали внутри и снаружи грунтом и плотно утрамбовали. В результате образовался храм, облицованный белым камнем. На этом мощном, высотой в 5,3 м, основании зодчие возвели очаровательный, по-девичьи грациозный храм Покрова на Нерли. Видимый издалека, храм поражает своей невесомостью, устремленностью вверх. "Как дым костра в безветрие, как пламя". Это достигнуто мастерами за счет большого числа вертикальных линий и незначительному наклону наружных стен внутрь. Стены храма украшены многочисленными женскими лицами, которые оттеняют пластичность стен.Великолепное зрелище представляет собой церковь Покрова на Нерли в весенний разлив, когда подобно белому лебедю, она плавно скользит среди огромного водного пространства. Так и стоит этот удивительный, незабываемый и одинокий храм, глядясь на протяжении веков в тихие воды Старицы, поражая всех своим совершенством."...И белая церковь глядится Из кленов и лип -- сюда, Как белоснежная птица Из мягкой листвы гнезда".Даниил Андреев.

Информация о работе Золотое кольцо России