Игрушка в жизни русского человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества и определить роль игрушки в жизни русского человека.
Объект исследования – русская народная игрушка.
Предмет исследования - игрушка в жизни русского человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
3-6
ГЛАВА 1. Историко-культурологические ОСОБЕННОСТИ Возникновения ИГРУШКИ………….…………

7-14
1.1 История возникновения игрушки в мире ………………………...
7-10
1.2. Общая характеристика игрушек современности ……………....
11-14
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ИГРУШКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОГО НАРОДА ……………………………………...

15-21
2.1. Русская народная игрушка: движение от истоков к современности …………………………………………………………………

15-18
2.2. Роль игрушки в жизни русского народа ….………………………
19-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………
22-24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………...
25-26

Вложенные файлы: 1 файл

Игрушка в жизни рус.чел.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

В крестьянских семьях к игрушкам относились очень бережно, их никогда не разбрасывали по избе, но всегда убирали в короб или корзину. Выходя замуж, девушка нередко брала куклы в дом мужа, их клали ей в приданое. Потом эти куклы переходили к ее детям.

Кроме того, любому крестьянскому ребенку была известна соломенная игрушка. Пучок соломы перекручивался так, что получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - готовы руки. Затем кукле приделывали косу или покрывали головку платком, одевали в лоскутки.

Еще один весьма популярный на Руси материал для изготовлениях различных изделий, в том числе и игрушек - глина. Игрушки из глины лепили руками, без специальных приспособлений еще в древности, до изобретения гончарного круга.

У нас в России искусство изготовления керамической игрушки, родившееся и развивавшееся в русле гончарного промысла, оформилось в самостоятельный промысел в конце XIX - начале XX века. Большой популярностью пользовались абашевские глиняные игрушки, дымковские, жбанниковские, каргопольские, филимоновские.

Отображались в глиняных фигурках в основном животные, сказочные существа, всадники, женские образы («барыня», «кормилица»), очень популярными были свистульки. Раскрашивались такие игрушки по-разному, в зависимости от традиций тех мест, где их создавали - яркими красками с последующим дополнением серебром или золотом; в темные цвета, на которые наносились пятна более светлых тонов, или, напротив, нанесением цветной росписи на белую фигурку.

Дымковские игрушки привлекают внимание яркими красками и наивно-детской простотой. Женские фигурки в цветных нарядах: белые юбки то в полоску, то в клетку, то в красных, зеленых, желтых кругах; кофты - и красные, и желтые, и зеленые: на голове - древнерусский кокошник или же модная когда-то шляпка. На щеках румянец, как два красных яблока. У одной в руках зонтик, у другой - ребенок, у третьей - курица, четвертая несет ведра на коромысле. Мужские фигурки чаще всего изображаются юмористически. Вот молодец в красной желтой рубашке, в зеленом колпаке, с балалайкой скачет на желтой свинье. Другой сидит на козле и играет на гармони. Белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свиньи разрисованы красными, черными, зелеными полосками, кругами… Как во многих других народных промыслах приемы лепки и росписи глиняных игрушек передавались по наследству.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что любая игрушка, созданная с душой и фантазией руками умелого человека - это поэзия, это крохотный, но яркий кусочек той части нашей жизни, в которой - все наше лучшее, ценное и доброе, где красивое отличается от безликого, родное - от случайно привнесенного.

 

 

 

2.2. Роль игрушки в жизни русского народа

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка», как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди [1, С.89-94].

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни [2, С.134-145].

Деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Не случайно, к примеру, у кукол не вырисовывали лиц: опасались, что игрушка, имеющая лицо, оживет и будет жить своей собственной жизнью, что могло бы навредить человеку. Куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей.

Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и «крупенички» - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая. Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество. Были и куклы – «пеленашки».Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его. Также были куклы – «московки» (кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), «столбушки» (кукла на берестяных трубочках) и толстушки - «костромушки» (толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

А вот древние игрушечные «свистелки», по представлению наших предков призванные отгонять от ребенка нечистую силу, злых духов, были и первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался ребенок.

Рассматривая образную символическую картину мира древних славян, применительно к игрушкам можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки буквально усыпаны изображениями птиц.

Птица - вестник небесного божественного мира - символизировала благодать Небесного Царства, радость ангельского пения, прославляющего Божий мир.

До сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготавливают мастера Сергиева Посада, можно увидеть контур Креста.

В противоположность этим традициям так называемые «современные игрушки », чаще всего произведенные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игрушка – это мир детства каждого человека. Можно сказать, что традиционная игрушка – это мир детства страны. Вместе с ростом интереса к собственным традициям растет и интерес к русской кукле, деревянной и глиняной игрушкам. Проводятся многочисленные ярмарки, салоны, выставки. Правда, пока интерес этот чисто ознакомительный. А ведь, пожалуй, игрушка – это одна из немногих сфер, где мы можем сохранить не только старые образцы, но и умирающие традиции.

Сегодня русская игрушка редкий гость в экспозициях музеев. Делалась она из подручных материалов и хранилась недолго. Лишь благодаря собирателям и энтузиастам, редкие экземпляры все-таки были сохранены.

Эти маленькие свидетели прошлых эпох теперь становятся объектами глубокого исследования с одной стороны искусствоведов, с другой – антропологов и культурологов всех мастей. Неудивительно, ведь игрушка оказывается тесно связанной со скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством. Она рассказывает об истории искусства прошлых веков.

С другой стороны, будучи потомком еще архаических традиций и практик, игрушка пропитана символизмом и тайным смыслом, трудно  понятным человеку не посвященному в суть древних культурных кодов. Эта двойственность делает ее единственной в своем роде. Нигде в мире ей просто нет аналогов.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Для привлечения духа умерших изготавливались фигурки, в которые они якобы должны были вселиться – прообразы будущих кукол.

Древние игрушки делались из подручных материалов родителями для своих детей. Уже в этой преемственности таится  ее суть, как проводника традиционных смыслов. На создание простой куклы отцом или матерью тратилось время свободное от тяжелой работы в поле, а времени такого было совсем немного. Потому игрушке всегда свойственны простота изготовления, экономия материала (берегся каждый лоскуток) и лаконизм передававшихся по наследству приемов. Понятие красоты было неотделимо от «полезного» и «доброго». Самое доброжелательное к человеку – Солнце (несущее свет и тепло) – отсюда преобладание на крестьянских игрушках  красного цвета и изобилие солярного («солнечного») знака в виде спирали.

Предпочтительными были образы коней и птиц – мир предков и мир богов. А идея плодородия подавалась через фигурки домашних животных и женщин.

Игры в куклы были для ребенка не просто развлечением, они подготавливали его к жизни и труду, развитию самостоятельности и смекалки, передавали традиции и опыт. Они изменялись с ростом ребенка, но никогда не меняли своей сути. Так, например, над колыбелью младенца вешали тряпочки, звенящие украшенные подвески.

Они и развлекали, и защищали ребенка от зла. Ведь, как считали крестьяне, нечистая сила боялась звона, шума, солнечных цветов и знаков. Годовалому ребенку мастерили каталку на палочке, конструкция, форма и декор которой имели архаичную форму.  В языческой культуре праславянской древности маленькие колесницы посвящали природным божествам, от которых зависел земледелец. Каталку мальчика – будущего защитника – украшали фигуркой коня, девочки – будущей продолжательницы рода – птичкой. Когда дети подрастали, отец вытесывал из древесных остатков сыну — коня, а дочери – куклу.

Всегда игрушку делали из того, что было под рукой. Остатки сарафана, отдельные лоскутки, деревяшки. А порой и из соломы. Такую куклу-стригушку, только большую, ставили между стеклами, где в морозные дни она напоминала о лете и солнце, а также вбирала в себя лишнюю влагу. Дети их получали только после «службы между рамами».

Осенью и зимой – когда время для рукоделия было больше – мастерились и украшались детские «потешки»: тряпичные куклы и глиняные свистульки – два основных вида русской игрушки. Если рассматривать ее с точки зрения материала.

Гораздо позже игрушка становится предметом ремесла.  «Потешки» выполнялись мастерами, для которых производство служило добычей средств к существованию. В крестьянской семье в дополнение к основному гончарному промыслу делали на продажу глиняную игрушку.

Постепенно производство игрушек вышло за рамки одной семьи или двора. Возникали крупные промысловые центры. Как Сергиев Посад с его деревянными изделиями. Существует предание, что первую игрушку здесь вырезал сам Сергий Радонежский. А в XVII веке город стал крупнейшим центром по производству «потешных возков», коней и птиц [15, С.320].

Интересно отметить, что до определенного времени крестьянские и царские дети играли одними и теми же игрушками. Игрушки самого Петра I, а также те, которые приобретались для его детей  - лошадки, фигурки коров, оленей, петуха и утки близки по описанию Сергиево-Посадским изделиям.

Еще полвека назад почти в каждой деревенской семье, а порой и в городской, играли самодельными куклами. Но постепенно, с ростом промышленных предприятий, миллионами начали выпускать игрушки из пластмассы. Традиция домашней куклы почти «умерла».

Не устарела лишь тряпичная кукла. Глиняные и деревянные игрушки тоже сохраняют традиции. Но, воспринимаются они уже не как предмет детских забав, а как национальный сувенир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аркин, Е.А. Из истории игрушки / Е.А. Аркин // Дошкольное воспитание. – 1995. - №3. – С.89-94.
  2. Батурина, Е. Игрушки в семье / Е. Батурина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №9. - С. 134-145.
  3. Букин, А. Игры и игрушки / А. Букин // Семья . - 2000. - №14. - С.6-8.
  4. Иванова, Е. Какие бывают игрушки / Е. Иванова // 9 месяцев.- 2001.- №12.- С. 11-14.
  5. Игрушка в жизни ребенка / Под ред. Е.А. Коссаковской. - М.: Просвещение, 2000. - 357с.
  6. Коняев, Н. Игрушки русских императоров / Н. Коняев. - М.: Подъем, 2002. - 169с.
  7. Крупская, Н.К. Об игрушках для дошколят / Н.К Крупская. – М.: Политиздат, 1980. - 596с.
  8. Линькова, Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей / Н.П Линькова. – М.: Просвещение, 2000. – 612 с.
  9. Локшин, А. Игрушки древнего мира / А. Локшин // Дошкольное воспитание. – 2000. - 123 с.
  10. Менджерицкая, Д.В. Из истории игрушки / Д.В. Менджерицкая // Дошкольное образование. - 2005. - № 9. - С. 21-29.
  11. Менджерицкая, Д.В. Об игре и игрушке / Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание. – 2001. - №3. – С. 126-134.
  12. Мухина, В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка / В.С. Мухина // Вопросы психологии. – 1998. - № 2. – С. 398-435.
  13. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 284 с.
  14. Первушина, О.М. Столбова, В.Г. Русская матрешка / О.М. Первушина, В.Г. Столбова. - М.: Мозаика, 2002. - 534с.
  15. Русская игрушка: Советская Россия. - М.: Наука, 1987. - 544с.
  16. Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2006. – 127 с.
  17. Соловьёва, Л.Н. Игрушка / Л.Н.Соловьёва. - М.: Интербук-бизнес, 2002. – 340 с.
  18. Соломенникова, О.А. Радость творчества / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез,2008. - 250 с.
  19. Русские художественные промыслы / Под ред. Л.Киселёвой. - М.: Астрель, 2010. – 425 с.
  20. Телегина, В. Древние символы народного искусства. История русской народной игрушки / В. Телегина // Начальная школа - 1997. - №24.- С.1-9.
  21. Урунтаева, Г.А. Роль игрушки в развитии ребенка: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1997. – 627с.
  22. Челазнова, Г., Орлова, О. Игрушка в жизни малыша / Г. Челазнова,  О.Орлова //Дошкольное образование. - 2002. - №5. - С.2-9.
  23. Чередникова, М.П. Куклы в играх современных детей / М.П. Чередникова // Живая старина. - 2006. - №1. - С.18-24.

Информация о работе Игрушка в жизни русского человека