Индуистско-буддийская традиция - цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:48, реферат

Краткое описание

Главной отличительной чертой этого типа культуры является слияние религии и философии. Главными в учении Будды (основатель буддизма) являются нравственные нормы поведения человека. Через нравственность, размышление и созерцание человек может достичь истины, прийти к своему совершенству. Для индо - буддийской культуры характерны культ Будды, монашество, аскетизм, отрешенность от мира, индивидуализм, метафизичность представлений о мире.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по культурологии.docx

— 25.13 Кб (Скачать файл)

Индуистско-буддийская традиция-цивилизация.

 

1. Индо-буддийский тип культуры

Главной отличительной чертой этого типа культуры является слияние  религии и философии. Главными в  учении Будды (основатель буддизма) являются нравственные нормы поведения человека. Через нравственность, размышление  и созерцание человек может достичь  истины, прийти к своему совершенству. Для индо - буддийской культуры характерны культ Будды, монашество, аскетизм, отрешенность от мира, индивидуализм, метафизичность представлений о  мире.

1.2 Особенности миропонимания в индо-буддийской культуре

1. Космическое мировидение.  Все существующее в мире, в  т.ч. человек, - частицы единого всеобъемлющего целого, единого организма Космоса/Абсолюта/Брахмана: «Люди, вещи, мы сами, события, боги, титаны, ангелы - это единый божественный Брахман.» Брахман - это «реальность-сознание-блаженство (ананда)». Живое безличное и всеобъемлющее целое пронизывает все сущее. Все одухотворено.

Космос - живой одухотворенный мир. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь.

2. Религиозно-этическая доминанта.  Праведная жизнь, поддерживающая  божественный космический порядок  находится в центре внимания  индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы  космоса, человек поддерживает  порядок выполнением предписанных  ему обязанностей. Процессы природы  неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны  религиозным предписаниям. Правые  нормы не развиты. Поведение  подчиняется религиозно-этическим  предписаниям. Индо-буддийская культура - царство этики и религии.

3. Основные понятия в  картине мира - дхарма, карма,сансара, мокша.

Дхарма, букв. «то, что держит», это обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны ыполнять свой долг.

Карма - сумма праведных  и неправедных дел живого существа, определяющая его судьбу в последующих  перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и  проч. в последующих воплощениях. Последствия совершенного зла нельзя исправить покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений - соединение с Абсолютом.

Следствия кармического мировоззрения - безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству  и угнетению, заботливое доброжелательное отношение ко всему живому.

Сансара - повторяющиеся  циклы рождения и смерти в материальном мире.

Мокша - преодоление закона кармы, освобождение от оков материального  существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом. «Смерть  навсегда» в материальном мире и  вечное блаженство.

4. Равновесие двух полюсов  жизненных целей. На одном полюсе  жизненный целей, заявленных в  кульуте, - отрешенность от мира, аскетизм, самоуглубленность. Посох отшельника стал одним из символов индо-буддйской культуры.

На другом полюсе - жизнерадостность, гедонизм, беззаботность.

5. «Бегство от мира»  как высшая жизненная цель. Высшей  жизненной целью провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Поэтому разрабатываются утонченные методы психологического самонаблюдения, медитации, освобождения «от себя». Неслучайно лингвисты заметили, что именно в языке санскрита больше всего психологических терминов.

6. Склонность к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека.

В индо-буддийской культуре моральный капитал определяет престиж  и влияние человека. Предписываемыми ключевыми добродетелями являются: - самообладание, воздержанность, умеренность, самоограничение; - неприменение насилия, непричинение вреда живому, всепрощение, смирение, терпение, правдивость; - развитие трансцендентного знания, преданность возвышенным мыслям.

Ненасилие - одно из ведущих  предписаний дхармы. Оно предполагает ненасилие не только по отношению  к человеку, но и к животным. Не только в физическом смысле, но и  в моральном: «Где бы не возникала  ссора, где бы вам не противостоял оппонент, покоряйте его с любовью.». Норма ненасилия объясняет тот факт, что многие индийцы - вегетарианцы.

Мораль требует всегда и везде совершать добрые дела, направленные на освобождение живых  существ от неведения и страданий. Стратегия освобождения от страстей и желаний - желания нужно нейтрализовать, а не подавлять.Одной из особенностей индо-буддийской этики является ее своеобразный индивидуализм. Человек индивидуально и напрямую общается с космосом. Одиночна медитация, еда, танец.

1.4 Религия в индо-буддийской культуре

Индо-буддийская культура - это царство религии: - религиозно-нравственный свод правил поведения и важнейшие обряды выполняются большинством населения; - большинство праздников носит религиозный характер, посвящается отдельным богам, группам богов, мифологическим героям. Например, праздник Холи посвящен Вишну в образе Кришны. Праздник Шиврати посвящен Шиве. Праздник Басора - в честь богини Ситла, спасающей от оспы. Наг-панчли - в честь бога-змеи, кобры. Есть праздник победы Рамы над демоном. Их элементы - праздничные богослужения, жертвоприношения цветов, фруктов, сластей, домашних животных и т.д.;

- философия, искусство,  литература глубоко религиозны;

- традиционный индийский  календарь носит религиозный  характер, в нем выделяются год  ангела, год Брахмы, год Кешавы, год Махадевы, год Ишвары и т.д.;

- в постройках представлено  множество храмов, иногда тысячи  в одном городе. Существует бесчисленное множество объектов обожествления: животные (корова, обезьяна, кобра, мифическая птица Гаруда, слон, белка, тотемные животные); источники вод (Ганг и Джамна - места самых многолюдных паломничеств, совершающихся раз в 12 лет); камни; растения; души предков; герои эпоса; легендарные мудрецы (риши, первое место среди них занимают 7 главных авторов ведических гимнов - махариши); полубоги и духи (гандхавы - небесные воины, апсары - небесные красавицы и танцовщицы, якши - покровители лесов, ракшасы - демоны хорошие и плохие); боги и богини.

Условно выделяют две основные религии: индуизм и буддизм.

Индуизм - религия, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (ок. 95% всех индуистов - в Индии). Сформировалась в 1-м тыс. н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений, и соблюдением кастовых бытовых правил .

Буддимзм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Условность объясняется, во-первых, тем, что на родине индо-буддийской культуры - Индии нет понятий «религия»  или «индуизм». Религией европейские ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным Во-вторых, условность определяется размытостью многочисленных школ и сект внутри буддизма и индуизма, так что некоторые секты индуизма различаются заметнее, чем буддизм и индуизм. Буддизм и индуизм сходны в многообразии сект, синкретизме, слиянии с повседневным образом жизни людей. Буддизм впитал в себя предшествующие проиндуистские учения и в свою очередь учение Будды срослось с учением индуизма. В храмах Ориссы джайнские и буддийские святые помещены рядом с брахманистскими богами. Индуизм заимствовал элементы культа, искусства и даже святилища буддизма. Народные версии буддизма неотличимы от индуизма. В Индии культурологи включают буддизм в брахманистско-индуистскую традицию. Тем не менее сохраняется европейская традиция разделения этих религий.

2. Религиозно-философские системы Индии

В созерцательно-психологической  философии древней Индии есть два фундаментальных деления  разнообразных направлений и  школ. 1. Настика (он не существует, его нет) и астика (он есть, существует), различающиеся пониманием трансцендентного. Первый тип философских школ не признает существование трансцендентного мира (фактически бога) и жизнь после смерти. Второй - признает. Однако, это не совпадает полностью с различением теизма и атеизма. Различение настики и астики является исторически более ранним. 2. Позже возникает различение ортодоксальных и неортодоксальных школ по их отношению к Ведам - священным текстам, в которых осуществляется переход от предфилософии к философии.

Направления астики совпадают с ортодоксальными школами. Среди неортодоксальных есть как астики, так и настики. Традиции религиозной философии являются доминирующими в индийской философии, не случайно самые известные и дошедшие до наших дней ее ветви: индуизм и буддизм, - превратились в религиозные системы. Поскольку буддизм со временем практически уходит из Индии в более северные страны, то традиции астики и ортодоксии, приведшие, в конце концов, к возникновению индуизма, определяют характер исторического развития индийской философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

2) Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты.

В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. 

3) Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию. Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой

Итак, Первая Истина  — это истина о страдании.

Вторая Благородная Истина — истина о причине страдания. Эта причина  — влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле, воля к жизни, как сказал бы увлекавшийся буддизмом и другими индийскими учениями А. Шопенгауэр.


Информация о работе Индуистско-буддийская традиция - цивилизация