Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:27, реферат
Вашему вниманию представлена работа по теме «Инквизиция». Самое мощное оружие антирелигиозной пропаганды история самой религии, историческая истина, противопоставленная церковным вымыслам и легендам, а в истории религии – самое потрясающее явление – инквизиция. Из данного реферата вы узнаете о явлении – инквизиция, что это такое, что это подразумевает, в каких временах происходило и есть ли в современном мире, - в общем историю и происхождение, основателей, последователей и сторонников.
1. Введение 3
2. Возникновение инквизиции. 4
3. Инквизиционная система. 6
4. Инквизиция с 13 в. до нашего времени. 9
5. Заключение 13
6. Литература 14
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине культурология на тему
Инквизиция
Проверила: Выполнил:
____________ _________________
(личная подпись)
(расшифровка подписи)
Оценка:
«_______________»
«____»_________2010 года
Пермь, 2010г.
Оглавление
Вашему вниманию представлена работа по теме «Инквизиция». Самое мощное оружие антирелигиозной пропаганды история самой религии, историческая истина, противопоставленная церковным вымыслам и легендам, а в истории религии – самое потрясающее явление – инквизиция. Из данного реферата вы узнаете о явлении – инквизиция, что это такое, что это подразумевает, в каких временах происходило и есть ли в современном мире, - в общем историю и происхождение, основателей, последователей и сторонников.
ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — расследование), судебный институт католической церкви, предназначенный для выявления и искоренения "ересей"1.
В XII в. католическая церковь столкнулась с ростом оппозиционных религиозных движений в Западной Европе, прежде всего с альбигойством2 (катары). Для борьбы с ними папство возложило на епископов обязанность выявлять и судить "еретиков", а затем передавать их для наказания светским властям ("епископская инквизиция"); этот порядок был зафиксирован в декретах Второго (1139 г.) и Третьего (1212 г.) Лютеранских соборов, буллах Луция III (1184 г.) и Иннокентия III (1199 г.). Впервые эти постановления были применены во время Альбигойских войн (1209-1229 гг.). В 1220 г. их признал германский император Фридрих II, в 1226 г. — французский король Людовик VIII. С 1226-1227 гг. высшей мерой наказания за "преступления против веры" в Германии и Италии стало сожжение на костре.
Однако "епископская инквизиция" оказалась мало эффективной: епископы находились в зависимости от светской власти, а подчиненная им территория была невелика, что позволяло "еретику" легко укрыться в соседнем диоцезе. Поэтому в 1231 г. Григорий IX, отнеся дела о ереси к сфере канонического права, создал для их расследования постоянный орган церковной юстиции — инквизицию. Первоначально направленная против катаров и вальденсов, она вскоре обратилась против других "еретических" сект — бегинов, фратичелли, спиритуалов, а затем и против "колдунов", "ведьм" и богохульников.
В 1231 г. инквизиция была введена в Арагоне, в 1233 г. — во Франции, в 1235 г. — в Центральной, в 1237 г. — в Северной и Южной Италии.
Инквизиторы рекрутировались из членов монашеских орденов, прежде всего доминиканцев3, и подчинялись непосредственно папе. В начале 14 в. Климент V установил для них возрастной ценз в сорок лет. Первоначально каждый трибунал возглавлялся двумя судьями с равными правами, а с начала 14 в. — только одним судьей. С 14 в. при них состояли юристы-консультанты (квалификаторы), определявшие "еретичность" высказываний обвиняемых. Кроме них, в число служащих трибунала входили нотариус, заверявший показания, понятые, присутствовавшие при допросах, прокурор, врач, следивший за состоянием здоровья обвиняемого во время пытки, и палач. Инквизиторы получали годовое жалование или часть конфискованного у "еретиков" имущества (в Италии одну треть). В своей деятельности они руководствовались как папскими постановлениями, так и специальными пособиями: в ранний период наибольшей популярностью пользовалась Практика инквизиции Бернара Ги (1324 г.), в позднее средневековье — Молот ведьм Я.Шпренгера и Г.Инститориса (1487 г.).
Существовало два типа инквизиционной процедуры — общее и индивидуальное расследование: в первом случае опрашивалось все население данной местности, во втором — через кюре делался вызов определенному человеку. Если вызванный не являлся, его подвергали отлучению. Явившийся давал клятву чистосердечно рассказать все, что ему известно о "ереси". Сам ход разбирательства хранился в глубокой тайне. Широко использовались пытки, разрешенные к применению Иннокентием IV (1252 г.). Их жестокость вызывала порой осуждение даже у светских властей, например, у Филиппа IV Красивого (1297 г.). Обвиняемому не сообщались имена свидетелей; ими могли стать даже отлученные от церкви, воры, убийцы и клятвопреступники, показания которых никогда не принимались в светских судах. Он был лишен возможности иметь адвоката. Единственным шансом для приговоренного была апелляция к Св. Престолу, хотя формально и запрещенная буллой 1231 г.. Человек, некогда осужденный инквизицией, в любой момент мог быть вновь привлечен к судебной ответственности. Даже смерть не прекращала процедуру расследования: в случае признания виновным уже умершего его прах извлекали из могилы и сжигали.
Система наказаний была установлена буллой 1213 г., декретами Третьего Лютеранского собора и буллой 1231 г.. Осужденные инквизицией передавались гражданским властям и подвергались светским наказаниям. "Еретику", "раскаявшемуся" уже в ходе процесса, полагалось пожизненное заключение, которое инквизиционный трибунал имел право сокращать; такой вид наказания являлся новшеством для пенитенциарной системы средневекового Запада. Узники содержались в тесных камерах с отверстием в потолке, питались лишь хлебом и водой, иногда заковывались в кандалы и цепи. В позднее средневековье тюремное заключение порой заменялось каторжными работами на галерах или в работных домах. Упорствующий "еретик" или вновь "впавший в ересь" приговаривался к сожжению на костре. Осуждение нередко влекло за собой конфискацию имущества в пользу светских властей, которые возмещали расходы инквизиционного трибунала; отсюда особый интерес инквизиции к состоятельным людям.
Для тех же, кто являлся с повинной в инквизиционный трибунал в течение "срока милосердия" (15-30 дней, считая от момента прибытия судей в ту или иную местность), отводившегося для сбора информации (доносы, самооговоры и пр.) о преступлениях против веры, применялись церковные наказания. К ним относились интердикт (запрет на отправление богослужения в данной местности), отлучение от церкви и разные виды епитимьи — строгий пост, длительные молитвы, бичевание во время мессы и религиозных процессий, паломничество, пожертвования на богоугодные дела; успевший покаяться ходил в особой "покаянной" рубахе (санбенито).
13
век оказался периодом апогея
инквизиции. Эпицентром ее активности
во Франции стал Лангедок, где
с необычайной жестокостью
Инквизиция нередко наталкивалась на сопротивление местного населения: в 1233 г. был убит первый инквизитор Германии Конрад Марбургского (это привело к почти полному прекращению деятельности трибуналов в германских землях), в 1242 г. — члены трибунала в Тулузе, в 1252 г. — инквизитор Северной Италии Пьер Веронский; в 1240 г. против инквизиторов восстали жители Каркассона и Нарбонна.
В середине 13 в., опасаясь растущего могущества инквизиции, ставшей вотчиной доминиканцев, папство попыталось поставить ее деятельность под более строгий контроль. В 1248 г. Иннокентий IV подчинил инквизиторов епископу Ажанскому, а в 1254 г. передал трибуналы в Средней Италии и Савойе в руки францисканцев, оставив за доминиканцами только Лигурию и Ломбардию. Но при Александре IV (1254-1261 гг.) доминиканцы взяли реванш; во второй половине 13 в. они фактически перестали считаться с папскими легатами и превратили инквизицию в самостоятельную организацию. Пост генерала-инквизитора, через которого папы осуществляли надзор за ее деятельностью, по многу лет оставался вакантным.
Многочисленные жалобы на произвол трибуналов заставили Климента V реформировать инквизицию. По его инициативе Вьеннский собор 1312 г. обязал инквизиторов согласовывать судебную процедуру (особенно применение пыток) и приговоры с местными епископами. В 1321 г. Иоанн XXII еще более ограничил их полномочия. Инквизиция постепенно приходила в упадок: судьи периодически отзывались, их приговоры часто кассировались. В 1458 г. жители Лиона даже арестовали председателя трибунала. В ряде стран (Венеция, Франция, Польша) инквизиция оказалась под контролем государства. Филипп IV Красивый в 1307-1314 гг. использовал ее как инструмент для разгрома богатого и влиятельного ордена тамплиеров4; с ее помощью германский император Сигизмунд расправился в 1415 г. с Яном Гусом, а англичане в 1431 г. с Жанной д’Арк. Функции инквизиции передавались в руки светских судов, как ординарных, так и экстраординарных: во Франции, например, во второй половине 16 в. дела о "ереси" рассматривались и парламентами (судами), и специально созданными для этого "огненными палатами" (chambres ardentes).
В конце XV в. инквизиция пережила свое второе рождение. В 1478 г. при Фердинанде Арагонском и Изабелле Кастильской она была учреждена в Испании и в течение трех с половиной столетий являлась орудием королевского абсолютизма. Испанская инквизиция, созданная Т.Торквемадой, прославилась особой жестокостью; главным ее объектом стали недавно обращенные в христианство иудеи (мараны) и мусульмане (мориски), многие из которых тайно продолжали исповедовать прежнюю религию. По официальным данным, в 1481-1808 гг. в Испании на аутодафе (публичная казнь "еретиков") погибло почти 32 тыс. человек; 291,5 тыс. подверглись другим наказаниям (пожизненное заключение, каторга, конфискация имущества, позорный столб). Введение инквизиции в Испанских Нидерландах стало одной из причин Нидерландской революции 1566-1609 гг.. С 1519 этот институт действовал в испанских колониях Центральной и Южной Америки.
В конце 15 в. инквизиция приобрела особое значение и в Германии; здесь, помимо "ересей", она активно боролась с "ведовством" ("охота на ведьм"). Однако в 1520-х в немецких княжествах, где победила Реформация, с этим институтом было покончено навсегда. В 1536 г. инквизиция была учреждена в Португалии, где развернулось преследование "новых христиан" (иудеев, принявших католицизм). В 1561 г. португальская корона ввела ее в своих индийских владениях; там она занялась искоренением местного "лжеучения", соединявшего черты христианства и индуизма.
Успехи Реформации побудили папство трансформировать инквизиционную систему в сторону большей централизации. В 1542 г. Павел III учредил постоянную Священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции (Священная канцелярия) для надзора за деятельностью трибуналов на местах, хотя реально ее юрисдикция распространялась только на Италию (кроме Венеции). Канцелярия возглавлялась самим папой и состояла сначала из пяти, а затем из десяти кардиналов-инквизиторов; при ней функционировал консультативный совет из специалистов по каноническому праву. Она также осуществляла папскую цензуру, с 1559 г. издавая “Индекс запрещенных книг”5. Самыми знаменитыми жертвами папской инквизиции были Джордано Бруно и Галилео Галилей.
Начиная с века Просвещения инквизиция стала терять свои позиции. В Португалии ее права были значительно урезаны: С. де Помбал, первый министр короля Жозе I (1750-1777 гг.), в 1771 г. лишил ее права цензуры и ликвидировал аутодафе, в 1774 г. запретил применение пыток. В 1808 г. Наполеон I полностью упразднил инквизицию в захваченных им Италии, Испании и Португалии. В 1813 г. Кадисские кортесы (парламент) отменили ее и в испанских колониях. Однако после падения Наполеоновской империи в 1814 она была восстановлена как в Южной Европе, так и в Латинской Америке. В 1816 г. папа Пий VII запретил применение пыток. После революции 1820 г. институт инквизиции окончательно прекратил свое существование в Португалии; в 1821 г. он него отказались и латиноамериканские страны, освободившиеся от испанского владычества. Последним казненным по приговору инквизиционного суда стал испанский учитель К. Риполь (Валенсия; 1826 г.). В 1834 г. инквизиция была ликвидирована в Испании. В 1835 г. папа Григорий XVI официально отменил все местные инквизиционные трибуналы, но сохранил Священную канцелярию, чья деятельность с этого времени ограничилась отлучениями от церкви и изданием Индекса.
Ко времени Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг. Священная канцелярия оставалась лишь одиозным пережитком прошлого. В 1966 г. папа Павел VI фактически упразднил ее, преобразовав в Конгрегацию вероучения с чисто цензурными функциями; Индекс был отменен.